Фрагмент для ознакомления
1
Введение_______________________________________________________3
Глава 1. Общая характеристика, сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие__________________5
1.1 Общая характеристика прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие______________________________5
1.2 Сущность и задачи, правовые основы деятельности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие________10
Глава 2. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие_____________________________16
2.1 Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность_____________16
2.2 Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания______________________________________________________22
2.3 Полномочия прокурора по надзор за исполнением законов органами предварительного следствия______________________________________26
Заключение___________________________________________________31
Список использованных источников_______________________________32
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современной государственной структуре, все сферы социальной и иной жизни общества, подвергаются сильнейшим изменениям. В силу активного развития различных структур, подвергаются изменениям и органы прокуратуры, на которые государство возлагает большое количеств функций и полномочий.
Государство, возлагая на органы прокуратуры, в части обеспечения некоторых положений Конституции РФ, полномочия по надзору в сфере осуществления соблюдения требований законодательств правоохранительными органами.
В сфере наделения данными полномочиями органов прокуратуры, требуется компетентный подход и организация качественного надзора, за происходящими изменениями в государстве.
Актуальность данного исследования заключается в том, что осуществление деятельности органов прокуратуры сложно оценить в полной мере, однако надзор за обеспечением законности и правопорядка, в отношении действий правоохранительных органов, позволяет достичь больших результатов.
В соответствии со ст. 129 Конституции РФ Прокуратура является системой органов, которая осуществляет надзор за соблюдением законодательной основы государства во всех сферах деятельности и регулирует уголовное преследование и определяет важное значение в предварительном расследовании.
Современная Россия, пройдя свое становление и развитие в процессуальной сфере претерпела множественность изменений и соответственно полномочия прокурора в предварительном расследованию.
Прокурорский надзор, в части осуществления исполнения соблюдения законов органами предварительного следствия, является одной из основных функций и полномочий, возложенных на них государством.
Целью данной курсовой работы является изучение института прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих основных задач:
- определить общую характеристику, сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие,
- изучить полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения, связанные с осуществлением органами прокуратуры РФ, полномочий возложенных на них государством в сфере надзора за соблюдением законов органами предварительного следствия и дознания.
Предметом исследования является нормативно - правовое регулирование в отношении осуществления прокурорского надзора, в сфере названных правоотношения, способы применения практики и научных исследований трудов специалистов.
Структура курсовой работы обозначена определенной целью и перечнем задач и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Общая характеристика, сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
1.1 Общая характеристика прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
В успешном решении государственных задач значительное место отводится прокурорскому надзору, рассматриваемому как государственно-правовая форма деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности.
В настоящее время в пяти отраслях осуществляется прокурорский надзор, в том числе за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Рассмотрим более подробно существующие в теории точки зрения ученых по определению понятия «прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД».
Одни авторы полагают, что прокурорский надзор — это «вид государственной деятельности, осуществляемая от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц — прокуроров по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства путем принятия мер к своевременному предупреждению, выявлению и устранению нарушений закона, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности».
Под прокурорским надзором за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности традиционно понимают вид прокурорского надзора, осуществляемого специально уполномоченными на то прокурорами в целях обеспечения законности в оперативно-розыскной деятельности посредством выявления, устранения и предупреждения нарушений закона, допускаемых оперативно-розыскными органами.
Прокурорский надзор за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности есть «вид деятельности, осуществляемой уполномоченными прокурорами в пределах своей компетенции в целях обеспечения верховенства и исполнения законов органами и должностными лицами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность».
Другие авторы прокурорский надзор определяют как «вид государственной деятельности, осуществляемый органами прокуратуры и выражающийся в проверке соблюдения Конституции РФ и действующих на территории Российской Федерации законов присущими прокурорам правовыми средствами надзора».
Итак, «надзор прокуратуры — это регламентированная прокурорским правом деятельность прокуратуры по проверке исполнения законов и подзаконных нормативных правовых актов государственными и негосударственными органами».
Говоря о прокурорском надзоре, нельзя не отметить одно немаловажное обстоятельство: проверочную деятельность по исполнению законов наряду с прокуратурой могут осуществлять и другие государственные органы в виде контроля, также выступающего в качестве формы проверочной деятельности по исполнению законов.
Общим для всех отраслей прокурорского надзора, в том числе и анализируемой, является то, что прокуратура не входит ни в одну из ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), так как она «единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации».
Прокурорский надзор — вид государственной деятельности, осуществляемая от имени государства деятельность специально уполномоченных прокуроров. Сама оперативно-розыскная деятельность самым непосредственным образом оказывает влияние на содержание прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД. Если другим видам надзора присущи гласные формы и методы проверок, то прокурорский надзор за ОРД предполагает при этом строгое соблюдение таких принципов, как конспирация и сочетание гласных и негласных методов и средств, а потому его осуществляют лишь уполномоченные на то прокуроры.
Данный вид деятельности легитимен, так как он осуществляется в соответствии с федеральными законами «О прокуратуре Российской Федерации» (1992 г.) и «Об оперативно-розыскной деятельности» (1995 г.). Иными словами, прокурорский надзор имеет свою правовую основу. Помимо названных федеральных законов сам механизм его осуществления предусмотрен приказом Генпрокуратуры РФ № 33 от 15 февраля 2011 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности».
Строго определенные цели преследует осуществление прокурорского надзора. В п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» четко определены его цели: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Как известно, сами по себе эти цели не могут быть реализованы. Для этого указанным законом исчерпывающе перечислены функции. ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» к числу функций относит надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие.
К функциям также относится надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Другим не менее важным признаком является то, что прокурорский надзор может быть рассмотрен как система, состоящая из совокупности относительно самостоятельных, но в то же время тесно взаимосвязанных элементов. Ими, в частности, служат: цели и задачи, функции и полномочия уполномоченного на то прокурора; субъекты и объекты прокурорского надзора; принципы и правовые средства прокурорского надзора; предмет и пределы такого надзора.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативно - правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный закон от 01.07.2021 N 252-ФЗ "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"
3. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ (последняя редакция)
4. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция)
5. Федеральный закон "О федеральной службе безопасности" от 03.04.1995 N 40-ФЗ (последняя редакция)
6. Федеральный закон "О государственной охране" от 27.05.1996 N 57-ФЗ (последняя редакция)
7. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 25.03.2022)
8. Приказ Генпрокуратуры России от 15.02.2011 N 33 (ред. от 20.01.2017) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности"
9. Приказ Генпрокуратуры России от 15.07.2011 N 211 (ред. от 18.07.2018) "Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере"
10. Приказ Генпрокуратуры России от 29.08.2014 N 454 (ред. от 24.08.2021) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции"
11. Указание Генпрокуратуры РФ N 215/69, МВД РФ N 1/7818 от 29.09.2008 "О порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления прокурорами надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"
12. Указание Генпрокуратуры РФ от 18.04.2002 г. № 20-27/10 "О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением ФЗ "Об оперативно - розыскной деятельности" органами федеральной службы безопасности"
Специальная и учебная литература
1. Акчурин А. В., Легостаев С. В. Прокурорский надзор в схемах. Учебное пособие. — М.: Проспект, 2020. 96 с.
2. Винокуров А. Ю., Винокуров Ю. Е. Прокурорский надзор. Практикум. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт, 2019. 182 с.
3. Дытченко Г. В. Развитие прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности. (Бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура). — М.: 2020.
4. Лиховицкая Е. П. Судоустройство и правоохранительные органы. Краткий курс. Учебное пособие. — М.: Проспект, 2019. 224 с.
5. Прокурорский надзор. Учебник для вузов. В 2-х томах. Том 2. Особенная и специальная части под ред. Капинус О. С. — М.: Юрайт, 2019. 420 с.
6. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник / под ред. Ляхов Ю. А. — М.: Инфра-М, Норма, 2018. 416 с.
7. Попова Н. Ф. Основы управления в правоохранительных органах. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2017. 288 с.
8. Станкевич Г. В., Григорова К. С., Акопов С. М. Правоохранительные органы в схемах. Учебное пособи. — М.: Проспект, 2020. 80 с.
9. Седова Г. И., Степанов В. В. Дознание в правоохранительных органах. Учебное пособие. — М.: Юрайт, 2019. 130 с.