Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема пространства и времени и их соотношения является объек-том исследования многих научных дисциплин. Категории пространства и времени являются фундаментальными как в точных науках, так и во многих гуманитарных - философии, эстетике, искусствознании, литературоведении, лингвистики.
На сегодняшний день существует необходимость рассмотреть данные категории не только как универсальные категории бытия с философской точки зрения, но и как одни из главных свойств текста.
Вопросы организации времени и пространства привлекает внимание философов, психологов, литературоведов и лингвистов. Но стоит отметить, что на сегодняшний день однозначное понимание данных феноменов отсут-ствует.
При этом одной из перспективных областей исследования простран-ства и времени являются художественные тексты, где они выступают в каче-стве основы того или иного произведения при формировании идейно-композиционного плана повествования.
В современном литературоведении и лингвистике проблема пространства и времени выступает одной из главных. Пространственно-временную проблематику изучают многие исследователи (А.А. Абдуллина, О.В. Агрова, В.Д. Аракин, М.В. Бадхен и др.). Они в своих трудах указывают на то, что время и пространство, выступая в качестве наиболее важных характеристик реальности, охватывая быт, сознание человека, являются объективными условиями создания художественного произведения; выполняют важную функцию в процессе организации мировосприятия писателя и таким образом обусловливают специфику организации индивидуальной картины мира автора. Пространство и время, укрепляя внутренние закономерности текста, содействуют формированию индивидуального авторского стиля, выступают в роли неких
композиционных стержней, средств внутренней организации текста, а также развертывания художественных образов.
Таким образом, изучений организации выражения категорий времени и пространства дает возможность более глубоко проникнуть в сущность смысловых отношений в языке в целом, а также в отдельном художественном тексте.
Материалом данного исследования является хронотоп в романе В. Вульф "На маяк"
В целом художественный мир прозы В. Вульф изучен основательно. Проанализированы сюжетно-композиционные особенности, средства выра-жения авторской позиции, стилистическое своеобразие ее романов.
Многие закономерности, выявленные исследователями, стали посто-янными атрибутами в подходе к творчеству писателя. Но стоит отметить, что вопросы особенностей выражения категорий пространства и времени с языковой точки зрения в творчестве В. Вульф еще недостаточно изучены, чем и обусловлено обращение к данной теме.
Объектом исследования является роман В. Вульф "На маяк".
Предмет исследования: средства организации пространства и времени в романе В. Вульф "На маяк".
Цель данной работы - изучить средства организации хронотопа Ро-мане В. Вульф.
Задачи работы:
1. Лексические средства выражения художественного хронотопа в индивидуально-авторской языковой картине мира В. Вульф.
2. Понятие хронотопа в современном языкознании.
3. Значение и функции категорий времени и пространства в художе-ственном произведении.
4. Языковые средства выражения хронотопа в художественном про-изведении.
5. Хронотоп в романе В. Вульф "На маяк".
6. Изучение хронотопа в романах В. Вульф.
В работе были использованы следующие методы исследования: ана-лиз теоретической литературы, синтез, обобщение, метод аналогии, индук-тивно - дедуктивный метод, сравнительно-сопоставительный анализ, анализ художественных произведений.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Понятие художественного хронотопа.
Лексические средства выражения художественного хронотопа в индивидуально-авторской языковой картине мира В. Вульф
1.1 Понятие хронотопа в современном языкознании
Понятие хронотопа является базовым при исследовании литературного творчества. Изначально хронотоп является категорией математического есте-ствознания. А.А. Ухтомский - родоначальник термина, понимал под ним «живые и неизгладимые из бытия события, те зависимости (функции), в которых мы выражаем законы бытия, «мировые линии», которыми связаны давно прошедшие события с событиями исчезающего вдали будущего».
Первым, кто применил термин «хронотоп» в гуманитарном знании, был М.М. Бахтин, который обозначил им определенную систему простран-ственно-временных координат. Несколько значений данное понятие обрело и в сфере филологии. Так, хронотопом стало обозначаться как система про-странства и времени, так и определенный способ осмысления действительности, воплощенной в творчестве писателя/поэта. В связи с пронизыванием всех уровней структуры художественного произведения пространственно-временными линиями, литературоведы ввели понятие «хронотипичности» мотивов и образов, что повлекло за собой создание целого направления исследований по разновидности хронотопов.
На сегодняшний день филология располагает двумя широкими аспек-тами рассмотрения проблемы хронотопа, разработанным еще М.М. Бахтиным. Согласно данному подходу, хронотоп обозначает единство пространства и времени, реальность как таковую, и ту ее часть, которая освоена литературой. С другой стороны, хронотопом обозначается определенная категория гуманитарного знания, выражающая как пространственно-временные связи, так и исторические обусловленные способы осмысления реальности в произведении и характеристику образов и мотивов отдельных персонажей.
Так, М. Бахтин говорит о следующих типах хронотопа:
- Первым типом является исторический хронотоп;
- Также выделяется литературно-художественный хронотоп;
- Отдельно стоит реально-эпический хронотоп;
- Ценностный хронотоп;
- Хронотоп образа;
-Самостоятельной категорией являются жанрово-типические хроното-пы.
Последний вид хронотопов наиболее привлекал внимание исследовате-лей. Именно с помощью данного вида хронотопа можно определить направление, в котором писалось произведение. Бахтин говорит: ««в определенных условиях вырабатывались только определенные формы художественного отражения реального хронотопа. Следует отметить, что ученый большое внимание уделял не столько пространственно-временной структуре произведения, сколько вопросу восприятия литературного произведения посредством образов. Чтение, по мнению Бахтина, есть процесс диалога между автором и читателем, организованный посредством пространственно-временных связей и системы координат. Исследователь отмечал творческий тип хронотипа, посредством которого выражается индивидуальность автора.
Т.е., можно говорить, что хронотоп является определенной формальной категорией, содержанием которой является выражение связи пространства и времени, сюжета, жанра, и значения произведения. В таком же ключе термин «хронотоп» понимали Г.Н. Слепухов, Ф.П. Федоров, Н.Г. Измайлов,
О.А. Светлакова, Р. Елеукенов, Н.Э. Фаликова, В.В. Савельева и целый ряд
других исследователей, глубоко разработавших проблему применения хро-нотопа при анализе произведения.
В своих работах ученый Г.Н. Слепухов особенно тщательно исследовал содержательную сторону хронотопа, рассматривая связь пространства и вре-мени через познавательную функцию. Он говорил, что хронотоп есть «наиболее богатая в смысловом отношении форма пространственно-временной организации художественного произведения». Именно в хронотопе отражаются идеалы эпохи, поддерживаемые обществом, мировоззрение самого автора, его связь с реальным миром. Таким образом, категория пространства-времени является концентрированной информацией об объекте или явлении, способом осмысления действительности. Г.Н. Слепухов считал, что главной функцией хронотопа является синтезирующая. Важной представляется его роль в усилении образно-смысловой нагрузки и общей художественной концепции произведения.
Более того, Г.Н. Слепухов «углубил» термин «хронотопа», посред-ством введения категории «метахронотопа», включающем в себя значения «верх-вниз», «правое-левое», «назад-вперед», «прошлое-будущее», в плоскости пространства и времени. Именно с помощью «метахронотопа» можно глубже понять логику произведения, так как именно они являются «концен-трированным выражением художественного опыта людей».
Не меньший вклад внес и Ф.П. Федоров, который понимал простран-ственно-временные связи как форму существования художественного мира в целом. В систему время-пространства входит целый комплекс проблем линг-вистического и философского характера, являющих собой жизнь художе-ственного текста как такового. Как и Г.Н. Слепухов, Ф.П. Федоров делает основной акцент на содержательной стороне понятия: «в пространственно-временных структурах, выработанных как индивидуальным, так и общекультурным, историческим сознанием, преломляется вся система духовных представлений человека и общества, вся сумма их духовного опыта». Именно поэтому, анализируя хронотоп, можно выяснить особенности мироощущения и миросозерцания автора, той эпохи, на которую приходится его творчество, в целом. Таким образ, по мнению исследователя, связь текста и реального, «внетекстового» мира и есть главная особенность хронотопа.
Н.Г. Измайлов исследовал посредством художественного метода категорию пространства и времени. По мнению ученого, хронотоп включает в себя как объективное содержание - сюжет, жанрообразующее значения, так и субъективное содержание - ценностное направление произведения. При этом определяющей является субъективная сторона, но в тесной взаимозависимости с объективной. Так, Измайлов говорит, что: ««определенному методу и направлению соответствуют определенные исторически выработанные ряды хронотопов и их определенные ценностные значения».
Литературовед О.А. Светлакова понимает хронотоп как «продукт ху-дожественного сознания», зависимого как от эпохи, так и от национального наполнения, а также этапа развития литературного процесса в целом.
Жанрообразующая функция хронотопа разобрана в работе Р. Ереукенова. Ученый занимался изучением творчества казахских авторов разных эпох. Анализируя их произведения, исследователь приходит к выводу о постоянном усложнении представлений категории пространства и времени по мере развития общества. Так, по мере усложнения указанной категории происходит и усложнение и разнообразие жанров литературы в целом, появление романа.
Идейно-смысловое выражение хронотопа исследуется в трудах Н.Э. Фаликовой. Посредством обобщения исследований данной проблемы, а также анализируя произведения XIX-XX века, автор приходит к выводу об определяющем значении временно-пространственных характеристик в художественном мире. Без исследования хронотопа невозможно объективно выделить структуру произведения и его композиции. Н.Э. Фаликова указывает на неразрывность пространственно-временной категории как части хронотопа. Само же понятие хронотопа исследователь раскрывает как категорию общей и частной поэтики, воплощение отраженного в сознании мира, как культурно-историческое пространство. Изучая структуру хронотопа, автор указывает, что «художественному хронотопу присущи дискретность и многомерность пространства, неравномерность и необратимость течения времени». Фаликова Н.Э. говорит о различном проявлении пространственно-временных отношений на разных уровнях «материи литературы». Т.е. существует как жанровый хронотоп, так и сюжетный хронотоп, можно выделить и хронотопы автора, героя, читателя, и т.д.