Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Социальная реклама выполняет множество функций в общественной жизни и воздействует на ее различные сферы. С учетом того, что в современном мире коммуникативное воздействие на человека является очень сильным, инструменты социальной рекламы важны как для формирования ценностей, так и для формирования общественного мнения. Социальная реклама играет весомую роль в социализации человека. Основная цель социальной рекламы – показать человеку, какие социальные нормы в рамках определенной культуры наиболее важны для сохранения стабильности в обществе, а также привлечь внимание к проблемам социума.
Социальная реклама по своему воздействию на аудиторию имеет универсальный характер, то есть может быть направлена как на все общество сразу, так и на различные социальные группы. Социальное нездоровье общества можно определить при помощи многих признаков – увеличение преступности, экономический кризис, социальная апатия, алкоголизм, наркомания и курение. Также, сильно страдает демография страны – низкая рождаемость, аборты, неблагополучные семьи, повышение числа разводов, детей-сирот и многое другое. Подобный социальный дисбаланс в социуме может вызывать тревогу за будущее и жизнь общества.
Особая острота данных проблем связана с тем, что большинство из них невозможно решить только с помощью административных и правовых методов воздействия. Необходимо поменять ценностные ориентиры и модели поведения граждан. В решении данной проблемы важным элементов является именно социальная реклама. Однако важно, чтобы она была качественной и достигала цели, потому ее необходимо создавать, опираясь на профессиональные знания. Однако, несмотря на немалое количество исследований в данной теме, ее все еще можно считать недостаточно изученной в силу своей относительной новизны. Все это делает очевидным актуальность изучения данной темы.
Объект курсовой работы – социальная реклама.
Предмет – способы воздействия социальной рекламы на примеры темы: «Не надо мусорить».
Цель курсовой работы заключается в разработке рекомендаций по продвижению социальной рекламы на тему: «Не надо мусорить».
Исходя из заданной цели, нужно сформулировать следующие задачи:
- изучить понятие и виды социальной рекламы;
- рассмотреть технологию воздействия социальной рекламы на общество в контексте профилактики асоциального поведения;
- проанализировать актуальность применения социальной рекламы с экологической тематикой;
- разработать рекомендации по продвижению социальной рекламы на тему: «Не надо мусорить».
Изученность темы. Социальная реклама рассматривается в трудах следующих авторов: М.В. Акулич , Н. Андросов , Т.П. Данько , Ф. Котлер , Л.В. Кузнецова, Ю.В. Морозов , Е.И. Мазилкина , Кузнецова Ю.В. и др.
Методологическая основа. В ходе работы использовались следующие теоретические научные методы:
– системного анализа, который применялся для изучения особенностей влияния социальной рекламы на поведение общества в современной России;
– синтеза – для выявления сущности таких понятий как социальная реклама и социум как целевая группа социальной рекламы;
– сравнительного анализа, для выявления преимуществ и недостатков различных технологий социальной рекламы.
Кроме того, применялся эмпирический метод - контент-анализ, с помощью которого на примере успешных социальных проектов были выявлены особенности воздействия на общество с помощью инструментов социальной рекламы.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные итоги могут быт полезны студентам для дальнейшего практического изучения и применения.
Структура курсовой работы включила: введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.
В первой главе курсовой работы рассмотрены теоретические аспекты воздействия социальной рекламы. Во второй проведен анализ технологий социальной рекламы на конкретном примере.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ
1.1 Понятие и виды социальной рекламы
Развитие разнообразных технологий во всех областях жизни современного социума вызвало появление множества инструментов, которые используются в жизнедеятельности человека, усовершенствованию видов коммуникации, универсализации сознания. Совместно с этим процессом социум все еще живет потреблением. Однако произошел подъем на новый уровень потребления, не просто материальное, а также и потребление услуг и информации. Во многом данный процесс определяют тем, что называют информационным обществом .
Следует выделить тот факт, что именно информация представляет из себя основу рекламы и социальной рекламы, в частности. Рекламируя, до потребителя доносится то основное, что можно и должно быть передано при помощи информации. В России информационная структура и насыщенность развиваются с большей скоростью, чем другие отрасли. При этом, очень большую роль играют средства массовой информации, которые в период информатизации получили новые возможности. Печать, радио, телевидение, Интернет – все данные ресурсы используют при работе с социальными проектами, тем более, если идет речь о применении социальной рекламы как инструмента в политических мероприятиях, в работе с бизнес-структурами и прочими институтами.
Таким образом, социальная реклама становится не только популярным, но и значимой составляющей в современной жизни. Социальная реклама – это некоммерческая форма коммуникации, которая призвана выразить общественные и государственные интересы и оказывать содействие в достижении благотворительных целей. Исходя из данной сути, она пребывает в близком родстве с теми коммуникациями, что находятся в боле действия public relations. Очевидно, что социальная реклама может являться одним из каналов взаимодействия с самыми широкими секторами PR-общественности.
Анализ научной литературы по теме исследования дает возможность констатировать тот факт, что в российской практике понятие «социальная реклама» не имеет четкого определения по ряду первопричин, например:
неудовлетворительная изученность данного процесса;
сложности терминологического плана, связанные с тем, что термин «социальная реклама» применяют только в России. В мировой рекламной практике используют понятия «некоммерческая реклама» и «социальная реклама».
Словосочетание «социальная реклама» считается переводом с английского «social advertising», в Америке для обозначения этого вида рекламы применяются определения «public service advertising» и «public service announcement» – сокращенно PSA. Предметом PSA считается мысль, которая должна владеть некой социальной ценностью. Социальная реклама достаточно часто рассчитана на самую широкую аудиторию, которую тревожат общечеловеческие проблемы: борьба с насилием, защита природы, самочувствие детей (и социума, наркомания, СПИД. Задача PSA – скорректировать отношение публики к некоторой задаче, а в долгосрочной возможности – сформировать новейшие общественные ценности» . Следовательно, социальная реклама в первую очередь нацелена на продвижение нематериальных активов, противопоставлена коммерческому сектору рекламного дискурса, вектор которого нацелен на продвижение продуктов и услуг.
Социальная реклама, по сущности, передает информацию, представляющую социальные, государственные интересы, которые нацелены на достижение благотворительных целей. Данный вид коммуникации призван привлечь внимание к общественным проблемам, активизировать процессы по их решению, усиливать социально значимые университеты гражданского социума, изменять поведенческие модели индивидов и т.п. Социальная реклама занимает промежуточное (пограничное) положение в системе групповых коммуникаций: она вроде бы заимствует у журналистики целевую установку (передачу и интерпретацию общественно ощутимой информации), а у коммерческой рекламы – специфические способы действия на реципиента. Соответственно, социальная реклама представляет из себя вид коммуникации, направленный на привлечение внимания к самым современным задачам социума и к его нравственным ценностям.
В Федеральном Законе РФ «О рекламе» в пункте 11 статьи 3 приведено следующее определение социальной рекламы: «Социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства» .
Понятие «социальная реклама» в разных источниках трактуется различным образом. В трактовке В.П. Власова данный термин определен так: «Социальная реклама – вид коммуникации, направленный на привлечение внимания к самым своевременным проблемм социума и к его нравственным ценностям».
Среди главных целей социальной рекламы О. Брик выделяет:
распространение основных этических основ;
закрепление и установление взаимоотношений между поколениями;
сформировать уважительное отношение к людям;
сообщество людей на базе совокупных интересов и целей для решения социально-культурных проблем .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон РФ «О рекламе» от 13.03.2006 г. (ред. от 30.12.2021 № 487-ФЗ) [электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/ (дата обращения 07.04.2022)
2. Акулич М.В. Интернет-маркетинг: Учебник для бакалавров. - М.: Дашков и К, 2016. - 352 c.
3. Андросов Н. Интернет-маркетинг на 100%. - СПб.: Питер, 2015. - 240 c.
4. Брик О. О рекламе [Электронный ресурс] / О. Брик. — Электрон. текстовые данные. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. — 96 c..
5. Васильев Г.А. Основы рекламы: Учебное пособие для - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 718 c
6. Данько Т.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2015. – 416 с
7. Интегрированные коммуникации [электронный ресурс]. URL: http://www.advlab.ru/articles/article201.htm (дата обращения 07.04.2022)
8. Исследование ВЦИОМ: рейтинг основных проблем России /Аналитический портал «Центр гуманитарных технологий» [электронный ресурс]. — URL: http://gtmarket.ru/news/state/2011/12/06/3755 (дата обращения: 07.04.2022).
9. Кеннет Р. Дэвид Огилви и современная реклама //Манн, Иванов и Фербер—2014. — Июнь (№ 8). – С. 86
10. Котлер Ф. Основы маркетинга: Учебник. - М.: Вильямс, 2016. – 752 c.
11. Креативная стратегия рекламной кампании. Содержательная сторона [электронный ресурс]. URL: http://studopedia.ru/2_128538_kreativnaya-strategiya-reklamnoy-kampanii-soderzhatelnaya-stor/ (дата обращения 07.04.2022)
12. Мазилкина Е.И. Маркетинговые коммуникации: Учебно-практическое пособие. - М.: Дашков и К, 2015. - 256 c.
13. Меньшакова Е. В. Отражение проблем экологии в наружной социальной рекламе // Наука. Общество. Государство. 2017. №4 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-problem-ekologii-v-naruzhnoy-sotsialnoy-reklame (дата обращения: 07.04.2022).
14. Морозов Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2016. - 148 c.
15. Николайшвили Г.Г. Лекции по дисциплине: Социальная реклама как инструмент публичной политики/Г.Г. Николайшвилли. — М. : Аспект Пресс, 2008. — С.96
16. Новые способы продвижения товаров: современные формы маркетинговых коммуникаций в России [электронный ресурс]: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/novye-sposoby-prodvizheniya-tovarov-sovremennye-formy-marketingovyh-kommunikatsiy-v-rossii (дата обращения 07.04.2022)
17. Огилви Д. Огилви о рекламе. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – С. 240.
18. Пример зарубежной экологической рекламы[электронный ресурс]. — URL: https://yandex.ru/ (дата обращения: 07.04.2022).
19. Пример Российской экологической рекламы[электронный ресурс]. — URL: https://yandex.ru/ (дата обращения: 07.04.2022).
20. Романов А.А. Маркетинговые коммуникации: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 384 c
21. Слободчиков В.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности [Электронный ресурс] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. — Электрон. текстовые данные. — М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2014. — С. 90-91.
22. Социальный ролик о проблемах подростков [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?time_continue=40&v=sByHhtg-XPE
23. Типы творческих рекламных стратегий [электронный ресурс]. URL: http://otchetonline.ru/art/direktoru/14385-17766.html (дата обращения 07.04.2022)
24. Шиловский, В.Н. Маркетинг и менеджмент: Учебное пособие / В.Н. Шиловский, А.В. Питухин. - СПб.: Лань, 2015. – С.72 c.
25. Экологическая ситуация в российском массовом сознании. Отчет ФОМ /Сайт фонда «Общественное мнение» [электронный ресурс]. — URL: http://bd.fom.ru /report/map/ekologija_otchet08 (дата обращения: 07.04.2022).