Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Человек появляется на свет с уже вполне сформированной системой органов чувств, но еще не способной к активному функционированию. Умению пользоваться своими ощущениями ему предстоит научиться. Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорикой, а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Сенсорное развитие — это основа формирования познания окружающей действительности. От его уровня зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание.
Актуальность исследования. На современном этапе дошкольного образования большое место уделяется сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста. Актуальность данной проблемы заключается в том, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения детей в детском саду, школе.
Значение сенсорного развития в раннем возрасте, охватывающем второй и третий год жизни ребенка, трудно переоценить. Психологические новообразования, которые складываются в этот период, влияют на все дальнейшее развитие и деятельность личности. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления представлений.
Актуальные проблемы сенсорного развития отражены в работах Н.А. Агеносовой, Э.А. Л.А. Венгера, Е.А. Гребенщиковой, Е.Б. Давидович, А.В. Запорожца, А.П. Усовой, A.M. Фонарева, СВ. Фонаревой и др. Особое место в изучении процесса сенсорного воспитания занимают исследования (Ш.А. Абдуллаевой, З.М. Богуславской, З.Н. Максимовой, С.Л. Новоселовой, Л.А. Э.Г. Пилюгиной и др.).
Объект исследования: дети раннего возраста.
Предмет исследования: процесс сенсорного развития детей раннего возраста.
Цель исследования: изучить особенности сенсорного развития у детей раннего возраста.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. изучить содержание понятия сенсорного развития в психологии;
3. рассмотреть особенности сенсорного развития детей раннего возраста;
4. провести диагностику уровня сенсорного развития детей раннего возраста;
5. выделить психолого-педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста.
Решая выше поставленные задачи, мы использовали следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические (наблюдение, диагностика, беседа) и методы обработки полученных данных (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы сенсорного развития детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
1.1. Содержание понятия сенсорного развития в психологии
Изучение сенсорного развития ребенка – один из классических научных вопросов, занимающих внимание зарубежных и отечественных исследователей на протяжении многих лет. О.В. Морозова отмечает, что в психолого-педагогической литературе XIX – XX веков были широко распространены термины «развитие и воспитание органов чувств», «организация ощущений», «развитие и воспитание сенсорных способностей».
Вопросы сенсорного развития и воспитания детей раннего дошкольного возраста изучались В.Н. Аванесовой, Л.А. Венгером, А.В. Запорожцем, Н.Н. Поддъяковым, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой, и др., которыми отмечалось, что развитие сенсорного восприятия - сложный процесс, включающий в качестве основных элементов усвоение детьми сенсорных эталонов и овладение способами обследования предметов. Одно из центральных мест в общей системе воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении занимает сенсорное развитие.
Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.
Ю.М. Хохрякова определяет сенсорное развитие детей раннего возраста как развитие восприятия, рассматриваемое сквозь призму формирования перцептивных действий [22].
А.П. Усова, Н.П. Сакулина считают, что сенсорное развитие является формированием новых, не существовавших у ребенка сенсорных процессов и свойств под влиянием активного педагогического воздействия [21].
Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина дают такое определение: «Сенсорное развитие ребенка ‒ это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.» [7, с. 9].
В отечественной литературе термин «сенсорное развитие» обычно рассматривается как синоним развития восприятия или перцептивного развития.
Восприятие — это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. На основе восприятия при помощи речи формируются представления, которые постепенно накапливаются и складываются в обширную и стройную систему представлений о мире вокруг. Запоминание, мышление, воображение также строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств — это глаза, уши, чувствительные рецепторы кожи, слизистой рта и носа. Но наличие органов чувств — это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности [24].
Процессы восприятия, согласно деятельностному подходу к изучению психики, рассматриваются как специфические действия, которые называются перцептивными, или сенсорными. Исследованиями отечественных психологов (Л.А. Венгера [7], А.В. Запорожца [9; 10], В.П. Зинченко [11] и др.) доказано, что перцептивное действие является действием в полном и точном смысле этого слова. Это целостная активность, которая направлена
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии / Б. Г. Ананьев. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2007.
2. Афанасьева, И. П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа : Учеб.-метод. пособие для воспитателей ДОУ / И. П. Афанасьева. - СПб. : Детство-Пресс, 2004 (ГПП Печ. Двор). – 127 с.
3. Башаева, Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук / Т. В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 1997. -273 с.
4. Белых В.А. Полный курс развития дошкольника. Внимание, память, мышление / под ред. В.А. Белых. - М.: ЭКСМО, 2015. - 187 с.
5. Бутакова М.Л. Психолого-педагогические особенности детей раннего возраста [электронный ресурс]: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/11/16/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-deteyrannego (дата обращения 31.03.2022 г.)
6. Венгер, Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) [Текст] / Л. А. Венгер. ‒ М. : Просвещение, 1969. ‒ 368 с.
7. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет : Кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 1988. – 143 с.
8. Загрудняк М.А. Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста /М.А. Загрудняк //Современные тенденции развития дошкольного и начального образования в Дальневосточном регионе. – 2012. – № 1. – С. 67-71.
9. Запорожец, А. В. Восприятие и действие [Текст] / А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, А. Г. Рузская ; под ред. А. В. Запорожца. ‒ М. : Просвещение, 1967. ‒ 324 с.
10. Запорожец, А. В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве [Текст] / А. В. Запорожец // Избранные психологические труды : в 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка. ‒ М. : Педагогика, 1986. ‒ С. 91-99.
11. Зинченко В. П. Восприятие как действие [Текст] / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. ‒1967. ‒ № 1. ‒ С. 17-24.
12. Кирисюк Н.Е. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста [электронный ресурс]: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/12/08/osobennosti-sensornogo-razvitiya-detey-rannego-vozrasta (дата обращения 31.03.2022 г.
13. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. - М. : Педагогика, 1981. - 185 с.
14. Люблинская, А. А. Детская психология [Текст] : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - Москва : Просвещение, 1971. - 415 с.
15. Метиева, Л. А. Развитие сенсорной сферы детей : [пособие] / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. - Москва : Просвещение, 2009. - 160 с.
16. Морозова, О. Е. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. – 2003. – №5. – С. 54-57
17. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии.— 688 с.
18. Психолого-педагогические особенности детей раннего и дошкольного возраста [электронный ресурс]: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/instituty/pi/ums/kpp/VDO/leksiya3.pdf (дата обращения 31.03.2022 г.)
19. Слободчикова, В. И. Концепция «Дошкольное образование» / В. И. Слободчикова. – М., 2005
20. Смирнова Е.О. Дети раннего возраста в детском саду. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 104 с.
21. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду [Текст] / под ред. А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной. ‒ М. : Просвещение, 1965 ‒ 188с.
22. Хохрякова, Ю. М. Сенсорное воспитание : учебно-методическое пособие / Ю. М. Хохрякова. - Москва : ТЦ Сфера, печ. 2014. - 125 с.
23. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконина ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 6-е изд., стер. - Москва : Академия, 2011. – 383 с.
24. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1–3 года : [метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей] / Е.А. Янушко. — М. : Издательство ВЛАДОС, 2018. — 351 с.