Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Во время занятий по физической культуре в общеобразовательных учреждениях учащиеся среднего школьного возраста выполняют двигательные действия с различной скоростью и разной степенью точности. Ученики должны быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке, находить быстрое и правильное решение двигательной задачи, уметь воспринимать пространственные и временные отрезки, владеть навыком точного распределения мышечных усилий, дифференцирования временных, пространственных и динамических характеристик двигательного действия.
Способности быстро и точно совершать двигательные действия позволяют школьникам значительно эффективнее решать поставленные перед ними различной степени сложности двигательные задачи как в процессе учебной деятельности, так и в быту; быстрее осваивать новые движения; обеспечивать безопасность выполнения упражнений; способствовать повышению качества двигательных действий.
Качественное выполнение двигательных действий невозможно без определённого уровня развития точности. Даже незначительное отклонение от рациональной структуры техники движения приводит к её искажению.
В школьной программе по физической культуре не ставится конкретной задачи по развитию точности до определённого уровня (применяются только метания малого мяча в цель). Используются не все критерии оценки данной двигательной координации, представлены лишь некоторые разновидности и проявления точности, что не позволяет сформировать двигательные действия, необходимые для решения двигательных задач в условиях лимита времени.
В настоящее время методика обучения двигательным действиям, используемая в учебном процессе учащихся, далека от совершенства: мало внимания уделяется развитию координационных способностей, применяется узкий круг средств и методов обучения двигательным действиям, в основном стандартизируются условия выполнения упражнений, развитие скоростных и координационных способностей осуществляется разновременно.
К сожалению, до настоящего времени место точности в структуре развития физических качеств до сих пор не определено. Показательно многообразие мнений по этому вопросу от категорического непризнания точности как способности, и тем более физического качества человека, до определения особенностей проявления точности как общепризнанного двигательно-координационного качества.
Программный материал по физической культуре мало ориентирован на сопряжённое развитие скоростных и координационных способностей, часто без должного учёта оптимального возраста и сенситивного периода развития физических способностей занимающихся.
Специалисты расходятся во мнении о педагогически целесообразных средствах обучения двигательным действиям, не ясен вопрос о взаимосвязи характеристик точных и быстрых движений, не выяснена значимость уровня развития сенсорной и перцептивной систем в процессе обучения таким двигательным действиям.
В процессе обучения двигательным действиям не соблюдаются такие важные требования, как учёт особенностей организации движений в различных плоскостях пространства, отсутствуют рекомендации по контролю за правильностью выполнения быстрых и точно скоординированных двигательных действий.
Выделенная проблема в обучении двигательным действиям школьников, разноплановость и противоречивость точек зрения специалистов позволили сформулировать научную задачу, требующую своего решения.
Ее сущность заключается в разработке эффективной методики использования средств направленных на развитие ловкости учащихся среднего школьного возраста посредством подвижных игр. Важность решения этой научной задачи для развития школьной физической культуры очевидна. Недостаточная научная разработанность многих ее аспектов обусловили актуальность нашей курсовой работы и тему исследования.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс развития ловкости на занятиях по физической культуре.
Предмет исследования – развитие ловкости на уроках физической культуры с использованием подвижных игр у детей среднего школьного возраста.
Цель курсовой работы – проанализировать развитие ловкости учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры с использованием подвижных игр.
Возможность достижения постановленной цели обуславливается необходимостью решения ряда задач, в частности:
– дать общую характеристику ловкости как физического качества;
– определить особенности развития ловкости в среднем школьном возрасте посредством подвижных игр.
Гипотеза исследования состоит в том, что подвижные игры который позволяют значимо повышать уровень развития ловкости у детей среднего школьного возраста.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были обобщены сведения о физическом качестве ловкости выносливости, ее развитии, в том числе средствами подвижных игр у детей среднего школьного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные сведения могут быть использованы в практической деятельности специалиста в области физической культуры и спорта.
Методы исследования: Анализ специальной литературы по теме исследования.
Особенности структуры. Работа выполнена на кафедре ______________________________факультета, состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Общая характеристика ловкости как физического качества
В первой главе настоящего исследования представлен литературный обзор по проблеме изучения ловкости как физического качества. В рамках данной главы будут рассмотрены такие понятия как «физиологические особенности» и «физическое качество – ловкость».
1.1. Физиологические особенности развития ловкости
В физиологии спорта физическое качество ловкость определяется как:
-способность индивида образовать новый двигательный акт и двигательный навык;
-быстрота переключения с одного движения на другое при меняющейся ситуации;
- исполнение сложно-координационных движений [5,7].
Ловкость представляет собой сложное комплексное двигательное действо, уровень развития которого определен многочисленными факторами. Огромное значение тут имеют большое развитое мышечное чувство и пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления нервных процессов будет зависеть спешность формирования координационных связей и быстрота перехода от одних установок и реакций к другим. Основой ловкости являются координационные способности [15,16].
Итак, ловкость, с одной стороны является определенной творческой способностью индивида незамедлительно выработать двигательное поведение в новых, необычных условиях, а с другой стороны, - координационные возможности индивида [23,25].
Итак, ловкость - это комплексное качество, компонентами ко¬торого являются точность движений в пространстве и во времени и способность изменять координацию движений в зависимости от внезапной смены внешних условий.
Соответственно выделяются три стороны ловкости: первая характеризуется пространственной точ¬ностью движений, вторая - временной точностью и третья - точ¬ностью и быстротой двигательных решений в ответ на внезапные сигналы. При этом наиболее важной является спо¬собность адекватно приспосабливать свою деятельность к внезап¬ной смене ситуаций. Пространственная и временная точность дви¬жений составляет необходимую предпосылку к развитию ловкости [4, 6,12].
Так, к примеру, при специальной тренировке точность движений при метаниях в цель, точность перемещения своего тела в пространстве (например, при прыжках с места) повышается и после 15-16 лет.
Формирование двигательных навыков почти никогда не проис¬ходит сразу. Для этого требуется обычно длительное время и мно¬гократные повторения. В формировании и совершенствовании дви¬гательных навыков различают несколько стадий, или фаз. В начале разучивания движение неэкономно, малокоординированно. В рабо¬ту при этом включается много ненужных в данном случае мышц, что происходит в результате иррадиации (распространения) возбуж¬дения в двигательных центрах. Здесь можно вспомнить, как ребенок впервые на¬чинает учиться писать буквы. При выполнении этого, казалось бы, несложного движения вовлекаются мешающие работе мышцы, даже мышцы лица, что увеличивает утомление. Это и есть первая фаза формирования двигательного навыка.
В дальнейшем по мере освоения движения наступает вторая фаза. Теперь возбуждение в центрах иррадиирует в меньшей степе¬ни, и в деятельность вовлекаются лишь необходимые для осуществ¬ления движения мышцы. К этому времени условнорефлекторные связи уже достаточно закреплены, что ведет к образованию стерео¬типа (шаблона) в деятельности нервных центров и во внешнем ри¬сунке выполняемого движения. Однако сформировавшийся стерео¬тип нервных процессов во второй фазе обучения еще не является стойким. Если движение выполняется в необычных условиях, напри¬мер на ответственных соревнованиях, то стереотип нервных процессов может нарушаться и в движениях вновь появляются, казалось бы, уже преодоленные ошибки [8, 19].
Двигательные навыки должны обеспечивать правильное, эко¬номное выполнение движений при любой спортивной деятельности.
Специальные исследования показали, что высокая координация движений и в этих видах спорта ведет к экономизации движений, а следовательно, и более длительному под¬держанию работоспособности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 528 с.
2. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии / Н.А. Бернштейн ; публ. подгот. И.М. Фейгенбергом ; предисловия В.М. Зациорского, И.М. Фейгенберга. – М.: Физкультура и спорт, 2011. – 287 с.
3. Викулов, А.Д. Развитие физических способностей детей / А.Д. Викулов, И.М. Бутин. – Ярославль : Гринго, 2016. – 172 с.
4. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. Учебник для студентов вузов физической культуры и факультетов физического воспитания высших учебных заведений./Л.В. Волков. - Киев: Олимпийская литература, 2002. - 294 с
5. Гуровец, Г.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей : учебник для вузов / Селиверстов В.И, Гуровец Г.В. .- М.: ВЛАДОС, 2013.- 433с.
6. Егоров, Б.Б. Модернизация содержания и технологий преподавания учебного предмета «Физическая культура» в организациях начального и дошкольного образования в Российской Федерации» /Б.Б. Егоров.-М.: Физкультура и спорт, 2013.- 189 с.
7. Муртазин, Ш.Н. Применение подвижных игр и соревновательно-игровых заданий с элементами мини-футбола в оптимизации двигательной активности обучающихся /Н.Н. Муртазин, Ж.И. Бушева //Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма, психологического сопровождения и оздоровления различных категорий населения. Сборник материалов ХХ Юбилейной международной научно-практической конференции, 2022.-С.432.
8. Макаров, С.А. Подвижные игры как средство развития ловкости у детей 9-10 лет на уроках физической культуры /С.А. Макаров //Актуальные вопросы науки и образования. Материалы научно-практической конференции,2019,.-С.195.
9. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2013.-384 с.
10. Никитушкин, В.Г., Малиновский С.В. Формирование координационных способностей детей 4-12 лет. //Вестник спортивной науки. – 2012. - №2. – С. 26-27.
11. Педагогика физической культуры : учеб. для образоват. учреждений высш. проф. образования / под общ. ред. В. И. Криличевского, А. Г. Семенова, С. Н. Бекасовой. - Москва : КноРус, 2012. - 319 с.
12. Прокофьева, И. Сила и ловкость / И. Прокофьева // Классное руководство и воспитание школьников : клас. метод. журн. для клас. рук. – 2011. – № 10. – С. 38–39.
13. Пшеничников, А. Ф. Физическая культура студента. [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. Ф. Пшеничников. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2012. — 218 c. — Доступ из ЭБС «IPRbooks». - Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/19345, требуется авторизация (дата обращения : 01.04.2022). – Загл. с экрана.
14. Столяров, В. И. Современная система физического воспитания (понятие, структура, методы) : монография.- Саратов: Наука, 2013.- 312с.
15. Селуянов, В.Н. Основы научно-методической деятельности в физической культуре: Учебн. Пособие для студентов вузов физической культуры /В.Н.Селуянов [и др.] – М: СпортАкадемПресс, 2001. – 184 с.
16. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта. / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2000. - 608 с.
17. Сологуб Е.Б. Спортивная генетика. / Е.Б. Сологуб, В.А. Таймазовб. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 256 с.
18. Теория и методика избранного вида спорта. Курс лекций. / Под общ.ред. В.А. Талай. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2022. – 198 с.
19. Тычинин, Н.В. Элективные курсы по физической культуре и спорту. Учебное пособие /Н.В. Тычинин.- Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2017.-156 с.
20. Федоров, В.И Физическая культура: учеб. пособие / Федоров В.И Шумилин А.П., Чикуров А.И. ГУЦМиЗ. - Красноярск, 2015. - 148с.
21. Физическая культура - основа здорового образа жизни : учеб. пособие / [авт.: А. Е. Данюшевский, С. А. Жигунова, И. А. Криволапчук, Е. Г. Сайганова] ; под общ. ред. В. А. Дудова ; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - Москва : Изд-во РАГС, 2010. - 142 с.
22. ФГОС. Физическая культура планирования работы по освоению образовательной области / Е. А. Мартынова, М. А. Давыдова, Н. Р. Кислюк и др. - Издательство: Учитель, 2013. - 302 с.
23. Физическая культура: учеб. пособие / В.А. Коледа; под общ. ред. В.А. Коледы. – Минск: БГУ, 2014. – 211 с.
24. Физическая культура [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс (для студентов экономических специальностей) / С. И. Бочкарева, О. П. Кокоулина, Н. Е. Копылова и др. - Электрон. дан. – Москва : Евразийский открытый институт, 2011. - 344 с. - Доступ из Унив. б-ки ONLINE. – Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90775, требуется авторизация (дата обращения : 18.01.2019). – Загл. с экрана.
25. Физическая культура: учебник для студентов вузов, обучающихся по дисциплине "Физическая культура" / [М. Я. Виленский [и др.] ; под ред. М. Я. Виленского. - 2-е изд., стер. - Москва : КноРус, 2013. - 424 с.
26. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. –М.: Академия, 2016. - 480 с.
27. Шевцов, В.В. Общие основы теории и методики физической культуры в вопросах и ответах. – Тюмень: ИПК ПК, 2016. – 78 с.
28. Юшковская, Т.И. Общеразвивающие упражнения: Учебно-методическое пособие. / Т.И. Юшковская. - Витебск. УО ВГУ им. П.М. Машерова, 2022. - 62 с.
29. Яковлев, Б.П. Изменение в структуре мотивационной сферы на начальном этапе адаптации к послеспортивной деятельности / Б.П. Яковлев Н.Р. Усаева // Теория и практика физической культуры. – 2014. – № 6. – С. 91–92.