Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Для органов власти обращения граждан – это один из важнейших источников информации, необходимой для решения вопросов государственного управления. В 2010 и 2013 г. в Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» были внесены изменения, существенным образом изменившие ряд его важных положений.
Чем были вызваны данные изменения в вопросах, которые они касаются. Обращения граждан - это важное средство осуществления и охраны прав личности, укрепления связи органов власти с населением, это одна из форм участия граждан в управлении делами государства и общества. Для государственных органов обращения граждан - это один из важнейших источников информации, необходимой для решения вопросов государственного управления.
Целью работы является изучение всех моментов при обращении граждан в государственные органы. А также исследование порядка рассмотрения обращений граждан.
Задачи:
1) Изучить виды и формы обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления.
2) Проанализировать порядок организации работы с обращениями граждан.
3) Изучить основные положения закона «О порядке рассмотрения обращений граждан».
Объект работы: работа с обращениями граждан.
Предмет работы: закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»
По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. Виды и формы обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления
1.1 Рассмотрение обращения граждан
Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам (ст. 33 Конституции РФ; ч. 1 ст. 2 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ). Кроме того, граждане вправе обращаться к Президенту РФ как к главе государства и в Администрацию Президента РФ. Такие обращения рассматривает соответствующее Управление в составе Администрации Президента РФ, являющейся государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента РФ (п. 1, пп. "а", "б" п. 4 Положения, утв. Указом Президента РФ от 17.02.2010 № 201; п. 1 Положения, утв. Указом Президента РФ от 06.04.2004 № 490). Аналогичными правами в РФ обладают также иностранные граждане и лица без гражданства, кроме случаев, установленных международным договором РФ или федеральным законом (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ч. 3 ст. 1 Закона № 59-ФЗ).[1]
Институт обращений граждан в органы публичной власти многогранен, он является способом выражения общественного мнения и средством получения государственными органами и органами местного самоуправления информации от граждан о качестве и недостатках своей работы, а также способом защиты гражданами своих прав и законных интересов. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
Обращение требует обязательного государственного реагирования. Для этого создаются специальные органы с широким кругом полномочий, которые либо сами удовлетворяют интерес индивида, либо имеют возможность воздействовать на другие организации в пользу разрешения, так или иначе, вопроса, инициировавшего обращение.
Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Государство рассматривает только те обращения, которые соответствуют государственным требованиям (по форме обращения).
Если обращение гражданина в государственные органы и органы местного самоуправления не имеет никаких оснований и продиктовано не намерением исполнить свой гражданский долг или защитить права и охраняемые законом интересы, а исключительно намерением причинить вред другому лицу, то имеет место злоупотребление правом (Определение Конституционного Суда РФ от 20.02.2014 № 382-О).
В последние годы появились новые субъекты и адресаты обращения, а также новые виды обращений, ранее неизвестные отечественному законодательству.
Основополагающий федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предлагает всего три группы обращений: индивидуальные и коллективные, письменные и устные, а также предложения, заявления и жалобы.
Обращения граждан могут быть в устной, письменной форме, а также в форме электронного документа. В последних двух формах различают такие виды обращений, как предложение, заявление и жалоба (п. 1 ст. 4 Закона № 59-ФЗ).
Обращение гражданина – это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.[9]
Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Должностное лицо – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.
1.2 Виды обращений
В соответствии с принципом разделения властей (полномочий) все обращения граждан в публичные органы можно подразделить на:
1) Обращения в судебные органы.
2) Обращения в исполнительные (исполнительно-распорядительные) органы.
3) Обращения в законодательные (представительные) органы.
4) Ообращения в органы, не отнесенные ни к одной из традиционных ветвей власти.
Виды обращений в органы судебной власти:
1) Заявления (например исковые заявления, об обеспечении иска, об отводах и самоотводах, об обеспечении доказательств, о назначении экспертизы, об оспаривании нормативных правовых актов и другие).
2) Ходатайства (пример: о передаче дела, о замене ответчика, о содействии в собирании доказательств, о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей, о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, о разрешении дела в слушании и об оглашении материалов дела закона о конституционном суде, об отложении рассмотрения дела).
3) Жалобы (апелляционная жалоба, кассационная жалоба, частная жалоба, жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод).
4) Отзывы (на исковое заявление, отзыв на жалобу и другие).
5) Возражения (возражения на жалобу, возражения на частную жалобу, возражения заинтересованного лица и другие).
6) Запросы. Как основной вид обращений предусмотрены законами шести субъектов Федерации о конституционных (уставных) судах.
7) Запросы информации о деятельности судов (ст. 18 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации").
8) Традиционные обращения (предложения, заявления или жалобы, предусмотренные Федеральным законом № 59-ФЗ), также могут подаваться в суд и подлежат рассмотрению, если они не касаются отправления правосудия по конкретным делам.[11]
Законодательство позволяет выделить следующие виды обращений граждан в законодательные (представительные) органы:
1) Правотворческая инициатива граждан на местном уровне (ст. 26 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Фрагмент для ознакомления
3
Законы и нормативные документы
1. Конституция РФ Текст: электронный. – URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 15.06.2022).
2. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 № 227-ФЗ, от 06.04.2011 № 65-ФЗ, от 21.07.2011 № 252-ФЗ, от 28.07.2012 № 139-ФЗ, от 05.04.2013 № 50-ФЗ, от 07.06.2013 № 112-ФЗ, от 02.07.2013 № 187-ФЗ). Текст: электронный. – URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 19.06.2022).
3. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (в ред. от 29.06.2010, 27.06.2010, 07.05.2013, 02.07.2013). URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 16.06.2022).
4.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) Текст: электронный. – URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 15.06.2022).
Литература
5. Алешин А. Е., Трифонов Ю. Н. Организация работы с обращениями граждан в органах государственной власти: вопросы теории и практики: ученые записки тамбовского отделения/ Трифонов Ю. Н., Алёшин А. Е. РОСМУ. 2017.-45с. Текст: непосредственный.
6. Басова, Н. Ф. Основы социальной работы : учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. Ф. Басов [и др.] ; под ред. Н. Ф. Басова. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 213 с. Текст: непосредственный.
7.Глушко, Е.К. Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (постатейный комментарий) / Е.К. Глушко // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru (дата обращения 01.04.2022).
8. Журнал регистрации обращения граждан. - Москва: РГГУ, 2016. - 601 c. Текст: непосредственный.
9. Зубарев, С.М. Комментарий к Федеральному закону "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ / С.М. Зубарев. - М.: Юриспруденция, 2019. - 341 c. Текст: непосредственный.
10.Зарубина, Ю. Н. Социальные проблемы современного общества : учебно-методическое пособие / Ю. Н. Зарубина, Е. А. Серова ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль : ЯрГУ, 2018. - 36 с. Текст: непосредственный.
11. Лихачева, Е.А. Перспективы организации работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления //учебное пособие: Е.А. Лихачева, И.Н. Михайлюк. 2013. -590с Текст: непосредственный.
12. Мещерягина, В. А. Юридическая природакон-ституционного права на обращение, как субъективного права / В. А. Мещерягина // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 10. Текст: непосредственный.
13. Меженин, Я. Э. Становление и функционирование социального института обращений граждан в органы власти: автореф. дис. канд. социолог. наук. Барнаул, 2013. Текст: непосредственный.
14. Нарутто, С. В. Обращение граждан в Конституционный Суд Российской Федерации / С.В. Нарутто. - М.: Норма, Инфра-М, 2017. - 352 c. Текст: непосредственный.
15. Нагорнова, А. Ю. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми: учебное пособие для академического бакалавриата / А. Ю. Нагорнова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 133 с. Текст: непосредственный.
16. Наместникова, И. В. Этические основы социальной работы : учебник и практикум для СПО / И. В. Наместникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 381 с. Текст: непосредственный.
17.Никитин, А.В. Нужен честный, открытый диалог органов управления с жителями области / А.В. Никитин // Комсомольская правда - Тамбов. 2015, 3-10 сентября.
18. Обращение в Европейский Суд по правам человека. - М.: МОО ПЦ Мемориал'', 2017. - 528 c.
19. Обращения граждан - важный фактор развития диалога с народом: методическое пособие. Ташкент: «Fan va texnologia». 2018.
20. Подъячев, К. В. Обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления, как форма гражданского участия: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Москва, 2007.69с. Текст: непосредственный.
21. Подъячев, К.В. Обращения граждан в органы власти и гражданское участие в России / К.В. Подъячев. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 184 c. Текст: непосредственный.
22. Попов И.Е. Институт права граждан на обращения в органы власти: проблемы понятия и принципиальные особенности// Журнал «Вестник Южно-Уральского государственного университета». 2009. № 17. 19с. Текст: непосредственный.
23. Сергеева, Д. А. Институт обращений граждан в России: конституционно-правовоеисследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2017.217с.
24. Титов А. А. Право граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти: конституционно-правовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Орел, 2018. Текст: непосредственный.
25. Фельдман, А.А. Вексельное обращение: учебное пособие / А.А. Фельдман. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 304 c.
26.Холостова, Е. И. Теория и методика социальной работы : учебник для СПО / Е. И. Холостова [и др.] ; под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононова, М. В. Вдовиной. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 288 с.
27.В чем заключается социальное обращение граждан / Текст: электронный // URL: https://yandex.ru/q/question/work/v_chiom_zakliuchaetsia_professiia_371ecd50/?utm_source=yandex&utm_medium=wizard&answer_id=afb36e69-b763-45ab-9128-cad33456cb86#afb36e69-b763-45ab-9128-cad33456cb86 (дата обращения: 14.04.2022).