Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Любая политика — это цели и задачи, преследуемые и решаемые людьми в связи с их конкретными интересами, а также методы, средства и институты, с помощью который данные интересы формируются, отстаиваются и защищаются. Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж и внутрирегиональных связей.
Региональная политика — это целостное и самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, а также каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории, оставаясь "наедине" с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой.
Всякая политика хороша настолько, насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов. Региональная политика не исключение. Она в той мере политика и в той мере эффективна, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов.
Объединительной идеей и государственной, и местной региональной политики может и должна стать устойчивость, стабильность меж и внутрирегиональных отношений
Региональная политика является составной частью общегосударственной политики в области экономического и социального развития страны. Можно считать, что региональная политика — это система государственных мер, определяющих взаимоотношения государства с регионами на различных этапах социально-политического развития. Так, на этапе планового ведения хозяйства важнейшей внутриполитической задачей являлось ускоренное развитие производительных сил восточных районов. От ее решения зависело экономическое могущество страны.
Глава 1. Региональная политика
1.1. Цели и задачи государственной региональной
политики
Региональная политика составная часть политики государства, направленная на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития. Основными объектами являются: административно-территориальные деления (области, края, провинции); единицы политикотерриториального деления (автономии, образованные на моно или полиэтнической основе); субъекты федерации. В чрезвычайных ситуациях объектами становятся законы стихийных и экологических бедствий, конфликтов. Степень самостоятельности регионов в разных странах неодинакова, зависит от государственного устройства. Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от правильно выбранной, научнообоснованной стратегии регионального развития. Она должна быть тесно связана с общей стратегией экономического и социального строительства государства.
Федеративные отношения в РФ регламентируются Конституцией Российской Федерации и устанавливаются соответствующими федеративными договорами по разграничению предметов ведения и полномочий, а также государственная региональная политика регламентируется в настоящее время единым концептуальным документом – “Основными положениями региональной политики в Российской Федерации”, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 03.06.96г. №803[15].
Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны исходить из этого документа при решении задач социально-экономического развития регионов Российской Федерации, повышения действенности экономических реформ, обеспечения роста благосостояния населения, а также развития федерализма и местного самоуправления.
В сфере взаимоотношений между центром и регионами основными целями региональной политики в Российской Федерации являются:
обеспечение правовых, бюджетнофинансовых, социальноэкономических и организационных основ федерализма в Российской Федерации;
создание единого экономического, финансового и правового пространства и обеспечение целостности российского государства;
приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое и геополитическое значение для российской государственности, и обеспечение государственной поддержки проблемных регионов и территорий с особыми природноклиматическими, географическими, экономикофинансовыми и национальнокультурными условиями;
На каждом этапе своего развития региональная политика предусматривает необходимость разработки и реализации системы мер по реализации вышеуказанных направлений. В этих целях Указом Президента Российской Федерации “О структуре федеральных органов исполнительной власти” от 22 сентября 1998 г. № 1142[16] и постановлением Правительства Российской Федерации “Вопросы Министерства региональной политики” от 12 ноября 1998 г. № 1322[17] образовано Министерство региональной политики Российской Федерации. В круг основных целей и задач министерства входили: реализация государственной региональной политики, упрочнение федерализма, гармонизация межрегиональных отношений, контроль за развитием социально-экономическими процессов в субъектах федерации РФ и решение проблем выравнивания условий развития регионов. Соответственно, одной из задач являлась координация деятельности органов власти по проведению в жизнь концептуальных основ региональной политики. Министерство региональной политики было реорганизовано.
При этом также координация деятельности органов исполнительной власти разных уровней в сфере реализации государственной региональной политики возложена на Координационный Совет по экономическим вопросам региональной политики, образованный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998г. № 1578[18]. В Постановлении говорится, что “в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по укреплению экономических основ региональной политики, выработки единой стратегии в сфере государственного федеративного строительства”.[19] Правительство РФ образовало Координационный совет, в который вошли представители Министерства финансов России, Министерства экономики России, Министерства труда России, Министерства топлива и энергетики России, Министерства по делам национальностей России и других федеральных министерств и ведомств. Возглавляет Координационный Совет Министр региональной политики Российской Федерации.
По сути, правовая база региональной политики в РФ призвана обеспечивать реализацию двух важнейших задач:
развитие федеративных отношений;
обеспечение региональной экономической политики.
Несмотря на принятие пакета достаточно важных законов в этих сферах, ряд законопроектов, имеющих большое значение для дальнейшего развития отношений между вертикальными уровнями власти в РФ, находятся в стадиях рассмотрения или были отклонены органами государственной власти.
На три законопроекта Президентом РФ было наложено вето, поэтому они находятся на рассмотрении специальными комиссиями:
“Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”;