Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Михаил Врубель первым среди русских художников обрел неповторимый индивидуальный стиль, «тембр» художественного голоса, окраску которого невозможно спутать ни с каким другим. Его появление современникам казалось вызывающе эксцентричным, он оставался не до конца понятым. Многие авторитетные профессионалы, критики и художники, видели в нем загубленный талант. Он стал первой и одинокой «беззаконной кометой» русского символизма, ярко вспыхнувшей на небосклоне русского искусства.
И тем не менее Врубель — освистываемый публикой, игнорирующий злободневные проблемы и хранящий свою индивидуальность — был ярким созданием именно своего века. Его сформировала реальность политической и социальной жизни России. После революционной волны конца 70-х годов, закончившейся убийством 1 марта 1881 года царя Александра II и последующими правительственными санкциями, российское общество пришло к унынию и упадочническим настроениям. Но тем не менее, «эпоха безвременья» для политики и социальных реформ оказалась продуктивной для русской культуры. Приближался Серебряный век.
Искусство как «сосуд избранный» приобретает все более значимый социальный статус в России. И вектор его перемещается из области обличительной, отражающей реалии «мерзостей жизни», как у передвижников, в область «поэтическую» — в сферу вымысла, мифотворчества, звучащих гармоний. Врубель первым начал разрушать стену отчуждения между культурами европейскими и русской, за которой все еще укрывались передвижники. В этом его подлинная гениальность.
Главное свойство художественной натуры Врубеля — всеотзывчивость. Он сам признавался в противоречивости устремлений как «флюгероватости» своей натуры.. Но одной идее он оставался верен всю жизнь — теме Демона.
Проблема моей работы заключается в следующем:
Конфликт личности с обществом и окружающим миром.
М. А. Врубель воспринимал и олицетворял «Демона» с душой, и описывал в нем вечную борьбу мятущегося человеческого духа. Демона отвергают и считают его дьяволом, не пытаясь вникнуть и понять его страдания. Таким образом, общество может отвергать и обычного человека, который является для них странным или сумасбродным. Через Демона М. А. Врубель и попытался передать данное явление, с которым и сам сталкивался в своей жизни.
Цель: Выявить особенности интерпретации образа Демона М. А. Врубелем.
Задачи:
1. Изучить жизнь и творчество М. А. Врубеля
2. Исследовать историю обращения художника к образу Демона.
3. Проследить на примере конкретных картин эволюцию демонианы Врубеля.
4. Рассмотреть традиции разработки образа Демона в мировой художественной культуре.
5. Сопоставить Демона М. А. Врубеля с Демоном М. Ю. Лермонтова
6. Определить своеобразие интерпретации образа Демона М.А. Врубелем и выявить ее взаимосвязь с драматизмом эпохи и драматизмом судьбы художника.
Объект исследования:
Творческое наследие художника Серебряного века М. А. Врубеля.
Предмет исследования:
Серия произведений М. А. Врубеля, посвященная теме Демона (демониана Врубеля)
РАЗВИТИЕ ДЕМОНИАНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ М.А. ВРУБЕЛЯ
Социокультурная обстановка в России конца XIX-начала ХХ вв.
В конце XIX - начале XX вв. во всем мире начался болезненный процесс ломки картины мира, связанный с крушением старых представлений и формированием новых.
Появились фундаментальные естественнонаучные открытия. Главнейшие из них — изучение явления излучения, определение массы электрона, открытие рентгеновских лучей — потрясли существовавшие представления об устройстве мира.
Квинтэссенцией эпохи можно назвать формулу, принадлежавшую Ф. Ницше: «Старый Бог не жив более. Он основательно умер».
«Бог умер» как бог-отец, непостижимый и бесконечно далекий от человека. Бог теперь ассоциировался с личностью человека и границей между тем человеческим «Я», которое есть, и тем «Я», которым человек должен бытьв идеале. Божественное — это подлинно человеческое в человеке.
В обществе нарастало ощущение необходимости смены ценностей и неизбежности социального кризиса. Революция декларировалась, с одной стороны, как социальный переворот, несущий крах привычных основ бытия и сопровождающийся насилием, кровью и жестокостью, а с другой стороны как путь к какому-то прекрасному будущему. И именно тогда русская культура проникается чувством своей чрезмерной сложности на фоне гигантской непонятной крестьянской страны, жившей по своим законам и почти не имевшей точек соприкосновения с этой культурой. В это время зарождается декаданс, появляется усталость от культуры, которую выразил А. Блок в своих стихах: «Молчите, проклятые книги! // Я вас не писал никогда!».
Стремление к перестройке мира и общества с помощью искусства – основная линия духовной жизни России конца XIX-начала ХХ века. Специфика художественного процесса эпохи определила две новые тенденции — демократическую и элитарную. Первая развивалась «вширь» и заключалась в популяризации научных знаний, развитии народного образования, а также во внедрении культурных ценностей в широкие массы.
Дeмократичeскоe тeчeниe характeризовалось появлeниeм в российской дeйствитeльности нeкоeго нового начала — массы. Eго прeдставитeлeм в общeствeнной жизни, культурe, искусствe и литeратурe был «чeловeк из масс».
В целом выход на историческую арену нового субъекта привел к тому, что российская культурная ситуация определялась столкновением двух разных начал: активно замещаемой традиционной культуры и новой псевдокультуры, которую «человек массы» принес с собой.
Серебряный век — эпоха быстрой смены эстетических теорий, нравственных ориентиров, имен, направлений. В этот период возник огромный спектр возможностей, которые были реализованы в следующие времена. Это такие направления, как символизм, акмеизм, абстракционизм, кубизм, футуризм, абсурдизм, сюрреализм и другие. Деятельность объединений и групп привела к тому, что художественные поиски приобрели редкую интенсивность и совершенно новые направления. В результате кризиса практически во всех сферах человеческой жизни появились неограниченные возможности для принципиально нового дальнейшего развития.
Жизнь и творческий путь Михаила Врубеля: от Бога к Демону
Михаил Врубель родился в 1856 году в Омске. Он рос без матери, вместо нее Врубеля воспитывали мачеха и старшая сестра Анна Александровна. Его отец был военным юристом и мечтал, чтоб сын избрал такую же профессию. После окончания гимназии Врубель поступил на юридический факультет Петербуржского университета. Он даже проработал несколько месяцев после окончания учебы в военно-юридическом ведомстве. Но призвание звало его, и Врубель поступил в Императорскую академию художеств.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алленов, М. Врубель / М. Алленов. - М.: Белый город, 2006. - 855 c.
2. Асафьев Б.В. Русская живопись. Мысли и думы. М.: Республика, 2004. с. 119-130;
3. Алпатов М., Анисимов Г. Живописное мастерство М. Врубеля. М.: Лира, 2000. 274 с.;
4. Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике /авт.-сост. Э.П. Гомберг-Вержбинская, Ю.Н. Подкопаева, Ю.В. Новиков. Л.: Искусство, 1976. 384 с.;
5. Верещагина А.Г. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XVIII – начала XX века. Л.: Искусство, 1989. с. 92-118;
6. Поэма М. Ю. Лермонтова “Демон”
7. Научная статья Л. В. Поповой “Демоническое” в творчестве М. А. Врубеля”
8. Сарабьянов, Д. В. Врубель / Д.В. Сарабьянов. - М.: Изобразительное искусство, 1981. - 531 c.
9. Суздалев, П. К. Врубель / П.К. Суздалев. - М.: Советский художник, 1991. - 368 c.
10. Суздалев, П. К. Врубель и Лермонтов / П.К. Суздалев. - М.: Изобразительное искусство, 1980. - 240 c.