Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Совершенствование техники волейбола у обучающихся старших классов на уроках физической культуры достигается путём заданной высоты траектории полёта мяча над сеткой и направленностью его в слабо защищённые точки волейбольной площадки соперника, точности выполняемых приемов и передач в игре. Применение комплекса упражнений при техничкеской подготовке волейболистов 15-16 лет открывает новые перспективы в повышении результативности приемов и передач мяча, нападающего удара.
Планирование технической подготовки у обучающихся старших классов на уроках физической культуры должно обеспечить качественное овладение движениями, сформировать навыки, развить координационные способности и вестибулярную устойчивость, повысить уровень исполнительского мастерства у занимающихся. Основными средствами технической подготовки обучающихся старших классов на уроках физической культуры являются игровые задания и специальные упражнения на развитие координации движений, соответствующие технике выполнения элементов волейбола.
Ключевыми составляющими координационных способностей считаются способности к ориентированию в пространстве, равновесию, реагированию, дифференцированию характеристик движений, способности к ритму, перестроению двигательных действий, вестибулярная устойчивость, произвольное расслабление мышц.
Для совершенствования техники волейбола у обучающихся старших классов на уроках физической культуры необходим индивидуальный подход и дозировка игровых и специальных упражнений, эмоциональность и постоянное поддержание достигнутого уровня в процессе занятия. Недопустимо форсирование технической подготовленности за счет увеличения объемов заданий и упражнений. Допускается увеличение объемов только для тех упражнений, которые с удовольствием выполняются занимающимися. Основным методом совершенствования техники волейбола у обучающихся старших классов на уроках физической культуры является игровой метод и метод строго регламентированного упражнения.
В этой связи актуальным становится дозировка по объему и интенсивности, подобранных упражнений технического характера. На основе применения комплекса упражнений, создаются условия для совершенствования приемов и передач мяча, нападающего удара. Поэтому особенности совершенствования техники волейбола у обучающихся старших классов на уроках физической культуры актуальная задача исследования.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры по разделу «Волейбол» в старших классах.
Предмет исследования – комплекс упражнений для совершенствования техники волейбола у обучающихся старших классов.
Цель исследования – определить эффективность применения комплекса упражнений, для совершенствования техники волейбола у обучающихся старших классов.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1.Определить проблемы совершенствования техники волейбола у обучающихся старших классов по данным научной и методической литературы.
2. Разработать комплекс упражнений для совершенствования совершенствования техники волейбола у обучающихся старших классов.
3. Экспериментально определить эффективность применения комплекса упражнений, для совершенствования техники волейбола у обучающихся старших классов.
Гипотеза исследования. Предполагается, что применение комплекса упражнений на уроках физической культуры по разделу «Волейбол» в старших классах будет способствовать совершенствованию техники волейбола.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогический эксперимент; педагогическое тестирование; методы математико-статистического анализа.
Структура курсовой работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ СО ШКОЛЬНИКАМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблемы совершенствования техники волейбола обучающихся старших классов на уроках физической культуры
Волейбол - командная игра, в которой двигательная деятельность носит скоростно-силовой, точностно - координационный характер. Выполнение технико - тактических элементов требует точности и целенаправленности движений.
Автор работы В.А. Осколкова определяет цель подготовки юных волейболистов - обладать потенциалом для достижения высоких спортивных результатов (клубные команды, молодежные и основные сборные страны) [14, с. 54].
По мнению автора учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры по разделу «Волейбол» в старших классах является подготовкой обучающихся с гармоничным развитием физических и духовных сил [13. с. 32].
Объем и содержание средств и методов совершенствования техники волейбола у обучающихся старших классов на уроках физической культуры, предлагаемых в научной и методической литературе занимающимся с отягощениями, остаётся малоизученным [4].
Проблемы у старшеклассников на уроках физической культуры по разделу «Волейбол», как отмечает М.С. Сунгурова, возникают по следующим аспектам: несформированность интереса к занятиям волейболом; не достаточное развитие специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры; отсутствие желания к изучению основных приёмов игры и тактических действий на площадке и другое [21, с. 41].
Автор учебника П.Л. Шапповалов рассматривает проблему совершенствования техники волейбола у обучающихся старших классов на уроках физической культуры через воспитание интереса учащихся к занятиям спортом и приобщение их к волейболу; обучать технике и тактике, правилам игры; развивать физические качества с учетом специфики волейбола [29, с. 33].
В построении процесса совершенствования техники волейбола у обучающихся старших классов на уроках физической культуры, по мнению Барбара, Л.В., Фергюсон Б.Ж., каждому отдельному двигательному действию выделаются следующие этапы. На первом этапе осуществляется начальное разучивание двигательного действия, т.е. основы техники выполнения упражнения. Например, разучивание передачи и приема волейбольного мяча. На втором этапе происходит углубленное разучивание техники выполнения упражнения по фазам. На третьем этапе осуществляется закрепление и совершенствование двигательного действия [6, с. 45].
Исходя из концепции спортивной подготовки В.Н. Платонова имеем следующие аспекты: в обучении двигательным приемам индивидуальная работа преобладает над групповой; увеличивается объем индивидуальной тактической подготовки волейболистов и команды в целом; осуществляется оценка по количественно-качественным показателям по видам подготовки [23, с. 65].
Авторы работ обращают внимание, что в совершенствовании техники волейбола у обучающихся старших классов на уроках физической культуры больший удельный вес занимает работа по развитию скоростно-силовых способностей. Меньший объем времени занимает работа на координацию движений. Объяснение - проявление взаимосвязи между быстротой и силой мышечного сокращения.
Например, авторы работы В. И. Баландин, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, исследовавшие физическую подготовленность юношей и девушек 15-16 лет, занимающихся волейболом, указывают на наличие корреляционной связи между прыгучестью и спортивной подготовленностью [7, с. 56].
Большинство исследователей полагает, что развитие прыгучести, как скоростно-силовой характеристики, благоприятно скажется на спортивном результате. Возможно, уровень развития прыгучести у волейболистов старшего школьного возраста и скажетстя положительно, но не на спортивном результате, а на развитии скоростно-силовых способностей. Положительной коррелляции между уровнем развития прыгучести и спортивными результатами в волейболе ни одно из исследований, нам известных, не выявило.
Известная проблема, стоящая перед специалистами в волейболе: развивать скоростно-силовые качества у волейболистов 15-16 лет или уделить большеем внимание технической подготовке, остается открытым.
В практике выполнения техники упражнений волейбола у обучающихся старших классов учитываются двигательные способности, телосложение, физиологические особенности; на личностном уровне приобретают значимый индивидуальный характер склонности занимающегося к темповому, силовому или одновременно скоростно-силовому выполнению упражнений [5].
На уроках физической культуры для занимающийся волейболом учитель должен подобрать упражнения, контролировать выполнение этих упражнений, вносить коррективы в ходе их выполнения. В этом случае, речь идет о дозировке физической нагрузки, интервалах отдыха между ними, как в рамках одного занятия или в системе занятий.
Поиск упражнений, обеспечивающих совершенствование техники волейбола у обучающихся старших классов на уроках физической культуры, происходит постоянно, вместе с тем следует отметить, что для технического мастерства следует применять наиболее естественные движения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абзалов, Р.А. Теория и методика физической культуры и спорта: учебное пособие / Р.А. Абзалов, Н.И. Абзалов / – Казань, изд-во «Вестфалика», 2013. – 202 с.
2. Алешин, И. Н. Планирование в волейболе / И. Н. Алешин, В. В. Рыбаков // Теория и практика физической культуры. - 2007. - №10. - С.43-46.
3. Афанасьева, И. А. Индивидуальная тренируемост в волейболе / И. А. Афанасьева // Спорт и здоровье, 2003. – СПб, 2003. – С. 11-12.
4. Барбара, Л.В., Фергюсон Б.Ж. Волейбол: учебное пособие. - М.: ООО «Издательство АСТ, 2004.- 216 с.
5. Балыбердин, И.А. Комплекс упражнений для волейболиста / И.А. Балыбердин // Спорт в школе, 2007, № 22, с. 6-7.
6. Бриль, М. С. Принципы спортивного совершенствования в волейболе / М.С. Бриль. Москва.: Просвещение, 2013. - 47 с.
7. Баландин, В. И. Прогнозирование в волейболе / В. И. Баландин, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко . - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 192 с.
8. Бальсевич, В. К. Методологические принципы исследований в волейболе / В. К. Бальсевич : теория и практика физической культуры, 2012. - №1. - С. 31 - 33.
9. Брапин, Р. О. Перспективы повышения спортивного мастерства волейболистов / Р. О. Брапин: теория и практика физической культуры, 2013. - №8 - С. 30 - 32.
10. Брянкин, С. В. Основания повышения спортивного мастерства волейболистов / С. В. Брянкин. - М, 2009. - С. 46.
11. Васильев, Г.В. Значение общей физической подготовки для волейболистов / Г.В. Васильев.- ФиС, 2004.- 120 с.
12. Голомазов, В.А. Волейбол: учебное пособие. ФиС, 1998. – 124 с.
13. Гужаловский, А. А. Проблемы теории волейбола / А. А. Гужаловский // Теория и практика физической культуры. - 2012.- №8. - С. 24 - 25.
14. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А., Чачин А.В. Волейбол. Методическое пособие.- М.: Терра - Спорт, Олимпия Пресс, 2005.- 68 с.
15. Ивойлова, А.В. Волейбол: учебное пособие.- М.: Физкультура и спорт, 2005.- 244 с.
16. Карасева, А.В. Энциклопедия физической подготовки волейболистов / А.В. Карасева. – М.: Лептос, 2004. – 368 с
17. Круцевич, Т.Ю. Управление физическим состоянием волейболистов / Т. Ю. Круцевич.- Киев, 2001. - 38 с.
18. Максименко, И. Г. Планирование и контроль тренировочного процесса в волейболе / И.Г. Максименко. - Луганск: Знание, 2000. -276 с.
19. Макгаун К. Наука обучения волейболу. Хьюман Кайнетикс, 2006. – 190 с.
20. Осколкова, В.А., Сунгуров М.С. Волейбол: учебное пособие. ФиС, 2005.- 168 с.
21. Осколкова, В.А. Техника и тактика игры в волейбол / В.А. Осколкова, М.С. Сунгурова. – М: Физкультура и спорт, 2009. – 216 с.
22. Прокошев, А.В. Волейбол: учебное пособие.- М.: «Физкультура и спорт», 2004.- 162 с.
23. Платонов, В. Н. Подготовка юного волейболиста / В. Н. Платонов, К. П. Сахновский. - К.: Радянська школа, 2012. - 288 с.
24. Фарфель В.С. Развитие движений у волейболиста. М., Изд. АПН, 1999. – 232 с.
25. Фетисова С.Л. Теория и методика преподавания волейбола: Учебное пособие.- СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2002.- 155 с.
26. Фурманов А.Г, Болдырев Д.М. Волейбол - М.: Физкультура и спорт, 2001.-240 с.
27. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Издательский центр Академия, 2010. – 480 с.
28. Чехова, О.С. Уроки волейбола: учебное пособие / О.С. Чехова. – М.: Физкультура и спорт, 2005.- 218 с.
29. Шаповалов П.Л. Основы волейбола: учебное пособие / П.Л. Шапповалов. - М.: Советский спорт, 2000.- 162 с.
30. Ястржемский Н.О. Техника нападающего удара в волейболе / Н.О. Ястржемский. - Варшава, 2018 . - 168 с.