Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний день как на территории Российской Федерации, так и на территориях иностранных государств проживает значительное число человек, которые могут быть объединены одним термином «лица, пострадавшие от радиационных и (или) техногенных катастроф». По законодательству РФ в эту группу включены лица, пострадавшие вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции; граждане, подвергшиеся радиации в результате аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов в реку Теча; в результате испытаний на Семипалатинском полигоне и т.д.
Главной задачей каждого социального государства считается обеспечение достойного жизнесуществования гражданам. В особенности это касается незащищенных слоев населения, не имеющих возможности самостоятельно создать соответствующие условия для жизни, к подобным слоям принадлежат граждане, пострадавшие вследствие радиационных излучений. Успешная реализация возложенной на государство ответственности и необходимости социальной защиты пострадавших граждан актуальна в нашей стране и за её пределами. Данное обстоятельство, а также то, что государству необходимо возмещать вред, нанесенный жизни и здоровью, пострадавшим лицам перед законодателем ставит задачу обеспечения нужного уровня социальной защищенности данной категории населения и обособления законодательного регулирования их социальной защиты.
Цель настоящего исследования – анализ социальной защиты лиц, которые пострадали в результате радиационных и техногенных катастроф, рассмотрение правовых вопросов социальной защиты данной группы лиц.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие социальной защиты и категории граждан, пострадавших от техногенных и радиационных катастроф;
- рассмотреть компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим от радиационных катастроф;
- выявить проблемы социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию в следствии аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов, ядерных испытании и перспективы их решения;
- определить роль Конституционного Суда Российской Федерации в сфере защиты прав граждан, подвергшихся радиационному воздействию.
Объектом данного исследования являются правовые отношения, которые возникают по теме социальной защиты лиц, пострадавших от техногенных и радиационных катастроф.
Предметом настоящего исследования выступают виды и особенности социальной защиты лиц, которые пострадали от техногенных и радиационных катастроф.
Методологической основой исследования стало использование, как общенаучных методов познания (исторического метода, метода системного анализа и синтеза, логического метода), так и специальных правовых методов научного исследования (формально-юридического метода, сравнительно-правового метода).
Структура исследования. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ ТЕХНОГЕННЫХ И РАДИАЦИОННЫХ КАТАСТРОФ
1.1 Понятие социальной защиты и категории граждан, пострадавших от техногенных и радиационных катастроф
В Российской Федерации и ряде иных государств проживают люди, пострадавшие в результате радиационных и техногенных аварий. Количество таких людей, которые потеряли здоровье в результате воздействия на них неблагоприятных факторов, достаточно большое. По состоянию на 01.01.2022 г. лишь только в Российской Федерации количество граждан, которые получают социальную поддержку со стороны государства, составляет более 118 тысяч человек. Современный мир отличается массовыми изменениями в развитии глобальной цивилизации, высочайшим уровнем научно-технического прогресса, который усиливает воздействие техногенных факторов на окружающую среду и человеческое общество, увеличивает риск появления радиационных катастроф. Прежде всего, приступая к изучению информации о социальной защите лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, необходимо выбрать более объективное понятие «лица, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф» [5].
В первую очень, анализируя информацию, необходимо руководствоваться такими признаками, как, точность, однозначность, достоверность, объективность и понятность содержания.
Чернобыльская авария повлекла тяжелые радиологические, медицинские, демографические, социально-психологические, социально-экономические последствия для людей и катастрофические последствия для природы. Это потребовало принятие решительных мер от государства как по непосредственной ликвидации последствий катастрофы, так и по вопросам определения правовых режимов пострадавших территорий и мер социальной защиты пострадавшего населения и ликвидаторов.
В Российской Федерации проведена детальная дифференциация льготных категорий граждан, что, безусловно, способствует адекватному предоставлению льгот и компенсаций пострадавшим от радиационной катастрофы. Если рассматривать такую специфическую социальную группу лиц, как пострадавшие в результате радиационной (техногенной) катастрофы, то они имеют свои права, свободы, обязанности и систему гарантий.
Естественно, что их правовое положение в целом совпадает с общим правовым статусом, которое существовало у пострадавших до катаклизма. Так, граждане Российской Федерации – жертвы техногенных катастроф, если они остаются на территории собственного государства, не нуждаются в существенном изменении своего статуса, поскольку как его граждане обладают теми же правами, что и все остальные. Однако в условиях чрезвычайных техногенных ситуаций человек, его здоровье подвергаются негативному воздействию со стороны окружающей среды, и проблема его социальной защищенности приобретает особую значимость. Он нуждается в предоставлении дополнительных гарантий, облегчающих реализацию отдельных, присущих только этой категории лиц, прав [7, 18].
Социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате радиационных аварий, ядерных испытаний и инцидентов – система гарантированных государством специальных экономических, социальных, правовых, медицинских и организационно-технических мер, компенсирующих негативные последствия воздействия радиации и обеспечивающих пострадавшим охрану здоровья, защиту имущественных интересов, условия для проживания и трудовой деятельности.
Под лицами, пострадавшими от радиационных и техногенных катастроф, следует понимать группу людей, прямо или косвенно пострадавших от чрезвычайной ситуации радиационного или иного техногенного характера (субъекты которой признаны в качестве таковых в установленном законом порядке и нуждающихся в социальной защите) [9, 69].
Основным положением в системе социального обеспечения являются пенсионное обеспечение, которое реализуется путем предоставления необходимых денежных средств. Граждане, которые пострадали в результате чрезвычайных катастроф, имеют право на получение пособии, а также компенсаций.
Основным законом, закрепляющим положения предоставления пособий и компенсация, является Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 г. № 1244-1 [3].
В международных конвенциях, а также в рекомендациях международных организаций труда закреплены основные виды гарантий, которые государство предоставляет для обеспечения права на социальную помощь и социальную защиту. В данных нормативных правовых актах подробно разбираются и регулируются вопросы медицинского обслуживания, предоставления денежных компенсаций, натуральные формы предоставления социального обеспечения. Данная авария ускорила такие социальные явлений, как уничтожения социальных связей и культурных традиций. Когда граждане выезжают из данных районов, это приводит к разрушению человеческой общности, а также отселение людей исключает сохранение традиций.
Фрагмент для ознакомления
3
Источники
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2020. № 1. Ст. 1416.
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 01.07.2021) // Российская газета, N 138 - 139, 23.07.1994.
3. Федеральный закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 23.12.2021) // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, N 21, ст. 699.
4. Федеральный закон от 10.01.2002 N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (ред. от 06.12.2021) // Российская газета, N 6, 12.01.2002.
5. Постановление Правительства РФ от 08.10.2015 N 1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»// Собрании законодательства Российской Федерации от 19 октября 2015 г. N 42 ст. 578
6. Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (ред. от 21.01.2022) // Рос. газ. – 2005. - 20 января.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.04.2014 N 9-П «По делу о проверке конституционности примечания к Списку работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26 апреля 1986 года по 31 декабря 1990 года в зоне отчуждения Российской Федерации, в связи с жалобой граждан Ю.И. Кузичева и С.А. Плотникова» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.04.2014.
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 13.12.2017 N 40-П «По делу о проверке конституционности пункта 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданки Т.С. Овечкиной» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.12.2017.
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.03.2018 N 11-П «По делу о проверке конституционности положения части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданки В.Н. Фоминой» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.03.2018.
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.01.2013 N 3-П «По делу о проверке конституционности пункта 7 статьи 17 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) в связи с жалобой гражданина Е.Н. Степанцова и запросом Челябинского областного суда» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.02.2013.
Литература
11. Воронцова, М. В. Социальная защита и социальное обслуживание населения : учебник для среднего профессионального образования / М. В. Воронцова, В. Е. Макаров ; под редакцией М. В. Воронцовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 352с.
12. Макаров В.Е. - Социальная защита и социальное обслуживание населения : учебник для среднего профессионального образования / Воронцова М.В., Макаров В.Е.; под редакцией М. В. Воронцовой. — Москва : Юрайт, 2020. – 458с.
13. Михалев, В. П. Комплексная эколого-гигиеническая оценка состояния окружающей среды как фактора риска для здоровья / В.П. Михалев, А.В. Корсаков, А.М. Цыгановский. - Брянск: Курсив, 2019. – 411с.
14. Никонов Д.А., Стремоухов А.В., Крюков С.В. Право социального обеспечения России: Краткие учебные курсы юридических наук. - М.: Норма, 2018. – 352с.
15. Новопавловская Е. Е. Доктрина социальных прав и свобод человека и гражданина через призму практики конституционного судопроизводства: от декларации к воплощению: монография. Белгород, 2018. – 254с.
16. Андриченко Л. В. Проблемы судебной защиты социальных прав граждан Российской Федерации // Журнал российского права. 2019. № 9. С. 39.
17. Афанасьев С., Гаврилова О., Рудт Ю., Урошлева А. Обзор правовых позиций в по становлениях Конституционного Суда России // Сравнительное конституционное обозрение. 2018. № 1. С. 85-87.
18. Вышеславова Т. Ф. Социальные права граждан как показатель развития социального государства // Правовая политика и правовая жизнь. 2019. № 1.С. 25-27.
19. Мусалова З. М., Исмаилова Г. М. Правовые позиции Конституционного Суда России в социальной сфере // Закон и право. 2018. № 4. С. 19-20.
Ресурсы Интернет
20. Кунашакским районным судом отказано во взыскании компенсации морального вреда в связи со смертью близкого человека, подвергшегося радиации [Электронный ресурс] URL: http://kunash.chel.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep&op=1&did=148 (Дата обращения: 28.03.2022)