Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. У каждого человека есть место, где он родился и вырос, где получил первое напутствие от родителей и учителей, откуда сделал первые шаги в Большую жизнь, где живут и трудятся на протяжении нескольких поколений его родные. Это близкое и родное место – город или село и, школа, институт или училище.
В данной работе будет рассматриваться Тамбовский Педагогический институт и его выпускники, внесшие большой вклад в развитие Моршанского района.
Только лично соприкасаясь с опытом людей, подрастающее поколение сможет услышать о реальных примерах целеустремленности, твердости характера. Это формирует в душах молодого поколения гордость за своих земляков, искреннее желание быть похожими на них.
Объект исследования: Моршанский район Тамбовской области и в частности Тамбовский Пединститут.
Предмет: Выпускники института, внесшие огромный вклад в развитие Моршанского района.
Цели и задачи работы: исследовать развитие Моршанского района и Тамбовского пединститута. Проанализировать информацию о выпускниках учебного заведения, которые своими действиями внесли значительный вклад в развитие района.
1. Моршанский район Тамбовской области в предвоенные и военные годы Великой Отечественной Войны (ВОВ)
7 ноября 1930 года распоряжением Народного комиссариата просвещения РСФСР в Тамбове для подготовки кадров преподавателей для школ колхозной молодёжи (ШКМ) был восстановлен Тамбовский агропедагогический институт.
Институт наряду с рабфаком расположился в бывшем Дворце труда (Советская, 106). Учеба началась с 1 октября, а торжественное открытие учебного заведения произошло 6 ноября. Первым руководителем стал Михаил Игнатьевич Суслин, а помощником — Семён Семёнович Чесалин.
Институт был сформирован из четырех факультетов: общественно-литературного, физико-технического, химико-биологического и агрономического. В общей сложности на них обучалось 78 студентов из числа рабочих и крестьян, отправленных партийными администрациями на учебу.[3]
Создано 5 кафедр:
1) Социально-экономическая.
2) Физико-математическая.
3) Химико-биологическая.
4) Руccкого языка и литературы.
5) Педагогичеcкая.
В факультетах преподавались диcциплины, отноcящиеся к агрономичеcкому курcу:
1) Машиноведение.
2) Технология металлов.
3) Колхозное и cовхозное cтроительство.
4) Сельcкохозяйcтвенная экономика.
Для преподавания cтудентам дирекция учебного заведения приглаcила 24 учителей, из которых 3 человека обладали учёными степенями и званиями: профессора – С. С. Чесалин (русский язык и литература), Т. Г. Егоров (химия) и доцент Д. А. Рогов (физика). При институте было учреждено 13 кабинетов и лабораторий, учебная библиотека и при ней читательный зал. В библиотеке состояло на учете 6 400 томов книг. В учебном корпусе находились столовая и общежитие.
В 1930—1931 учебном году при институте функционировали многочисленные курсы и кружки, выполнялось шефство над пятью школами колхозной молодежи, артдивизионом, где студенты руководили кружками по ликвидации неграмотности.
Поcтановлениями ЦК ВКП(б) от 5 cентября 1931 года и 25 авгуcта 1932 года инcтитут перевелся на 4-годичный cрок обучения и был назван Педагогичеcким (директор Ф. И. Кондратьев). Назначение института заключалось в подготовке учителей для средних школ, рабфаков и техникумов. Агрономический факультет был соединен с химико-биологическим и переделан в отделение политехнического труда. Физико-технический реформирован в физико-математический факультет и учреждены кафедры физики (заведующий — Д. А. Рогов) и высшей математики (заведующий — Ф. П. Казаченко). Вместо общественно-литературного факультета сформированы три самостоятельных факультета:
1) Исторический.
2) Экономический.
3) Литературный.
Количество студентов выросло до 270 человек. Открыт вечерний институт с индустриальным уклоном. На заочном отделении открыты кратковременные курсы по обучению на преподавателей ШКМ, курсы повышения квалификации преподавателей и по подготовке в вуз.[1]
1933-1934 годы были годами начала первых выпусков студентов института и вместе с тем предстоящего роста учебного заведения (директор А. Т. Кудряшов). За этот период институт выпустил 132 учителей с высшим педагогическим образованием, в том числе: 8 учителей по обществоведению, 30 – русского языка и литературы, 44 – физики и математики, 50 – химии и биологии. Число учащихся увеличилось до 500 человек. Учреждены самостоятельные кафедры истории, химии, естествознания, математики, физических наук, экономики, военно-прикладной физкультуры и в связи с этим увеличилась учебная и научно-педагогическая активность вуза. В это время приехали молодые ученые кадры из выпускников успешно закончивших аспирантуру Воронежского и Московского университетов: Н. М. Онуфриев, В. А. Яковлев, А. В. Банова, С. С. Трескин, К. Ф. Максимова, Ф. П. Казаченко, В. И. Черкесов и прочие. К работе в институте привлекались большие научные кадры Москвы, Воронежа, Саратова. В Тамбов ехали читать лекции профессора: Лоя, Каплинский, Загорский. На постоянную работу в институт приглашены профессора А. Г. Ярошевский, Ф. М. Шумлянский, Немыцкий, С. Д. Михайлов.
С 1 марта 1934 года при педагогическом институте открыт Учительский институт, созданый из двух отделений: общественно-исторического и физико-математического.
В начале 1934-1935 учебного года общественно-историческое отделение переделано в историческое (зав. кафедрой истории В. Денисов) и, кроме того, в Учительском институте открыты два новых отделения: русского языка и литературы и химико-биологическое. Летом 1935 гoда Наркомпрос закрыл Тамбовский педагогический институт, а студенты были переведены в Воронеж. В Тамбове сохранился только Учительский институт с 4 отделениями. Тамбовский рабфак был присоединен к институту и стал основной базой контингента студентов 1 курса.
В целях прохождения опыта работы школы и более успешного решения вопросов педагогической практики учащихся к институту закреплена в качестве базисной школы средняя школа № 9 города Тамбова.
В 1935-1936 учебном году состоялся первый большой выпуск специалистов — 270 учителей. В 1936-1937 учебном году выпущено самое большое число специалистов — 638 учителей.
В сентябре 1937 года институт переведён в помещение рабфака по улице Ленинградской, 1. Переезд существенно повысил условия работы института. Тогда же химико-биологическое отделение переименовано в естественно-географическое, и заведующий отделением М. Взоров позвал на работу учителя географии П. Зименко, внёсшего огромный вклад в развитие факультета.
4 августа 1938 года на основании распоряжения СНК РСФСР за № 238 Тамбовский педагогический институт был вновь восстановлен с тремя факультетами: историческим, языка и литературы, физико-математическим. При нем остался двухгодовалый учительский институт с пятью отделениями: физико-математическое, историческое, языка и литературы, географическое, естествознания. Впервые основана кафедра марксизма-ленинизма.
Вуз получил статус национального педагогического института, готовивший учителей средних школ. Возникла вероятность закрепить штат управляющих кафедр и их членов. На работу приглашены преподаватели вузов Москвы и Ленинграда. В учебном заведении основательно оживилась научно-исследовательская активность и работа по росту квалификации. Преподаватели Д. Рогов, Г. Михалев, В. Зобов, Шишкин, Нелькин и другие, сдали экзамены на кандидатский минимум.
1 сентября 1939 года при Тамбовском учительском институте открыт трехгодичный факультет иностранных языков по специальностям: английский, немецкий, французский.
Открыты заочные курсы с 5 факультетами, профессорско-преподавательский состав стал больше, около 79 человек, среди них были 10 человек доцентов – кандидатов наук. К этому времени институт имел 3 общежития на 600 человек, 3 дома научных работников на 42 квартиры. При учебном корпусе была столовая с пропускной способностью до 2000 человек в сутки, клуб на 500 мест, актовый зал, звуковое кино, джаз-оркестр и оркестр духовой музыки.