Фрагмент для ознакомления
1
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы использования краеведческого материала как средства патриотического воспитания младших школьников на уроках Окружающего мира……………………………………………………...5
1.1. Сущность и содержание понятия
«патриотическое воспитание»………………………….……………………..….5
1.2.Патриотическое воспитание младших школьников с использованием краеведческого материала на уроках окружающего ми-ра……………………7
Вывод по главе 1…………………………………………………………...12
Глава 2. Анализ опыта педагогов-практиков по использованию
краеведческого материала как средства патриотического воспитания младших
школьников на уроках окружающего мира……………………………………13
2.1 Анализ опыта учителя начальных классов Бахмутовой М.М.
в использовании краеведческого материала на уроках
окружающего мира………………………………………………………..……13
2.2. Анализ опыта учителя начальных классов Медведевой О.В.
в использовании краеведческого материала на уроках
окружающего мира……………………………….…………………………….17
2.3 Разработка конспектов уроков по окружающему миру
с использованием краеведческого материала…………………………..…….18
Вывод по главе 2………………………………………………………….23
Заключение………...………………………………………………………23
Список использованных источников……………………………………24
Фрагмент для ознакомления
2
Одна из важнейших задач современной школы – это патриотическое воспитание школьников. Считается, что детство и юность – это самое благо-приятное время для развития и воспитания чувств любви к своей Родине. Патриотизм – это неотъемлемое качество всесторонне развитой личности. Каждый человек должен знать историю своей Родины и младший возраст – это самое подходящее время для воспитания патриотизма. Школьник должен испытывать чувство гордости за неё и свой народ, уважать великие подвиги и свершения своего народа. Именно школа играет огромную роль в таком воспитании. Начинать эти процессы необходимо с раннего детства. Большая роль здесь отводится начальной школе. Дети в этом возрасте внушаемы и подражают учителю во всем. Донести до детей идеи патриотизма – это вполне посильная задача для каждого педагога. В этом заключается акту-альность работы.
Цель работы: теоретически обосновать возможность использования краеведческого материала, как средства патриотического воспитания млад-ших школьников на уроках окружающего мира.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания младших
школьников.
Предмет исследования: Организационно-педагогические условия пат-риотического воспитания младших школьников на уроках предмета «Окру-жающий мир».
Гипотеза исследования: патриотическое воспитание младших
школьников при изучении предмета «Окружающий мир» будет эффективно,
если:
- при проведении уроков использовать интерактивные методы,
направленные на воспитание патриотизма;
- вовлекать в процесс патриотического воспитания родителей, исполь-зуя в работе соответствующие учебно-методические комплексы (УМК) и ме-тод творческих проектов;
-проанализировать организационно-педагогические условия патриоти-ческого воспитания в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность и содержание понятия патриотическое воспи-тание.
2. Определить возможность использования краеведческого материала, как средства патриотического воспитания младших школьников на уроках окружающего мира.
3. Выявить организационно-педагогических условия патриотического воспитания младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Методы исследования: теоретические и практические: анализ, обобще-ние, систематизация научной литературы по проблеме исследования, беседа, анализ текстов.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использо-ванных источников.
Глава 1:Теоретические основы использования краеведческого ма-териала как средства патриотического воспитания младших школьни-ков на уроках Окружающего мира
1.1. Сущность и содержание понятия «патриотическое воспитание»
Современное понятие патриотизма достаточно широкое и разнообраз-ное. Оно характеризуется неоднозначностью и большим разнообразием. Природа данного явления достаточно сложная и многоаспектная. Проблему патриотизма рассматривали многие исследователи. У них наблюдается раз-личная гражданская позиция, политические взгляды и личные гражданские позиции. Исследованием данной проблемы занимались ученые Г.А. Ефре-мова, В.И. Лутовинов, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, и др.
Н. Л. Кербицкова писала, что выступает одним из
важнейших элементов в формировании мировоззрения и отношения к род-ной
стране. Воспитание этого важного и значимого качества необходимо осуще-ствить учителям в детях [8]. Задача эта вполне реальна, не смотря на такие сложности как недостаточное количество дидактической и методической ли-тературы по данной проблеме. Педагога негде иногда найти разъяснения по таким категориям, как добро и зло, или разобраться с высокими идеалами отечественной истории, поскольку в учебниках такого материала нет. Педа-гогам приходится самим создавать методические наработки и разработки, как к урочным формам обучения, так и к внеурочным. Дети должны знать свою историю и понимать значение слова патриот [23].
Патриот – это человек, который действует во имя Родины, любит своё отечество и предан своему народу. Такое качество как патриотизм формиру-ется лишь в учебно-воспитательном процессе. Речь здесь может идти как об урочных формах обучения школьников, так и о внеурочных. Безусловно, в этих вопросах большую роль играет семья и любые иные социальные инсти-туты общества. Различные общественные организации, средства массовой информации, религиозные организации и др. Педагоги, безусловно, могут на них рассчитывать и прибегать к их помощи.
И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную
совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к
Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых
традиций народа. Патриотическое воспитание тесно связано с
гражданским воспитанием, но учителю необходимо уметь разводить эти по-нятия. Гражданским воспитанием является формирование гражданственно-сти, как интегративного качества личности [9].
Патриотизм как возвышенное чувство – есть незаменимая ценность и источник зрелой дееспособности. Истинный и духовный в своей основе пат-риотизм предполагает бескорыстное и беззаветное служение Отечеству. Формирование и развитие чувства патриотизма происходит в несколько эта-пов. Начинается всё это с зарождения любви к своей малой Родине. Дом, де-ревня, школа, город, коллектив и всё остальное. Постепенно это вызревает до Общегосударственного и общенародного патриотического самосознания субъекта. Завершается всё это осознанной любовью и преданностью нашей огромной многонациональной Родине. Базовым этапом формирования у де-тей патриотизма будем считать их накопленный опыт жизни в своём Отече-стве. Понятие патриотизм состоит из трёх аспектов:
1.Когнитивный. Знания и представления о патриотизме.
2.Эмоциональный. Чувства школьников.
3.Поведенческий. Умения и навыки, сформированные в ходе личност-ного опыта [13].
Именно когнитивный компонент обеспечивает всё содержание по пат-риотическому воспитанию. Речь идёт как об урочной деятельности, так и о внеурочной. Поведенческий аспект выполняет всегда диагностическую функ-цию. Эмоциональный аспект, или компонент рассматривается как ведущий для младшего школьника и, следовательно, тот, на который и следует делать упор в ходе учебно-воспитательного процесса.
В младшем школьном возрасте лишь начинается формирование воле-вых качеств и нравственных идеалов, необходимых для патриотического воспитания. В последние годы в нашей стране предпринимают значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Все программно - планирующие докумен-ты школы направлены на духовное возрождение нации. Для России чрезвы-чайно важно, каким будет человек будущего и в какой мере он освоит две важные социальные роли: роль гражданина и роль патриота. Патриотизм как одно из нравственных качеств личности включает в себя следующие компоненты:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агапова, И.Р. Патриотическое воспитание в школе [Текст] / И.Р. Агапова. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 224 с.
2. Антонов, Ю.Е. Как научить детей любить Родину [Текст] / Ю.Е. Ан-тонов. – М.: АРКТИ, 2013. – 192 с.
3. Белая, К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического
воспитания [Текст] / К.Ю. Белая // От сентября до сентября. – 1998. – No6. – С. 15-17.
4. Быков, А. С. Проект «Родной свой край люби и знай» / А. С. Быков, Е. Е. Абрамова/ Юный ученый. — 2016. — № 2 (5). — С. 192-197. — URL: https://moluch.ru/young/archive/5/290/ (дата обращения: 01.04.2022).
5. Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и
подростков как средство социализации [Текст] / Под ред. Н.К. Беспятовой,
Д.Е. Яковлева. – М., 2006. – 192 с.
6. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования [Текст] / Т.С. Буторина. – СПб.: КАРО, 2014. – 224 с.
7. Вырщиков, А.Н. Настольная книга по патриотическому воспитанию
школьников [Текст] / А.Н. Вырщиков. – М., 2013. – 330 с.
8. Вылегжанина, Е. А. Использование краеведческого материала в процессе обучения иностранному языку / Е. А. Вылегжанина, С. П. Фомин-ская / Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/189/47895/ (дата обращения: 01.04.2022).
9. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания
граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. – No6. – С. 59-63.
10. Ефремова, Г.А. Патриотическое воспитание школьников [Текст] /
Г.А. Ефремова // Воспитание школьников. – 2005. – No 8. – С. 17.
11. Ипполитова, Н.В. Основы понятия патриотического воспитания [Текст] / Н.В. Ипполитова. – Жадринск: УКРО, 2013. – 174 с.
12. Козакова, И.С. Особенности патриотического воспитания
дошкольников [Текст] / И.С. Козакова // Обруч. – 2003. – No 6. – С. 8-12.
13. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие [Текст] /
И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во РАО, 2015. – 176 с.
14. Леонтьев, А.А. Патриотическое воспитание и национальное
образование [Текст] / А.А. Леонтьев // Начальная школа. – 2012. – No4. – С. 4-6.
15. Лутовинов, В.И. Развитие патриотизма в России XXI века: концеп-ция, программа и практика патриотического воспитания [Текст] / В.И. Луто-винов. – М.: Сфетофон, 2014. – 256 с.
16. Мазыкина, Н.В. Инновационные подходы в патриотическом
воспитании и гражданском становлении личности [Текст] / Н.В. Мазыкина //
Воспитание школьников. – 2012. - No6. – С. 6-11.
17. Мазыкина, Н.В. Методические рекомендации по совершенствова-нию военно-патриотического воспитания детей и подростков [Текст] / Н.В. Мазыкина // Воспитание школьников. – 2003. – No5. – С. 12-13.
18. Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников:
Пособие для учителя [Текст] / В.И. Максакова. – М.: Просвещение, 2005. – 254 с.
19. Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе [Текст] /
В.Г. Максимов. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
20. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории рус-ской педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2007. – No1. – С. 93-100.
21. Панова, В. Н. Краеведение как средство патриотического воспита-ния / В. Н. Панова / Образование и воспитание. - 2015. - № 2 (2). - С. 43-45. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/5/114/ (дата обращения: 01.04.2022).
22. Пашкевич, И.А. Патриотическое воспитание: система работы,
планирования, разработка занятий [Текст] / И.А. Пашкевич. – Волгоград: Учитель, 2015. – 169 с.
23. Райцева, Е. В. Использование краеведческого материала на уроках русского языка как средство формирования патриотизма у школьников / Е. В. Райцева. - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 83-85. - URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/28/2553/ (дата обращения: 01.04.2022).
24. Русакова, Т.Г. Становление духовного опыта личности в младшем
школьном возрасте [Текст] / Т.Г. Русакова // Педагогика. – 2009. – No2. – С. 74-80.
25. Савотина Н.А. Современный опыт гражданского воспитания:
особенности и тенденции развития [Текст] / Н.А. Савотина // Воспитание школьников. –2013. – No5. – С. 17-18.
26. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. учеб. за-вед. [Текст] /В.А. Сластенин. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
27. Слипченко, Ф.Ф. Воспитать Отчизне патриота, достойного гражда-нина Родины [Текст] / Ф.Ф. Слипченко. – Волгоград: Учитель, 2011. – 153 с.
28. Строгонова Л.В. Нам дороги эти позабыть нельзя [Текст] / Л.В. Строгонова, Н.Л. Кербицкова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 48 с.
29. Титов, В.А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций [Текст] / В.А. Титов. – М.: Приор, 2005. – 224 с.
30. Храпова, О. П. Роль краеведения на уроках русского языка, лите-ратуры и изобразительного искусства / О. П. Храпова, С. И. Лепёхина / Мо-лодой ученый. - 2011. - № 6 (29). - Т. 2. - С. 169-171. - URL: https://moluch.ru/archive/29/3348/ (дата обращения: 01.04.2022).