Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии.
Понятие «экскурсионно-познавательный туризм» на сегодняшний день широко применяется, поскольку этот вид туристской деятельности является самым востребованным среди зарождающихся принципиально новых отраслей туризма.
Это обуславливается растущим интересом общества к формам и особенностям культурной самобытности народов мира. Об этом говорит рост количества туристских направлений с образовательным и культурно-познавательным содержанием. Вместе с тем за последнее десятилетие увеличиваются виды и формы культурного туризма.
Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и её народа.
Туризм приносит доход в бюджет страны, а также очень многим физическим и юридическим лицам, так или иначе связанных с оказанием туристических услуг. Кроме значительной статьи дохода, туризм является еще и одним из мощных факторов усиления престижа и значения страны, её регионов в глазах всего сообщества.
Данные обстоятельства делают актуальной проблему разработки новой системы формирования духовно-нравственной культуры индивида, основанной на сохранении национальной самобытности. Туризм, превращаясь в социально-культурное явление, становится одним из механизмов формирования духовно-нравственных качеств человека. Основу этих качеств составляет сложившаяся система ценностей общества. Соответственно главным составляющим данной системы должна стать органическая связь этнического и наднационального, то есть сформированной в течение большого отрезка времени системы ценностей национальной культуры и актуальной и необходимой для совместного существования общечеловеческой нравственной культуры.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование процесса разработки и организации экскурсионно-познавательных туров в Европу.
В соответствии с намеченной целью, в исследовании поставлены следующие задачи:
– изучить понятие и сущность экскурсионно-познавательного туризма,
– рассмотреть классификацию экскурсионно-познавательных туров,
– определить проблемы и перспективы развития европейского экскурсионно-познавательного туризма,
– выделить особенности разработки экскурсионно-познавательных туров,
– провести анализ предложений экскурсионно-познавательных туров в Европу туристскими предприятиями Саратова,
– дать характеристику организационно-хозяйственной деятельности ООО «Fun&Sun»,
– провести анализ туристических ресурсов Франции для организации тура,
– разработать тур и программу обслуживания туристов в путешествии по маршруту Саратов - Прага - Саратов,
– провести расчет экономической эффективности тура.
Объектом изучения являются экскурсионно-познавательный туризм.
Предметом исследования является организация экскурсионно-познавательных туров в Европу.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды отечественных ученых по организации туристской деятельности; исследования, посвященные познавательному туризму: А.А.Андреева, О.В. Галковой, В.А. Квартальнова, С.А.Красной, Ю.С. Путрик, Н.А.Седовой, М.А. Сущинской и других.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: историко-географический, картографический, математико-статистический, сравнительно-аналитический, методы группировки и классификации.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ТУРОВ
1.1 Понятие и сущность экскурсионно-познавательного туризма.
На современном этапе развития общества чрезвычайно актуальной становится проблема формирования и повышения духовного потенциала каждого человека, особенно молодежи, а также проблема выявления средств и способов, способствующих правильной ориентации индивида на духовно-нравственное развитие его личности и сохранение культурного суверенитета родного государства. Одним из наиболее эффективных способов нравственного развития личности является туризм, в первую очередь, культурно-познавательный – благодаря его гуманитарной функции, направленной на духовно-нравственное развитие человека.
Структура духовной жизни общества включает в себя духовные потребности, духовную деятельность и созданные этой деятельностью духовные ценности, отражающие общественную природу человека и условия его бытия, духовные отношения, проявляющиеся, прежде всего, в преемственности, в использовании достижений человеческой мысли предшествующих эпох, благодаря чему сохраняется и развивается духовное наследие поколений, накопленное в разных областях общественной жизни. Да и сам человек является духовной личностью.
При знакомстве населения с культурным наследием – мифами, фольклором, обрядами, религией, идеями и ценностями, принятыми в разных культурах, традициями и т.д. – формируется мировоззрение людей, вырабатываются представления о ценностях жизни, ее идеалах, складывается система ценностных ориентаций, и тем самым определяется общая линия поведения людей, направление их деятельности. Традиции закрепляют границы моральных, духов-ных, нравственно-этических правил, формируют определенный образ жизни, поведения, общения и культуры в целом. Культура формируется в процессе приобщения к общественным ценностям, нормам, традициям, оказывая воздействие как на все общество, так и на каждого из нас. Поэтому именно духовную культуру часто называют мерой человеческого в человеке.
В результате участия в туристической деятельности у туриста укрепляются чувства патриотизма, любви к собственному народу, к культурной традиции, к которой он принадлежит, к своей Родине и гордости за то, что он является представителем своей страны. Познавая мировую культуру, турист ощущает себя частью глобального человечества. Большую роль в этом играет экскурсионный туризм.
Экскурсионный туризм представляет собой сложное явление. Встреча различных культур является составляющей частью туристического феномена. Интерес к спросу на объекты и содержание культурного характера становится все более распространенным. Например, города развивают городской туризм, руководствуясь представлениями о социологических, культурных, экономических и экологических последствиях этого развития. С помощью культурных маршрутов городские партнерства подтверждают важность культуры как динамичного источника устойчивого развития в будущем, а также принятия социальных, культурных и региональных особенностей.
Экскурсионный туризм стимулирует креативность, качество и инновационность, он создает также многочисленные положительные эффекты. В экскурсионном туризме проявляется большой интерес к оригинальному взаимодействию с местными сообществами и их традициями. Мы также можем говорить об экскурсионном туризме как путешествии, в котором туристы участвуют как исследователи и как искатели приключений. Представляется, что это правильно, особенно в контексте туземного и этнического туризма, когда туристы желают посетить местное население в его естественной среде обитания, которая иногда может быть очень удаленной и недоступной (джунгли, пустыня и т.п.). Полагаем, что туристы, отдавшие предпочтение экскурсионному туризму, более образованны, чем обычные туристы, лучше понимают негативное влияние туризма на местное население и экологию.
В экскурсионном туризме расходование культурных ресурсов осуществляется только тогда, когда они готовятся как туристические объекты, которые формируются как туристские продукты и предлагаются на рынке по определенной цене. Как предложение в туризме, культурные ресурсы формируются и представлены тремя способами:
1) культурной деятельностью (гастроли и осмотр исторических объектов, городов, музеев, галерей, театров, концертов, выставок, мероприятий и т.д.);
2) механически (в различных документальных сериалах, кинотеатрах);
3) в виде предметов для продажи (книги, картины, компакт-диски, видео, поделки, сувениры и тому подобное).
Привлекательными районами, которые рассматриваются как потенциальные туристические достопримечательности и мотивы в экскурсионном туризме, являются: археологические районы и архитектура (руины, знаменитые здания, целые города); музеи, искусство, скульптура, ремесла, галереи, фестивали, различные мероприятия, музыка и танцы (классика, фольклор, современность), драма, театр, кино, лингвистика и литературоведение (экскурсии и мероприятия), религиозные праздники, паломничества, вся культура и субкультура.
Познавательный туризм – это небольшое путешествие, за время которого путешественник посещает один или несколько городов, знакомится с историей, культурой, достопримечательностями, традициями и обычаями, в результате чего получает не только приятные впечатления, но и приобщается к материальным и духовным ценностям различных стран и народов.
Целью познавательного туризма являются не только развлечения и перемена обстановки, но и глубокое ознакомление как с культурой отдельных народов, так и с отдельными её проявлениями.
Многие туристы воспринимают путешествия как приключения, в которых они открывают для себя новый мир. Однако хочется, чтобы этот мир был не только наполнен яркими впечатлениями, но и служил средством познания. Познание может заключаться в способе путешествий к новым местам, в ознакомлении с новыми достопримечательностями и людьми. Познание приоткрывает неизведанное, позволяя человеку прикоснуться к тайнам истории и времени. Это и есть истинная цель путешественника.
Людей издавна привлекали дальние страны и возможность их исследования. Люди во все времена совершали открытия, завоевывали неведомые земли, обретали новые знания, вследствие чего горизонты их знаний существенно расширялись. Сейчас люди путешествуют практически для того же. Получая новые впечатления, человек расширяет свой кругозор.
Турист стремится знакомиться со следующими культурными ценностями:
– археологические объекты;
– культурно-исторические памятники;
– архитектурные ансамбли;
– этнографические объекты;
– хозяйства местных жителей.
В качестве объектов экскурсионно-познавательных туров могут быть:
– места, связанные с историческими событиями;
– природные объекты и заповедники;
– здания и сооружения;
– мемориальные памятники и комплексы;
– произведения архитектуры и градостроительства;
– оригинальные инженерные сооружения;
– объекты, связанные с жизнью выдающихся личностей;
– технические экспонаты;
– памятники искусства;
– экспозиции музеев, картинных галерей, выставок;
– археологические памятники
Как правило, такой туризм весьма специфичен, а также краткосрочен. Одиночный тур может длиться в среднем от пяти до семи дней.
Как правило, познания в туризме выступают в качестве самостоятельного направления, обычно сочетаясь с иными, например, с отдыхом и развлечениями.
Специфика познавательного туризма также определяет направления, по которым предпочитают путешествовать туристы. Наибольшей популярностью пользуются города с богатой историей. Так, наиболее известные культурные исторические центры сосредоточены в Европе и Азии, например, туристы предпочитают путешествия в Париж, Рим, Венецию, Иерусалим, Лондон, Пекин. Из наиболее посещаемых объектов, можно назвать Эрмитаж в Петербурге, Лувр в Париже, Национальную галерею в Берлине и т. д.
Практически ежегодно в мире появляются новые музеи, которые располагают экзотическими экспонатами. Туристы очень любят такие объекты, получают в них новые знания. Особо часто посещаемыми являются так называемые «чудеса света», созданными человеком или природой. Например, самым посещаемым объектом в мире является знаменитая Эйфелева башня, которая украшает Париж с 1889 г.
Популярным направлением также является этнографический туризм, то есть посещение мест традиционного проживания аборигенов. Очень популярны в данном контексте страны Африки, Америки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, а также северные и восточные район России и регионы США, где до сих пор существует культура американских индейцев.
Возрос интерес к изучению природных объектов, редких интересных явлений природы, например, водопадов, пещер, гейзеров, лесов, где обитают редкие животные, птичьих базаров и т.д. Люди стремятся познать природу, которую ещё не тронула рука человека. Однако посещение природных объектов предъявляет особые требования к туристической инфраструктуре и безопасности. Например, гейзеры и водопады должны быть оборудованы смотровыми площадками, а также канатными дорогами. Все туристические объекты должны иметь удобные транспортные подъезды, к ним должен вести соответствующий вид транспорта. Особым преимуществом пользуются автобусы, так как они мобильны и позволяют вести экскурсию на ходу. Однако некоторые территории невозможно посетить наземным видом транспорта, и тогда в ход идут катера, вертолёты и самолёты.
В настоящее время экскурсионно-познавательный туризм занимает одно из ведущих мест на рынке туристических услуг. Ежегодно возрастает количество туристов, которые желают изучать новые направления, пользоваться данным видом отдыха. Поэтому туроператоры постоянно работают над расширением ассортимента предложений для туриста именно в познавательной сфере. Данный вид туризма не является самостоятельным, так как затрагивает практически всю инфраструктуру региона, куда совершаются путешествия, а также связан с историческим и культурным потенциалом страны или региона. Поездка может также иметь и рекреационные цели. Как правило, требуется минимальный набор ресурсов для того, чтобы совершать подобные путешествия. Однако регион, куда путешествует человек, должен иметь развитую инфраструктуру. Иначе говоря, познавательный туризм ориентирован на ознакомление с памятниками природы, культурой, историей, традициями разных народов. Особый интерес также вызывают памятники, связанные с интересными историями, имеющие мистическое и религиозное значение. Данным видам туризма интересуются не только приезжие, но и местные жители, для того, чтобы более подробно познать культуру своего края или народа, отдохнуть. Познавательный туризм должен учитывать потребности всех категорий туристов. География данного вида туризма может простираться от близлежащих территорий до самых дальних, экзотических стран. Если раньше популярностью в основном пользовались страны Европы, то за последние десятилетия география подобных путешествий существенно расширилась, причём как в России, так и за рубежом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ред. от 08.06.2020).
2. Агешкина, Н. А. Основы турагентской и туроператорской деятельности : учебное пособие / Н.А. Агешкина. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 567 с.
3. Андреев, В. Д. Организация и методика риск-ориентированного аудита в туризме : учебное пособие / В. Д. Андреев. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2021. – 392 c.
4. Асеева М.А., Ратушняк Г.Я. Исследование процесса развития туристских услуг международных деловых туров // Вестник РМАТ. 2021. №2.
5. Багдасарян, В. Э. История туризма : учебное пособие / В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, А.Д. Попов. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 190 с.
6. Баранов, А. С. Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма : учебник / А.С. Баранов, И.А. Бисько ; под ред. Е.И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 383 с.
7. Березовая Л.Г. История туризма и гостеприимства: учеб. для СПО. М.: Юрайт, 2019. 477 с.
8. Ваннесте М. Архитектура делового мероприятия: Манифест / М. Ваннесте. М. : ЛитагентРи-деро, 2016. С. 56-57.
9. Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе / М.А. Жукова. М. : Кнорус, 2020. С. 109-110.
10. Зотов Е.Д. Форматы организации делового туризма // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formaty-organizatsii-delovogo-turizma (дата обращения: 30.03.2022).
11. Игнатьева, И. Ф. Организация туристской деятельности : учебник для вузов / И. Ф. Игнатьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 392 с.
12. Лысикова, О. В. Операционный менеджмент туризма : учебное пособие / О. В. Лысикова, А. В. Фоменко. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 96 с.
13. Матюхина, Ю. А. Индустрия туризма : учебное пособие / Ю. А. Матюхина. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 310 с.
14. Морозов, М. А. Экономика организации туризма : учебник для вузов / М. А. Морозов, Н. С. Морозова. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 291 с.
15. Мотышина, М. С. Менеджмент туризма : учебник для среднего профессионального образования / М. С. Мотышина, А. С. Большаков, В. И. Михайлов ; под редакцией М. С. Мотышиной. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 282 с.
16. Овчаров, А. О. Экономика туризма : учебное пособие / А.О. Овчаров. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 253 с.
17. Орловская, В. П. Технология и организация предприятия туризма : учебник / В.П. Орловская ; под ред. Е.И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 176 с.
18. Остроумов, О. В. Туризм. Продвижение российского турпродукта: возможности и реальность : учебно-методическое пособие / О. В. Остроумов ; под. ред. Ю. С. Путрика. — Москва : Финансы и Статистика, 2021. — 128 с.
19. Панова, А. В. Статистика туризма : учебное пособие / А.В. Панова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 248 с.
20. Пахомова, О. М. Стандартизация и контроль качества туристских услуг : учебное пособие / О.М. Пахомова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 135 с.
21. Пищулов, В. М. Менеджмент в сервисе и туризме : учебное пособие / В.М. Пищулов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 284 с.
22. Погодина, В. Л. География туризма : учебник / В.Л. Погодина, И.Г. Филиппова ; под ред. Е.И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 256 с.
23. Покровский, Н. Е. Туризм: от социальной теории к практике управления : учебное пособие / Н. Е. Покровский, Т. И. Черняева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Университетская книга ; Логос, 2020. — 424 с.
24. Практика активного туризма : учебно-методическое пособие / сост. С. Ю. Махов. — Орел : МАБИВ, 2020. — 149 с.
25. Рассохина, Т. В. Менеджмент туристских дестинаций : учебник и практикум для вузов / Т. В. Рассохина. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 210 с.
26. Рассохина, Т. В. Организация туристской индустрии: менеджмент туристских дестинаций : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. В. Рассохина. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 210 с.
27. Сергеева, В. Ф. Сравнительная характеристика рекламно-информационного тура и других средств продвижения туристского продукта / В. Ф. Сергеева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 24-27.
28. Шпырня О.В. Обзор развития рынка делового туризма в Российской Федерации // Научный вестник ЮИМ. 2019. № 4. С. 109-112.
29. Реклама как важнейшее средство формирования имиджа турфирмы. — URL: https://studfile.net/preview/8146292/page:4 (дата обращения: 29.03.22)
30. Современная реклама и ее задачи в области СКС и туризма. — URL: https://studme.org/328237/turizm/sovremennaya_reklama_zadachi_oblasti_turizma (дата обращения: 29.03.22)
31. Способы продвижения турпродукта. — URL: https://studref.com/377821/turizm/sposoby_prodvizheniya_turprodukta (дата обращения: 29.03.2022)