Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие отечественной системы образования сегодня строится в рамках принципов гуманизации и индивидуализации и подразумевает учет психологических особенностей развития каждого ребенка и реализацию условий, способствующих полноценному развитию всех аспектов личности ребенка. В настоящее время меняется отношение общества и государства к лицам с особыми образовательными потребностями, включая детей-инвалидов, детей-сирот и т. д.
Актуальность исследования обусловлена наличием специфики развития детей-инвалидов, которые многоплановы и разнообразны. Это и сложности, которые связаны непосредственно с особенностями того или иного ограничения здоровья и различные факторы, которые оказывают отрицательное воздействие на семью ребенка-инвалида. К подобным негативным факторам, помимо стигматизации, которой подвергаются и инвалиды и члены семьи можно отнести и встречающуюся некомпетентность специалистов, которые работают с детьми с ОВЗ и их семьями в сфере оказания психолого-педагогической и социальной помощи. Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов направлено на комплексное восстановление и компенсацию социально-психологических отношений, на реабилитацию и реализацию личностного потенциала на «ресоциализацию личности».
В настоящее время остро ощущается потребность выстраивания полноценной, эффективной модели психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, с учетом развития науки, культуры, техники, экономики и информационных технологий, а также, существование, с другой стороны, спроса государства и граждан на получение помощи, с учётом новых условий.
Проблема исследования психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов является не только научно актуальной, но и жизненно значимой, что обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов».
Степень разработанности проблемы исследования.
В отечественной литературе характеристика процесса развития и формирования личности, ее социализации представлены в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, Н.В.Андреенковой, Л.И. Анцыферовой, А.Г.Асмолова, А.В. Мудрика, А.А.Налчаджяна, В.П. Петрова, Х.Ф. Сабирова, Д.И. Фельдштейна и др.,
Социально-педагогический аспект проблемы ресоциализации личности рассматривается в работах С.А. Алексеева, С.А. Беличевой, В.Г.Бочаровой, Л.Д. Гонеева, В.Д. Семенова, С.В.Тетерского, О.Ю.Мацукевич и др., в которых анализируется практический опыт, накопленный в разных регионах страны по созданию системы поддержки. Оказание помощи личности, переживающей социальные проблемы инвалидизации, исследовалось в работах О.В. Котовой и др.
Вопросы психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов поднимались в работах Л.С.Выготского, С.С.Федоровой, А.И.Копытина, В.В.Семаго, О.А.Мизиной и др.
Цель исследования: изучение психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов.
Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие психолого-педагогического сопровождение детей-инвалидов;
- обосновать особенности психолого-педагогического сопровождения семьи с детьми-инвалидами;
- изучить специфику социализации ребенка-инвалида;
-провести анализ технологий психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов.
Методологические основы исследования.
Исследование адаптации и компенсаторного развития личности, ресоциализации основывается на идеях социально-биологической обусловленности развития человека как личности, системного подхода, позволяющего исследовать психолого-педагогические аспекты социального взаимодействия и т.д.
Для проверки предположений и решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретического анализа, (абстрагирования, конкретизации, обобщения, синтеза); прогностические методы (моделирование).
Полученные результаты исследования и рекомендации могут быть использованы в обучающей, консультативной и коррекционной работе.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов
1.1.Понятие психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов
Последние несколько лет из определения психологической помощи как взаимосвязи основных направлений деятельности психолога в образовании, вычленились представления о психологическом сопровождении ребенка. Это определение, было выдвинуто Г. Бардиер, М. Р. Битяновой, И. Рамазан, Т. Чередниковой [11].
В настоящее время широко распространено понятие о сопровождении, как о всевозможных технологиях оказания специальной помощи ребенку в условиях поэтапного образования, технологиях взаимодействия психолога с другими специалистами образования, с образовательной средой в целом.
Согласно толковому словарю термин «сопровождать» трактуется как «идти вместе с кем-либо в качестве спутника». Согласно словарю В. Даля, термин сопровождать, означает действие по глаголу «сопутствовать, следовать». Для определения терминов, обозначающих психологическую помощь психологически здоровым людям, используется определение «содействие» (И. Дубровина, К. Гуревич), «социально-психологическое» или «психологическое сопровождение» (Г. Бардиер, А. Деркач, М. Битянова, В. Мухина). Из всех выше перечисленных терминов широко используется в практике термин «сопровождение». По-своему значению определение «сопровождение» близко таким понятиям, как «совместное передвижение, со-действие» Проведенный Мизиной О.А. анализ систем сопровождения показал, что все отечественные подходы построения сопровождения формируются в парадигме содействия Там же. Авторы отмечают важность таких аспектов сопровождения, как учет самостоятельности ребенка и его самоопределение в жизненном и профессиональном выборе.
Исходя из этого, сопровождение определяется, как поддержка психического здоровья человека, имеющего те или иные трудности в личностном развитии. В целом сопровождение необходимо рассматривать, как системную совокупность социально-психологической и медико-психологической помощи семье и личности.
Только последние десятилетия в российской психологической практике стала формироваться система сопровождения детей-инвалидов. Всевозможные экономические и социальные условия в различных областях РФ, способствовали появлению разнообразных моделей, служб и центров сопровождения. Тем не менее, они руководствуются единственными по смыслу и содержанию программами коррекции детей-инвалидов [1].
На данный момент процедура формирования системы психологического сопровождения из неорганизованного периода переходит к конструктивному. Многие десятилетия в РФ развитие структуры массового и специального образования протекало параллельно. В начале нашего века наметились следующие тенденции:
- сформировано целостное образовательное пространство;
- главным направлением в обучении детей с особыми образовательными потребностями становится интеграция.
В связи с этим, повышается роль психологического сопровождения ребенка в процессе интеграции в социум и образовательную среду.
Современная отечественная концепция инклюзивного обучения выстраивается на трех основополагающих принципах: интеграция через своевременную коррекцию, интеграция посредством коррекционной помощи каждому интегрированному ребенку; интеграция через специализированный отбор детей для соответствующего обучения.
Имеется ряд теоретических концепций и моделей инклюзивного обучения детей-инвалидов, но попыток создания оптимальных условий на практике в настоящее время не так много. При этом необходимо учитывать тот факт, что современная психология не имеет комплекта экспериментальных разработок, которые позволили бы раскрыть всевозможные особенности психологического сопровождения детей-инвалидов в массовую среду, отмечают Семаго М. М., Семаго Н.Я. [23].
Наряду с этим выходит из поля зрения психологов проблема адаптации подобных детей в социум, в среду их сверстников и психологическое сопровождение такого процесса. Источником подобной проблемы в психологической практике служит рассогласованность между программой обучения и самим процессом психологического сопровождения.
Структура же психологического сопровождения в современном обществе развивается предельно интенсивно во многих странах мира. Подобная работа представлена в рамках психологической консультативной службы, и первоначально охватывала лишь учащихся старших классов, позже была более расширена и на данном этапе ее задачей становиться развитие личности самого учащегося, впоследствии ставшей основной и приоритетной задачей. На данном этапе подобная модель психологической помощи подразумевает под собой 3 сферы деятельности: специалист - консультант - тьютор. Целью подобной службы является оказание содействия полноценному развитию возможностей каждого ребенка. Реализацию цели обуславливает целый ряд частных задач, от изучения проблем до разработки соответствующей программы действий. Психолог здесь работает с детьми с особыми образовательными потребностями, имеющими отклонения в своем развитии как интеллектуальной, так и эмоциональной сферах. В рамках подобной работы проводятся сеансы психотерапии и психологического консультирования. Вся деятельность психологической службы проводится в подразделениях: измерение, информационное консультирование, направление, контроль. Такая связь с клиентами позволяет вносить изменения в работу психологической службы на основании этого и происходит корректировка программ обучения и коррекции.
Круг исследователей, занимающихся проблемами психологического сопровождения развития ребенка считают важным высказывание о том, что носителем проблемы в каждом конкретном случае является и сам ребенок, и его ближайшее окружение. Основными категориями психологического сопровождения в условиях образовательных учреждений Л. М. Шипицина считает рекомендательный характер предоставляемых советов сопровождающего, комплексный подход сопровождения.
Из многообразия видов психологической деятельности, в моделях превалируют следующие приоритеты и их этапность: профилактика, экспертиза, психологическое просвещение, коррекция, пропедевтика, консультирование, диагностика.
Т. И. Чиркова полагает, что отличие моделей психологического сопровождения находится в области средств и путей центрации схожих составляющих профессиональную деятельность психолога.
Н. Г. Осухова определяет психологическое сопровождение как помощь, под которой подразумевается специально организованный процесс, характеризуется созданием условий для реализации индивидуально личностного потенциала. Психолог играет здесь роль партнера, создающего также условия, при которых ребенок благоприятно проходит кризисный период, и поднимается на новую ступеньку в личностном развитии. Автор полагает, что в каждом новом случае, сопровождение характеризуется особенностями развития личности и семьей, которые в свою очередь представляют психологическую помощь, и ситуации в которой проводится сопровождение11.
В целом, проанализировав выше изложенные концепции и модели, можно сделать вывод о том, что вопрос психологического сопровождения в образовании рассматривается с точки зрения подхода к развитию личности и как стратегия реализации ее индивидуального потенциала.
Исходя из этого психологу важно отличать средства, объекты и предметы сопровождения. Основываясь на этом и формулируется структура деятельности психолога. Благодаря этому появляется возможность определить и частные случаи