Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста 5
1.1 Общая характеристика дошкольного возраста 5
1.2 Особенности развития психики дошкольника 7
1.3 Нравственное воспитание дошкольников: понятие, цель, задачи 9
Глава 2 Методы воспитания привычек нравственного поведения в дошкольном возрасте. Игра и ее роль в формирования привычек нравственного поведения у дошкольников 15
2.1 Методы воспитания привычек нравственного поведения в дошкольном возрасте 15
2.2 Игра и ее роль в формировании привычек нравственного поведения у дошкольников 18
Заключение 22
Список используемой литературы 24
Фрагмент для ознакомления
2
В современной действительности люди поглощены проблемами рыночных отношений, экономической нестабильностью, политическими скандалами. Все это разрушает социальные связи и нравственные правила. Это порождает нетерпимость и ожесточенность, разрушает морально-нравственные устои личности. Именно нравственное сознание помогает человеку воспитать в себе разумное и нравственное, сформулировать ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство личной ответственности за сохранение моральных основ общества. Проблема воспитания привычек нравственного поведения возникла очень давно .
Актуальность. Проблема воспитания привычек нравственного поведения детей дошкольного возраста приобретает актуальность, в связи со сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.
Формирование нравственного сознания детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного образовательного учреждения. Именно нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. Педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах . Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. В связи с этим отбор и рациональное использование разнообразных методов в формировании нравственного сознания детей является в настоящее время одной из главных задач, которую преследуют педагоги дошкольных образовательных учреждений.
В процессе воспитания привычек нравственного поведения старшего дошкольника, накопление знаний о нормах приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения воспитанников детского сада, формирование у них норм нравственности. Существует необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе .
Таким образом, возникает явное противоречие между необходимостью создания специальных психолого-педагогических условий для формирования нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью этого вопроса в психолого-педагогической литературе. Это определило выбор темы нашей работы: воспитание привычек нравственного поведения .
Целью данной работы является рассмотрение вопроса воспитания привычек нравственного поведения в дошкольном возрасте.
Объект исследования – дошкольный возраст. Предмет исследования – воспитание привычек нравственного поведения в дошкольном возрасте.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- описать особенности развития дошкольников;
- изучить особенности нравственного воспитания дошкольников;
- рассмотреть методы воспитания привычек нравственного поведения в дошкольном возрасте;
- описать игру и ее роль в формировании привычек нравственного поведения у дошкольников.
Глава 1. Теоретические аспекты нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
1.1 Общая характеристика дошкольного возраста
Период младшего дошкольного возраста – важен и ответственен для ребенка. Навыки и умения развиваются волнами. Период от 2 до 4 лет является чувствительным для формирования и закрепления активности в познании мира, любознательности, желании учиться и обогащать свой внутренний мир. Взрослый активно помогает развивать познавательный интерес ребенка. Ребенок в этом возрасте изучает реальность при помощи все возможных способов. Совершенствуется предметное восприятие .
В младшем дошкольном возрасте дети стремятся все внимание привлечь к себе, у них преобладает монологическая речь, в сверстниках их интересует в основном то, что может отвечать их собственным желаниям: новые игры или игрушки, неудачи партнера там, где сам ребенок достиг существенных результатов. В пять лет наиболее сильно проявляется зависть, злорадство, чувство нездоровой конкуренции. Л. С. Выготский называет этот период «кризисом пяти лет». Сверстник для ребенка пяти лет - это в основном средство самоутверждения.
Старший дошкольный возраст является периодом постигнутых открытий и познавательной активности. На протяжении данного возраста понемногу происходит углубление и расширение знаний и представлений детей, их обобщение. Дети развивают представления о себе, о различных сферах окружающей действительности: природа, продукты человеческой культуры, человеческие отношения. Еще он постигает способы и приемы приобретения знаний и умений . У ребёнка развивается способность слушать взрослого, отвечать на вопросы и задавать их, проявлять самостоятельность в экспериментах с действительностью. Уровень постижения данными способами обозначает содержательную сторону его умственного развития.
Дошкольный возраст характеризуется инициативной игровой деятельностью, в особенности сюжетно-ролевых игр. Воспитанники шестого года жизни способны распределить роли в начале игры и выстраивать свое поведение, соблюдая сценарий .
Игровое взаимодействие сопутствуется речью, которая соответствует содержанию плана игры. Игровые действия детей являются более трудными, приобретают особый смысл, который не всегда раскрывается взрослому.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. -Волгоград: Перемена, 2020.
2) Губанова Н. Ф., Игровая социализация как фактор культурного развития ребенка-дошкольника // Педагогическое образование и наука. — 2019. — № 1. — С. 53-57
3) Донцова О., Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на праздниках и развлечениях // Музыкальный руководитель. — 2019. — № 7. — С. 11-15
4) Егорова Т. И., Воспитание дошкольников: патриотическое направление // Нарконет. — 2021. — № 12. — С. 28-35
5) Емельянова И. В., Отношение дошкольников к обману // Дошкольное воспитание. — 2021. — № 1. — С. 15-20
6) Еремеева В. Д., Дошкольник становится школьником // Начальная школа - Первое сентября. — 2019. — № 3/4. — С. 48-52
7) Желева В. А., Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2019. — № 10. — С. 17-24
8) Зимина Ю. Н., Эстетический компонент духовного развития ребенка дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. — 2021. — № 12. — С. 30-35
9) Каратунова О. К., Проект "Волшебная сила добрых слов" // Дошкольная педагогика. — 2021. — № 9. — С. 18-26
10) Колыванова С. М., Личный кабинет дошкольника. Игры для детей и взрослых // Дошкольная педагогика. — 2020. — № 10. — С. 33-36
11) Космачева Н. В., Психологические аспекты духовно-нравственного воспитания дошкольников // Педагогическое образование и наука. — 2019. — № 3. — С. 45-55
12) Космачева Н. В., Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям и социокультурным традициям // Педагогическое образование и наука. — 2020. — № 5. — С. 69-74
13) Нестерова И.А. Игровые технологии и игровые инновации [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru – Режим доступа: http://odiplom.ru/lab/igrovye-tehnologii-i-igrovye-innovacii.html (Дата обращения: 03.04.2022).
14) Пантелеева Н., Воспитание доброты и отзывчивости у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. — 2019. — № 2. — С. 10-16
15) Пичугина Т. И., Дидактические игры // Дошкольная педагогика. — 2020. — № 8. — С. 68-75
16) Солодянкина С. В., Патриотическое, духовно-нравственное воспитание и приобщение к культурному наследию старших дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2019. — № 3. — С. 30-35
17) Сорокина Н., Семьи и педагоги - в едином воспитательном пространстве // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2019. — № 1. — С. 42-55
18) Сухорукова Э. Ф., Эмоционально-волевая сфера как важная составляющая в развитии дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2021. — № 5. — С. 53-60
19) Фасоля А. А., Использование современных информационных технологий в морально-духовном становлении молодого поколения // Мир образования - образование в мире. — 2019. — № 2 (74). — С. 206-210