Фрагмент для ознакомления
2
Муниципальная служба представляет собой управленческую деятельность, которая характеризуется значительным уровнем сложности и напряженности. Система подготовки, переподготовки, а также повышения квалификации не содействует положительным изменениям в кадровом составе чиновников. Кроме того, тормозит формирование кадрового потенциала муниципальной службы и лимитирует существующее положение вещей.
Профессионализм служащего определяет эффективность исполнения им своих обязанностей. Сильное профессиональное обучение способствует росту профессионализма у служащего и росту результативности его делу. Служащим приходится сталкиваться с противоречиями правовых актов, сложностями отсутствия наработанной практики, нехваткой кадров, которые подготовлены согласно со спецификой занятий.
Бюрократический подход к управлению профессиональным обучением кадров муниципальной службы, который ориентирован на закрытость, исключает возможность успешного осуществления проводимых преобразований. Командное влияние с отчетливым выделением субъекта и объекта управления не содействует рациональному совмещению процессов управления и самоорганизации.
Цель муниципальной служебной деятельности заключается в обслуживании компетенций местного самоуправлении, осуществлении их непосредственно населением и органами местного самоуправления. Она выступает производной от объема решаемых на муниципальном уровне вопросов местного значения и некоторых государственных полномочий, которыми наделены муниципалитеты.
Коррупция представляет собой непосредственную угрозу всей национальной безопасности, она мешает развитию во всех государствах институтов демократии и гражданского общества, реализации населением конституционных прав. В политическом направлении коррупция способствует недоверию населения к государственной и муниципальной власти. Коррупция в деятельности органов публичной власти и управления способствует развитию организованной преступности, ставит под угрозу осуществление национальных проектов, а также подрывает все государственные правовые реформы.
Данные проблемы делают объективно необходимым развитие административно-правового механизма противодействия коррупции в разнообразных направлениях деятельности муниципальных служащих. В российском государстве и за рубежом причиной роста коррупции в административной деятельности муниципальных служащих выступает плохое качество нормативной правовой основы их деятельности.
Кроме того, актуальность работы обусловлена также общественно опасным характером коррупции, ее широкой распространенностью и латентным характером. В первую очередь коррупция расшатывает отношения между обществом и государством, вызывает недоверие и чувство несправедливости, подрывает экономику, сводит к минимуму эффект от принимаемых нормативных актов и так далее.
Данную тему в своих трудах рассматривали такие авторы как Соловьев А.В., Агешкина Н.А., Ильин В.Н., Карев Д.А., Савинов Л.В, Воробьев А.В. и другие.
Объект исследования представляют собой общественные отношения, которые складываются в области реализации механизма противодействия коррупции на местном уровне власти.
Предмет исследования – правовые основы противодействия коррупции в органах местного самоуправления.
Цель исследования состоит в осуществлении анализа изучения опыта антикоррупционной работы в органах местного самоуправления, а также определение условий разработки эффективных механизмов борьбы с коррупцией.
Задачи, которые решаются в курсовой работе для достижения указанной цели:
• рассмотреть принципы организации и функционирования муниципальной службы в российском государстве;
• выявить аспекты осуществляемой политики по противодействию коррупции в муниципалитетах;
• рассмотреть законодательные основы борьбы с коррупцией в Российской Федерации;
• выявить существующие и новые подходы борьбы с коррупционными проявлениями на местном уровне.
Методологической основой курсовой работы является общенаучный, диалектический, а также исторический методы познания. Также были использованы методы анализа, синтеза, аналогии и обобщения и формально-логический метод.
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие, принципы организации и функционирования муниципальной службы в российском государстве
Институт муниципальной службы является серьезным атрибутом местного самоуправления, так как реализовывать полномочия органов публичной власти на местном уровне можно только посредством деятельности соответствующих должностных лиц, как возглавляющих органы местного самоуправления, так и специалистов разного рода, то есть муниципальных служащих.
На местном уровне в течение всей истории российского государства всегда имелся аппарат таких служащих, которые выполняли сходные функции, несмотря на различные наименования их должностей. Вместе с тем, на каждом этапе российской истории институт служащих органов местного управления имел свою специфику, свои особенности правового статуса.
При этом нужно иметь в виду, что на системном уровне институт муниципальной службы стал регулироваться, начиная только с середины ХIХ в. (земская и городская реформы). До этого местная власть, несомненно, существовала. Однако рабочий аппарат такой власти (дьяки, стряпчие и другие) формировался и функционировал на бессистемной основе.
В ХIХ в. в рамках начавших реформ либерального характера (начиная с 1861 г.), сначала отрегулировано местное самоуправление на уровне губерний и уездов. Это обусловлено тем, что миллионы крестьян, которые стали лично свободными, получили право участвовать в организации своей жизни на той территории, где они проживали. Поэтому уже 1 января 1864 г. императором утверждено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Административные структуры предусматривались только на двух уровнях территориально-публичных образований. На губернском уровне, и также на стоявшем на одну ступень ниже, уездном уровне.
Данный этап развития института муниципальной службы характеризуется, таким образом, следующими признаками:
- обособлением этой разновидности общественной службы и ее отграничением от государственной службы;
- профессионализацией этой службы;
- формированием правового статуса муниципального служащего, несмотря на то, что элементы такого статуса были определены в минимальной степени.
После октябрьской революции 1917 г., в соответствии с политико-правовой доктриной советской власти, все звенья системы Советов объявлялись органами государственной власти. Соответственно, институт местного самоуправления, который отграничивался от государства, по существу, упразднялся. Отсутствовало в Советском Союзе и понятие государственной службы, не говоря уже о понятии муниципальной службы.
В дальнейшем этот институт получил свое довольно активное развитие. Прежде всего, это связано с принятием Основного закона 1993 г., где местному самоуправлению отведена специальная глава, значительно расширившая демократизм местного самоуправления. В ней содержится принципиальное положение о том, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Соответственно, возникли правовые основания для формирования института муниципальной службы. В развитие этого и других положений принят ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
В начале 1998 г. принимается первый специальный закон ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ». Здесь институт муниципальной службы раскрывается во всех подробностях. В первых же статьях даются основные понятия: муниципальная служба – профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. С принятием этого закона в России завершился процесс формирования законодательной основы института муниципальной службы.
Устойчивое развитие фундамента местного самоуправления невозможно без укрепления органами всех уровней власти одной из составляющих организационных основ местного самоуправления – муниципальной службы. Именно от муниципальных служащих в большей степени и будет зависеть выполнение практически всех принимаемых в стране решений.
Муниципальная служба является сложным социально-правовым институтом и несет на себе все те признаки, свойства, которые присущи службе вообще и каждому его виду в отдельности. Следует отметить ряд специфических признаков муниципальной службы:
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции» (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) / «Бюллетень международных договоров», 2006, № 10, октябрь, с. 7 – 54.
3. «Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию» (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999) / «Собрание законодательства РФ», 18.05.2009, № 20, ст. 2394.
4. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) / «Дипломатический вестник», № 10, 1998.
5. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
6. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021) / «Собрание законодательства РФ», 05.03.2007, № 10, ст. 1152.
7. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 06.03.2022) «О противодействии коррупции» / «Собрание законодательства РФ», 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6228.
8. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» / «Собрание законодательства РФ», 20.07.2009, № 29, ст. 3609.
9. Указ Президента РФ от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 г.» / «Собрание законодательства РФ», 23.08.2021, № 34, ст. 6170.
Книги и сборники
10. Агешкина Н.А., Бельянская А.Б., Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (постатейный) // СПС Консультант Плюс. 2017.
11. Бабенко Н.Н. Внешний облик государственного и муниципального служащего // Н.Н. Бабенко / Молодежь и будущее: управление экономикой и социумом: сб. статей. 2019. С. 35-40.
12. Куштанок С.А. Специфика труда государственных гражданских и муниципальных служащих: понятие, признаки и принципы государственной и муниципальной службы // С.А. Куштанок / Наука XXI века: проблемы, перспективы и актуальные вопросы развития общества: сб. трудов. 2019. С. 245-251.
13. Соловьев А.В. Конфликт корыстных интересов на государственной и муниципальной службе: природа и способы преодоления: учебное пособие. М.: Проспект, 2018. 256 с.
Статьи из журналов и периодических изданий
14. Антонова Н.А., Зайковский В.Н. Осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципальных образований как вопрос местного значения // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 1. С. 23-28.
15. Беспалова Н.А. Актуальные вопросы развития профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих РФ в современных условиях // Лидерство и менеджмент. – 2017. – Том 4. – № 2. – С. 67-76.
16. Бочкарев С.А. Коррупция вне сроков исковой давности // Законность. 2021. № 2. С. 8 - 12.
17. Васев А.В. Правовые и организационные основы противодействия коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления // Закон и право. 2017. № 3. С. 108-109.
18. Гукалов Р.А. Профессиональная этика и этикет государственного (муниципального) служащего // Экономика. Менеджмент. Инновации. 2017. № 5 (11). С. 61-73.
19. Жданкина Ю.С., Сапунов А.В. Проблемы оценки профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих в России // Вектор экономики. 2019. № 4 (34). С. 173.
20. Ильин В.Н. Основные требования к государственным гражданским и муниципальным служащим в сфере оказания государственных и муниципальных услуг // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 2. № 60. С. 306-312.
21. Ильясова М.К. Методы противодействия коррупции в системе государственного управления // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2021. № 1 (71). С. 88-92.
22. Карев Д.А. Принципы муниципальной службы: подходы к классификации // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 5. С. 51 - 59.
23. Комиссарова Д.А. Актуальные проблемы повышения эффективности противодействия коррупции в органах местного самоуправления современной России // E-Scio. 2019. № 1 (28). С. 56-62.
24. Кузьмин Д.И. Историко-правовые предпосылки институционализации муниципальной службы в России и за рубежом // Современное право. 2019. № 9. С. 144-148.
25. Лихачев С.В., Ракша Н.С. Принципы организации и функционирования муниципальной службы в Российской Федерации // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2020. № 1. С. 3 - 6.
26. Матвеева Н.С. Планирование трудовой карьеры государственного и муниципального служащего // Муниципальная академия. 2019. № 4. С. 54-58.
27. Петухов Р.В., Кабанова И.Е. Об особенностях правового регулирования деятельности комиссий по урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе // Мониторинг правоприменения. 2017. № 4 (25). С. 32-36.
28. Серазетдинов Л.Р. Противодействие коррупции в органах местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 6. С. 46 - 50.
29. Шорохов В.Е., Попов П.А. Противодействие коррупции современной России: государственный и муниципальный уровень // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 1. С. 53 - 57.
Авторефераты диссертаций
30. Воробьев А.В. Уголовно-правовые меры борьбы с преступлениями коррупционной направленности против интересов службы в органах местного самоуправления. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Калининград. 2017. С. 282.
31. Забнева Э.И. Профессионализм муниципальных служащих: социально-философский анализ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. – Чита. 2019. С. 271.
32. Карев Д.А. Принципы организации и функционирования муниципальной службы в Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Пенза. 2020. С. 203.
33. Коробов Э.В. Специальная профилактика преступлений коррупционной направленности в органах местного самоуправления. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М. 2021. С. 251.
34. Темурзиев М.Н. Теоретические основы проектирования правовых средств противодействия коррупции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М. 2021. С. 197.
35. Фурман Е.Н. Управление кадровым потенциалом органов местного самоуправления. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Курск. 2020. С. 195.
Электронные ресурсы
36. Беликов П.П. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / под ред. Л.П. Жуковской // СПС Консультант Плюс. 2016 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/V6Ksh (Дата обращения: 03.04.2022 г.)
37. Борьба с коррупцией [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kommersant.ru/theme/239 (Дата обращения: 03.04.2022 г.)
38. О противодействии коррупции [Электронный ресурс] Режим доступа: https://gossluzhba.gov.ru/anticorruption/corruption-prevention (Дата обращения: 03.04.2022 г.)
39. Развитие местного самоуправления [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/62701 (Дата обращения: 03.04.2022 г.)