Фрагмент для ознакомления
2
Человеку всю свою жизнь приходится совершенствовать свою речь. На каждом из возрастных этапов происходит что-то новое в развитии речи субъекта. Но детский возраст был и остаётся важным этапом для решения этих задач. Именно в этот период развивается речь, как средство общения и познания окружающего мира. Школьные программы по предмету литература выдвигают достаточно большие требования к речи обучающихся. На уроках литературы необходимо уделять внимание выразительности речи. Выразительность речи – это одно из важных требований к речи человека. Речь воздействует на читателя и слушателя только тогда, когда она выразительна. Отсутствие выразительности чтения свидетельствует об отсутствии целостного восприятия и осмысления текста, о неподготовленности школьника к определению задач чтения и выбора в соответствии с ней конкретных интонаций. Именно это является актуальностью данной работы.
Объект исследования – процесс формирования выразительности речи учащихся основной школы на уроках литературы посредством поэзии А.С. Кушнера.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
выразительности речи учащихся основной школы на уроках литературы посредством поэзии А.С. Кушнера.
Цель исследования: развитие связной устной речи учащихся средних классов общеобразовательных школ на уроках изучения поэзии А.С. Кушнера
Гипотеза исследования: формирование выразительности речи учащихся основной школы на уроках литературы посредством поэзии А.С. Кушнера будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
-учёт формирования двух сторон речи – интонационной и лексической;
-разработка специальных заданий по литературе для выработки практических умений школьников, в соответствии с заданиями из учебника по изучаемой теме урока литературы.
Задачи работы:
1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме.
2. Создание педагогических условий для формирования выразительности речи учащихся основной школы на уроках литературы посредством поэзии А.С. Кушнера.
3. Изучение роли поэзии А.С. Кушнера на развитие устной и письменной речи учащихся средних классов в методике преподавания литературы.
4. Разработка методических рекомендаций для развития речи учащихся на уроках и во внеурочной деятельности при изучении произведений А.С. Кушнера.
Методы исследования: изучение теории исследуемого вопроса,
педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование; моделирование учебного процесса.
Структура работы. Работа состоит из введения двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка используемых источников.
Глава 1:Теоретические основы развития речи учеников средних классов на уроках литературы
1.1. Основные этапы жизни и творчества А.С. Кушнера
Необходимость обучения школьников умению использовать языковые средства выразительности устной речи подчёркивали многие учёные В.А. Артёмов, И.Я. Блинов, Б.Н. Головин, И.Б. Голуб, Л.А. Горбушина, Т.А. Ладыженская и др. Всеми исследователями признавалось особое значение школьного возраста в овладении устной речью. Программа основной школы одной из задач в области литературного чтения ставит задачу
формирования выразительной устной речи [7].
Однако речь учащихся иногда даже к периоду старшей школы далеко не всегда выразительна. Об этом писали исследователи Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Н.С.Рождественский и др. Возможно, что причиной такого состояния речевых умений школьников является то, что развитию выразительности речи на уроках литературного чтения уделяется значительно меньше внимания, чем это требуется. Учитель не всегда располагает достаточно разработанной методикой обучения устной речи. В школьной практике мы часто можем слышать, как учитель требует от ученика: «говори выразительно» или «говори красиво», но никто школьника до конца не проясняет, что это значит на самом деле. Развитая речь и выразительность речи – это обязательное качество речи человека, которое находится в одном ряду с такими качествами хорошей речи, как точность, богатство, логичность [12].
Внимание к речи формирует способность субъекта выражать в тоне, в интонации, в мимике, в жесте, темпе речи переживания человека, отношение к событию, побуждение к действию. В методической литературе отражена проблема формирования правильной речи детей. Об этом писали авторы Г.В. Артоболевский, Ш.В. Журкина, В.П. Канакина, Н.М. Неусыпова, Т.М. Рогожникова и др. Работы А.Н. Леонтьева, Д.Э. Эльконина, Н.С. Лейтеса, Л.И. Божбович и др. позволили наметить общую схему психического развития школьников. От непосредственного восприятия жизни, характерного для младших школьников и через самоуглубление подростка, ученик приходит в ранней юности к широкому и сознательному осмыслению мира и своих связей с ним. Любое восприятие субъектом идёт через речь, и литературное развитие школьника способствует освоению речи. Пробужденная литературным анализом способность объяснения учениками функций художественного образа, как правило, стимулирует сотворчество читателя и помогает рождению собственных читательских образов при общении с текстом [4].
Система развития речи школьника должна учитывать прогресс в области читательского восприятия, должна помочь ученику преодолевать разрывы и неравномерности в уровне постижения жизненных и художественных впечатлений и способности выразить эти впечатления в слове. Для создания целостной системы необходимо углубленное и многогранное изучение общего, литературного и речевого развития школьника. Для этого учителю необходимо нахождение оптимального координирования видов деятельности ученика. Именно литературное произведение способно при определенном методическом подходе, играть роль установки на речевое развитие. Текст, как художественная целостность занимает всё более прочное место в современных уроках литературы. В нашем случае будем в качестве основы развития речи школьников рассматривать поэзию Александра Семёновича Кушнера, советского и российского поэта и автора многих эссе [2].
А.С. Кушнер написал около 50-ти книг стихов для взрослых и детей и целый ряд статей и эссе о классической и современной русской поэзии. Свои стихи он начал публиковать в период 1956 – 1957 года, в периодических изданиях и ленинградских альманахах. Первая книга его стихов была опубликована в 1962 году тиражом в 10 тысяч экземпляров. С 1970 года он перешёл на профессиональную литературную деятельность. В советское время А.С. Кушнер широко печатался в СССР. Были в его жизни и моменты, когда он подвергался критике. А.С. Кушнер в своё время был членом редколлегий журналов «Звезда» и «Контрапункт», с 1998 года по 2015 год. В поэзии он следовал принципам, которые заложили акмеисты и близкие ему по поэтике авторы, в частности, Борис пастернак. Для А.С. Кушнера характерно описание предметного мира, быта и одновременно включённость в мировую культуру. Особое место в его творчестве занимает образ его родного Петербурга – Ленинграда. К примеру, стихотворение «Что мне весна? Возьми её себе! Работа А.С. Кушнера с традиционными стихотворными размерами в стихах 1970-х – 90-х годов отличается утончённостью и рефлективностью, а также, искусным использованием разностопных стихов. В творчестве последних десятилетий А.С. Кушнера заметно сравнительное упрощение формы, в духе позднего Пастернака с его тяготением к незаметному стилю. Выразительную характеристику языка А.С. Кушнера дал его современник Иосиф Бродский, который писал о том, что в случае поэзии А.С. Кушнера можно говорить о нормативной русской поэтической речи. И. Бродский дал общую оценку творчества А.С. Кушнера. Он отметил, что А.С. Кушнер один из лучших лирических поэтов XX века, и его имени суждено стоять в ряду имён, дорогих сердцу всякого, чей родной язык русский [25].
Специалистами было замечено, что стихам А.С. Кушнера свойственна скромность и близость к прозаической речи. И мастерство поэта раскрывается лишь при неторопливом чтении всех его стихов, в полном соответствии с тем, как сам А.С. Кушнер раскрывает окружающий его мир. В чём смысл растительных образов у А.С. Кушнера. Принято считать, что растительные образы А.С. Кушнера являются жанрово окрашенными. Александр Кушнер написал много прекрасных элегий. Идиллия – это ключевой для понимания его поэтики жанр. На каком языке говорят деревья с ребенком? Или каким образом они внушают ему ощущение счастья и полноты жизни, её тайны, примерно такими вопросами задавался в своё время Александр Кушнер.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенов, В.Н. Искусство художественного слова [Текст] / В.Н.Аксенов. –М.: Просвещение, 2002. – 163с.
2. Александр Кушнер: субъектная организация текста в стихах о школе [Электронный ресурс]/ https://slovesnik.org/images/docs/sirius-2018/belyaeva-n-v-osobennosti-subektnoj-organizacii-teksta-v-dvuh-shkolnyh-stihotvoreniyah-a-s-kushnera-prezentaciya.pdf?ysclid=l1je2tbdk0 (дата обращения: 03.04.2022).
3. Багичева, Н.В. Теоретические основы и методика
филологического образования младших школьников [Текст] / Н.В. Багичева, М.Л. Кусова, Е.И. Плотникова. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 272с.
4. Борискина, И.В. Обогащение речи младших школьников в связи с
изучением имени прилагательного// Фестиваль педагогических идей
«Открытый урок» [Офиц. сайт].URL: http://открытыйурок.рф/статьи/529420/
(дата обращения: 04.0.2022).
5. Брызгунова, Е.А. Система интонационных средств. Современный
русский язык [Текст] / Е.А. Брызгунова. –М.: Просвещение, 2007.– 145 с.
6. Буяльский, Б.А. Искусство выразительного чтения: книга для
учителя [Текст] / Б.А. Буяльский. –М.: Юнити-Дана, 2006.– 245 с.
7. Гаврисенко, Н.В. Обучение младших школьников
выразительности устной речи [Текст] / Н. В. Гаврисенко //Начальная школа. – 2008. –No2. – С. 14-17.
8. Грачева, Н.Н. Формирование выразительности речи младших
школьников// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Офиц.
сайт]. URL: http://открытыйурок.рф/статьи/419933/ (дата обращения 04.04.2022)
9. Ковальчук, Г.А. Формирование речевой деятельности
школьников на основе дидактических принципов К.Д. Ушинского [Текст] / Г.А. Ковальчук// Начальная школа. –2001. – No10. – С. 27-34.
11. Карпова, А. А. Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе / А. А. Карпова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. - № 5 (10). - С. 133-138. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1699/ (дата обращения: 03.04.2022).
12. Коренюк, Л.Ю. О специальных занятиях по выразительному
чтению [Текст] /Л.Ю. Коренюк.– М.: Дело, 2007. –140 с.
13. Ладыженская, Т.А. Речь: книга для учителя [Текст] / Т. А.Ладыженская. – М., Педагогика, 1990. –95с.
14. Лазаренко, О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи
детей [Текст] / О.И. Лазаренко.– М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
15. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
16. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных
классах [Текст] / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. –М.: Академия, 2000.–368с.
17. Майорова, А.В. Выразительное чтение [Текст] / А.В. Майорова. –М: РУДН, 2003.–145с.
18. Мельникова, И.И. Развитие речи. Дети 7-10 лет [Текст] / И.И.
Мельникова. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2014. –
144 с.
19. Мязина, Т. А. Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы / Т. А. Мязина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. - № 19 (153). - С. 310-313. - URL: https://moluch.ru/archive/153/15313/ (дата обращения: 03.04.2022).
20. Найденов, Б.С. Методика выразительного чтения [Текст] / Б.С. Найденов, Л.Ю. Коренюк. – М.: Просвещение, 2007. –176 с.
21. Рализаева, Т.Г. Методические основы языкового образования и
литературного развития школьников [Текст]/ Т.Г. Рализаева.–СПб.:
Специальная литература, 2004. –198 с.
22. Разработка урока по теме: А. Кушнер «Что я узнал!» [Электронный ресурс] / https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/razrabotka_uroka_po_teme_a_kushner_chto_ia_uznal (дата обращения: 03.04.2022).
23. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст] / А.А.Реан, Н.В. Бордовская., С.И. Розум.– СПб.: Питер, 2000 . –564 с.
24. Соловьева, Н.М. Практикум по выразительному чтению [Текст] / Н. М. Соловьева. –М.: Дело, 2006. –190 с.
25. Урок литературного чтения А. Кушнер «Что я узнал!» [Электронный ресурс] / https://infourok.ru/urok-literaturnogo-chteniya-a-kushner-chto-ya-uznal-752502.html (дата обращения: 03.04.2022).
26. Уварова, Т.В. Говорить правильно и выразительно – это радость
общения друг с другом [Текст] / Т.В. Уварова // Начальная школа. – 2001. – No10. –С. 23-27.
27. Черемисина-Ениколопова, Н.В. Законы и правила русской
интонации: учебное пособие для студентов и преподавателей-филологов,
журналистов [Текст] / Н.В.Черемисина-Ениколопова. – М.: Наука-ФЛИНТА, 1999. –517 с.
28. Черноморов, А.И. Практикум по выразительному чтению:
пособие для учителей начальных классов [Текст] / А. И. Черноморов, А. И. Шустова. –М.: Дана, 2000.– 388 с.
29. Шарова, И.И. Развиваем речь или маленький оратор [Текст] / И.И.
Шарова. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2008. – 240 с.
30. Шевцова, А.В. К проблеме развития выразительности речи
младших школьников [Текст] / А.В. Шевцова, Т.В. Мельник// Молодой ученый. – 2015. – No12. – С. 826-829.
31. Шигина, С.Ю. Говорим и читаем выразительно [Текст] / С.Ю. Шигина. – Владикавказ, 2002.–112 с.