Фрагмент для ознакомления
2
Постановка проблемы. Второе десятилетие XXI века было отмечено событиями, оказавшими значительное воздействие на взаимоотношения многих крупных игроков на международной арене. Сказались они и на развитии российско-германских отношений. В результате проблем, вызванных внутриполитическими событиями в России в 2011-2012 гг., украинским и сирийским кризисами, под угрозой оказались отношения тесного сотрудничества России и Германии, заложенного в начале 2000-х гг. канцлером Г. Шредером и президентом В. Путиным. Между тем Германия была и остается крупнейшим торговым партнером России и одним из ключевых игроков ЕС, во многом задающим тон российско-европейским отношениям. Поэтому рассмотрение проблем и перспектив российско-германских отношений представляется весьма актуальным.
Актуальность темы. На современном этапе отношения с европейскими государствами - традиционное приоритетное направление внешней политики России. Взаимодействие с государствами Западной Европы, в первую очередь с такими влиятельными, как Великобритания, Германия, Италия и Франция, представляют собой важный ресурс для отстаивания Россией своих национальных интересов в европейских и мировых делах, для стабилизации и роста экономики России». Переплетение исторических интересов крупных государств и их народов происходит сложно. Россия и Германия на протяжении веков особым образом связаны между собой. В 2002 году праздновался двухвековой юбилей российского дипломатического ведомства. Министр иностранных дел России отмечает, что создание российского МИД совпало с периодом формирования «европейского концерна» - системы международных отношений, которая просуществовала целое столетие, вплоть до начала Первой мировой войны. Для русской дипломатии этой эпохи было характерно стремление действовать совместно с другими великими державами везде, где это не противоречило национальным интересам страны.
Степень изученности темы. Российско-германские отношения на протяжении длительного периода развития Российского государства занимали особое место во внешней политике, но они постоянно оказывали влияние и на внутреннюю ситуацию в нашей стране. Поэтому проблематика российско-германских связей может быть названа достаточно хорошо изученной. Объединение Германии, став знаковым событием в послевоенной истории, способствовало повышению внимания исследователей к различным аспектам как внутреннего, так и внешнеполитического курса ФРГ. Необходимо отметить труды российских и немецких авторов: JIM. Воробьевой, В. Гросса, Г. Крейга, И.Н. Кузьмина, Г. Лангута, И.Ф. Максимычева, Н.В. Павлова, A.JI. Соловьева, E.H. Спасского, A.M. Филитова.
Объектом исследования является содержание внешней политики и политики в области безопасности ФРГ, определяющее ее отношение к Российской Федерации и обусловливающее характер и состояние российско-германских отношений.
Предметом исследования является отношения России и Германии после падения Берлинской стены.
Цель исследования состоит в том, чтобы опираясь на материалы современных публикаций и исследований, показать тенденции развития российско-германских отношений после объединения Германии и особенно за период после выборов в бундестаг 1998 года в ФРГ.
Исходя из намеченной цели, в исследовании будут решаться следующие задачи:
- проанализировать современное положение Германии в мире;
- рассмотреть роль Германии в европейской политике;
- рассмотреть становление и осуществление новых отношений между Россией и Германией на современном этапе по широкому кругу двусторонних отношений.
Хронологические рамки. В хронологическом отношении данная работа ограничивается десятилетним периодом - с конца 1990 года по весну 2021 года.
Источниковая база. Она включает акты государственного законодательства, начиная с конституций Российской Федерации и Германии и заканчивая документами субъектов двух федераций, закрепляющих правовую основу двусторонних отношений. Конституция Российской Федерации. М., 1993; Основной закон Федеративной Республики Германия: Обнародован Парламентским советом 23 мая 1949 года (с последующими изменениями и дополнениями до 16 июля 1998 года), Брандт В. Воспоминания. М., 1991; Брандт В. Демократический социализм. Статьи и речи. М., 1992; Горбачев М.С. Как это было: [Объединение Германии]. М., 1999. Сборник документов 1986-1991.», касаются не негативных последствий объединения Германии, а выигрыша Европы и демократии в мире.
Методологической основой являются сравнительный анализ в международных отношениях, исторического, диалектического и системного подходов.
ГЛАВА 1. Место и статус ФРГ в современном мире
1.1. Современная общегерманская картина политической жизни
Еще до создания Федеративной республики западные зоны оккупации были включены в план Маршалла и европейские торговые структуры, которые на нем основывались. В последующие годы политика западной интеграции проводилась последовательно, без учета все более жесткого разделения Германии. В этом и заключалась суть внешней политики первого канцлера ФРГ Аденауэра. Федеративная Республика должна быть прочно закреплена в западноевропейских и атлантических отношениях. Аденауэр был готов выступить вперед по отношению к Западу и пойти на далеко идущие компромиссы, чтобы добиться улучшения с его помощью. С помощью этого прагматичного подхода ему удалось придать импульс западноевропейскому соглашению и привести Федеративную Республику в качестве партнера в Европейское и атлантическое государственное сообщество (европейская политика) .
Одновременно Федеративная Республика вошла в состав Рурского управления, санкционировав тем самым специальный контроль за ядром немецкой промышленности. В 1952 году с Европейским сообществом угля и стали (EGKS) возникла наднациональная европейская структура, которая, с одной стороны, контролировала тяжелую промышленность Германии, но с другой стороны, в которой Федеративная Республика сотрудничала как равноправный партнер с Францией, Италией и государствами Бенилюкса. В 2002 году срок действия этого контракта истек. Тем не менее, дальнейшие европейские проекты, такие как Европейское политическое сообщество (EPG) и Европейское оборонное сообщество (EVG).
Вместо этого в 1955 году Федеративная Республика стала партнером Западноевропейского союза (WEU) и НАТО по Парижским договорам, которым она подчинила все будущие войска.
Частью пакета контрактов было соглашение с Францией об окончательном отделении страны Саар (земли Саар), которая должна была оставаться под французским влиянием в соответствии с "европейским статутом". Когда народ Саара подавляющим большинством голосов отверг эту модель, Саар вернулся в состав Федеративной Республики в 1957 году .
На Мессинской конференции 1955 года Федеративный союз договорился с Францией, Италией и государствами Бенилюкса о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), которое началось одновременно с Европейским ядерным сообществом (Евратом) в 1957-58 годах. ЕЭС поддерживалась обеими крупными партиями, СВДП отвергала ее как слишком протекционистскую. Она имеет в качестве зародышевой клетки ЕС или ЕС. ЕС приобрел большое значение в долгосрочной перспективе, предоставив Западной Европе стабильную экономическую основу и открыв большой рынок для компаний, а также для потребителей.
В рамках политики релаксации постепенно складывались своеобразные особые отношения между двумя германскими государствами. В западногерманской общественности несправедливость и жесткость режима регистрировались все меньше и меньше.
Средства массовой информации сообщали об экономических успехах ГДР, Гюнтер Гаусс описывал очарование "нишевого общества". Премьер-министры Западной Германии боролись за даты фотографирования Эриха Хонеккера, и в 1987 году он наконец явился с государственным визитом в Бонн, Саарбрюккен и Мюнхен, что, казалось, завершило признание ГДР и достигло пика ее международной респектабельности.
Распад ГДР в 1989 году неожиданно поразил западных немцев.
Кандидат в канцлеры СДПГ Лафонтен выразил сомнение в этой концепции и неоднократно заявлял о своем низком энтузиазме по поводу воссоединения государства в ходе предвыборной кампании.
Конкуренция западногерманских партий быстро наложила отпечаток и на политику на Востоке. Во-первых, недавно созданная восточногерманская СДПГ и Альянс 90-х годов стали единственными незагруженными партиями. Весной 1990 года ХДС удалось сформировать "Союз Германия" из двух блок-партий и нового создания. Подобное произошло с ФДП. В результате предвыборной кампании канцлера коалиция достигла доминирующего большинства во всех трех выборах в Восточной Германии в 1990 году.
В экономическом плане ГДР зависела от Федеративной республики с момента открытия границы. В начавшемся теперь сравнении двух систем и выяснении скандальных обстоятельств в ГДР Федеративная Республика сияла ярким светом. Основной закон, когда-то задуманный как временный, теперь стал символом нового демократического Д (конституционного патриотизма). Для большинства западных немцев это не обсуждалось, для восточных немцев его статья о присоединении была популярна. Здесь повторялся материальный мотив при включении в Запад, который был так важен и для западных немцев.
В Договоре о присоединении ГДР, в разработке которого главенствовал министр внутренних дел Шойбле, Федеративная республика стала моделью во всех отношениях.
Что касается экономической перестройки, федеральное правительство стало жертвой собственной пропаганды.
В то время как динамичная рыночная экономика в старой федеративной республике сопровождалась государственными, крупномасштабными и корпоративными моделями принятия решений, федеральное правительство, совет экспертов и экономика теперь полагались на силу самоорганизации рынка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Басов Ф.А. Антироссийские санкции как тест для общей внешней политики Евросоюза // Мировая экономика и международные отношения. 2018, т. 62, №10. С. 55-63.
2. Белов В.Б. Позитивные тенденции в хозяйственно-политической кооперации с Россией // Германия. 2017 Доклады Института Европы №354. Под ред. В.Б. Белова. М., 2018. С. 64-71.
3. Четверикова А.С., Баронина Ю.А. Взаимодействие России и Франции: межтерриториальный уровень // Контуры глобальных трансформаций. Vol. 11, №1, 2018. С. 139-155.
4. 1 Переслегин С. Б. Самоучитель игры на «мировой шахматной доске»: законы геополитики / С. Б. Переслегин // Классика геополитики. XX век. - М.: АСТ, 2003. - С. 700731.
5. Иванов В. Д. Теоретические модели глобализации / В. Д. Иванов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. - 2007. - Вып. 4. - С. 52-59.
6. Бодрийяр Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту / Ж. Бодрийяр; пер. с франц. Н. Суслова // Академический бестселлер. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 200 с.
7. Иртенина Н. Традиция и ускользающие смыслы бытия / Н. Иртенина // Традиция и русская цивилизация. - М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006. - С. 144-169.
8. Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики. 1952-1999 / ред., сост., предисл. И. В. Бестужева-Лады. - М.: Academia, 2000. - 480 с.
9. Deutsche Minderheiten als Versteher zweier Welten. Fabritius beim 15. Forum der Russlanddeutschen in der Region Altai // https://www.aussiedlerbeauftragter.de/SharedDocs/ Kurzmeldun-gen/AUSB/DE/kulturforum-altai.html.
10. Ost-Ministerpräsidenten stellen Russland-Sanktionen infrage // Spiegel. 29.01.2018. // http:// www.spiegel.de/politik/deutschland/grosse-koalition-ost-ministerpraesidenten-stellen-russland-sanktionen-infrage-a-1190447.html.