Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Музыка в школе – одно из средств воспитания и образования учащихся, с помощью которого воспитывается ценностное отношение к прекрасному, формируются представления об эстетических идеалах и ценностях.
Слово «музыка» греческого происхождения, означает буквально «искусство муз». В искусствоведческой литературе под музыкой понимается вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последовательностей. По силе воздействия на людей музыка лидирует среди многих других искусств.
Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, особенно на ребенка, на его чувства и душевное состояние говорили во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того, насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитанию нравственно–эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей школьников.
В отличие от других искусств музыка, не прибегая к описаниям внешних проявлений разных процессов, создает свой индивидуальный «язык», прямо переводящий весь внутренний мир, все переживания на язык звуков. Музыка – это эмоции, волевые порывы и другие душевные движения, как бы вырванные из сердца, приобретшие «самостоятельное бытие» в форме гармоничного музыкального произведения, понятного каждому музыкально развитому человеку.
Музыка в большинстве своем всегда стремилась воплотить нравственный идеал, пробудить в ребенке добрые чувства, сделать его выше, чище, добрее. Д. Кабалевский писал по этому поводу: «Мы не знаем ни одного музыкального произведения, воспевающего злобу, ненависть, разбой. Может быть, такие и создавались кем-нибудь, но они не могли быть большим искусством. Они бесследно исчезали потому, что люди хранят в своей памяти только то, что помогает в борьбе за лучший мир».
Сегодня в нашем современном обществе существует проблема недостаточного использования музыкального воспитания при развитии нравственной, эстетической сферы, личности ребенка. Воспитывая у детей нравственные чувства, мы закладываем основу для формирования их нравственного сознания и регулирования нравственного поведения в будущем. Одним из средств развития нравственного сознания детей является музыка. Музыка, как и любое искусство, выражает мировоззрение композитора и может быть сильным орудием, как добра, так и зла. Будучи одной из самых вдохновенных форм искусства, она своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звукосочетанием способна передать бесконечную гамму чувств и настроений. Сила музыки заключает в том, что, минуя разум, она прямо проникает в душу в подсознание и создает настроение человека. Следовательно, её содержание, может вызвать в его душе самое благородные или, напротив, самые темные желания.
Считаем, что в сегодняшней реальности музыка как фактор воспитания используется современным обществом как антивоспитание. На сегодняшний день интенсивно развивается развлекательная индустрия, в которой музыка преподносится как фон, реклама или развлечение для широких масс не только взрослых, но и для подрастающего поколения. Поэтому существует определенная пассивная позиция у родителей и педагогов и недооценка музыки, как искусства, которое действует при становлении личности детей. В результате теряется громадный потенциал музыки в нравственном подъеме детей, в желании постичь истинную художественность и ценность искусства, что особенно важно в младшем школьном возрасте. Вышесказанное определило актуальность выбранной нами темы -
Роль музыки в духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов.
В ходе исследования были выявлены противоречия:
-между необходимостью музыкального воспитания школьников и нехваткой учебных часов
-между требованиями учебной программы и необходимости развития музыкального воспитания мл. школьников в учебное время
-между необходимостью развития музыкального воспитания младших школьников в учебное время и незнании молодых педагогов об этой важности.
Из противоречий вытекает проблема исследования: возможно ли формировать духовно-нравственное воспитание на уроках музыки у младших школьников?
Цель исследования - теоретическое обоснование и практическое подтверждение значимости музыки в духовно-нравственном воспитании младших школьников
Объект —процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Предмет — влияние музыки на духовно-нравственное воспитание младших школьников
В соответствии с целью и предметом исследования определены следующие задачи:
1) изучить, систематизировать и обобщить теоретический материал по теме;
2) определить сущность понятия «духовно-нравственное воспитание»;
3) проанализировать восприятие музыки как главный фактор духовно-нравственного воспитания;
4) дать психолого-педагогическую характеристику учащимся начальных классов;
5) определить виды музыкальной деятельности, влияющие на духовно-нравственное развитие учащихся начальных классов.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- теоретические исследования в области музыкального образования и воспитания учащихся (Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский и др.);
- психолого-педагогические исследования по проблеме духовно-нравственного развития личности младшего школьника (Л.С. Выготский, И.М. Красильников, В.Г. Ланкин и др.);
-духовно-нравственное воспитание музыкой
(В. В. Медушевский)
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования:
Теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
Эмпирические: конкретизация, сравнение и обобщение.
Теоретическая значимость:
уточнено понятия «Духовно-нравственное воспитание», раскрыты особенности влияния музыки на духовно-нравственное воспитание обучающихся.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1 ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКОЙ
1.1 Понятие о духовно-нравственном воспитании
Вопросы духовно-нравственной культуры подрастающего поколения России на сегодня актуальны и востребованы. Все мы знаем, чем живет сейчас наше общество, что пропагандируется СМИ, как обстоит дело в образовании, культуре и как влияют эти негативные процессы на воспитание молодого поклонения. Мы озабочены нынешним положением и состоянием нашего общества, поэтому добрые начинания по изменению ситуации к лучшему необходимо воплощать в жизнь. История свидетельствует, что лидирующие позиции в мире занимают те страны, у которых цели основаны на приоритетах духовно-нравственной культуры общества и направлены на созидание и консолидацию.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: ВЛАДОС, 2000.
2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Музыка и пение». - М.: Просвещение.
3. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада - к начальной школе). - Воронеж, 1998.
4. Базиков А.С. Музыкальное образование в современной России. - Тамбов, 2002.
5. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пос. для студ. муз. фак. педвузов. - М.: Академия, 2002.
6. Белинский В.Г. Мысли и заметки о русской литературе // собр.соч.: 9т. – М., 1982. – Т.8.
7. Брунер Джером. Культура образования [пер. Л.В. Трубицыной, А.В. Соловьева]. - М.: Просвещение, 2006.
8. Ветлугина Н.А. Структура музыкальности и пути ее исследования // Н.А.Ветлугина. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1986.
9. Игумен Киприан (Ященко). Учебно-методическое пособие «Духовнонравственная культура в школе». Альманах 2. М. 2009.
10. Игумен Киприан (Ященко). Учебно-методическое пособие «Духовнонравственная культура в школе». Альманах 2. М. 2009.
11. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. - М., 1984.
12. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. - М.: Просвещение, 1989.
13. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. - М., 1986.
14. Красильников И.М. Современные тенденции и противоречия развития музыкальной культуры и образования // Музыка в школе. - 2000. - № 1.
15. Красильников И.М., Крюков М.А. Музыкальное искусство и педагогика завтра // Музыка в школе. - 2000. - № 3.
16. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы / Под рук. Д.Б. Кабалевского. - М., 2004, 2006.
17. Ланкин В.Г., Ланкина Е.Е., Хох И.Р. Музыка и развитие личности ребенка. - Томск: Изд-во Томского ГПУ, 2004.
18. Музыка. Программа для 1-8 кл. ООШ / Коллектив авторов под научным руководством Д.Б. Кабалевского. - М.: Просвещение, 2004, 2006.
19. Музыка. Программа для ООУ. Начальные классы / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2005, 2006.
20. Музыкальное искусство. Программа для 1-4 классов ООУ / В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / Сост. Е.О. Яременко. - М.: Дрофа, 2001.
21. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Под ред. Л.В.Школяр. - М.: Изд. Центр «Академия», 2001.
22. Медушевский В.В. Дух музыки и дух музыкального воспитания // Искусство в школе. - 1995.
23. Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыки // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог»). - 2001.
24. Медушевский В.В. Музыковедение: проблемы духовного. - М., 1988.
25. Протоиерей Николай Германский. И каяться, и верить, и любить. Духовные стихи и проза. Воронеж. 2012.
26. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская и др. / Под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Академия, 2003.
27. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р – URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4 (дата обращения: 11.04.2018).
28. Троицкий В.Ю. Научно-методический журнал «Литература в школе» 5. 2000, М. «О классике, о духовности, об идеале и нигилизме».