Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Феофан Прокопович – крупный политический и церковно-общественный деятель, идеолог Петра Первого, несомненно крупнейший литератор петровского времени: оратор, публицист, драматург, поэт и теоретик литературы. Это был чрезвычайно умный и чрезвычайно учёный монах. Он писал труды по вопросам богословия, философии, истории (гражданской и церковной), права (государственного и церковно-канонического),педагогике.
Родился Прокопович в Киеве (1681). В Киево-Могилянской академии получил образование, затем 3 года учился в Риме, где, кроме богословия, активно изучал античных авторов. Возвратившись на родину, постригся в монахи и с сентября 1704 года стал преподавателем поэтики и риторики в Киево-Могилянской духовной академии.
В 1706 году в Киев приехал Пётр, Феофан Прокопович произнёс приветственную речь и запомнился царю. В 1709 году, вскоре после Полтавской битвы, царь снова был в Киеве и снова слушал речь Прокоповича, посвящённую победе. Было и ещё несколько встреч проповедника и царя. Пётр успел хорошо узнать Прокоповича, верил, что тот станет опорой ему в его преобразовательной деятельности. В 1716 году Пётр вызвал Феофана в Петербург и поручил ему руководство всеми церковными делами. Образованнейший человек своего времени, Прокопович очень рано понял и принял реформы Петра I, недаром В. Г. Белинский назвал Феофана «одним из птенцов его орлиного гнезда». И «птенец гнезда Петрова» словом и делом последовательно отстаивал до конца дней своих деяния Петра.
Актуальность исследования определяется необходимостью изучения не только литературного наследия Феофана Прокоповича, но и его связей с европейской и русской культурой первой половины XVIII века, что позволит уточнить научные представления о закономерностях культурного развития в переходную эпоху.
Характеристика используемой литературы.
Говоря о литературе, используемой мной в данной курсовой работе, то хотелось бы отметить работу Самарина Ю.Ф. «Стефан Яворский и Феофан Прокопович как проповедники», Буранок О.М. «Феофан Прокопович и историко-литературный процесс первой половины XVIII века», Ничик.В.М. «Феофан Прокопович», Смирнова В.Г. «Феофан Прокопович», «Драматургия Феофана Прокоповича и историко-литературный процесс в России первой трети XVIII века» уделивших большое внимание изучению его жизни и деятельности.
Целью данной работы изучить творчество Феофана Прокоповича в период петровской эпохи и его влияние на культурную жизнь.
В соответствии с поставленной целью выявлены следующие задачи исследования:
Изучить биографию Феофана Прокоповича;
Рассмотреть наследие и публицистику Феофана Прокоповича;
Проанализировать идеологию Феофана Прокоповича в петровскую эпоху .
Объект изучения - художественные и публицистические произведения Феофана Прокоповича.
Предмет изучения - литературное творчество Феофана Прокоповича в русско-европейском контексте.
В ходе исследования использовались следующие методы: аналитический метод, метод систематизации, графический метод, метод сравнительного анализа, метод сбора фактов.
Информационной базой послужили данные, опубликованные в научной и периодической печати, данные официальной статистики, исследовательские разработки российских специалистов.
Структура работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. Биография Феофана Прокоповича.
Родился 18 июня 1681 года в Киеве, в семье мелкого торговца, имена родителей неизвестны. Оставшись в раннем возрасте сиротой, был взят на воспитание дядей по материнской линии — Феофаном Прокоповичем, ректором Киево-Братской коллегии и наместником Киево-Братского монастыря. Образование получил в Киево-Могилянской академии; совершенствовал свои знания во Львове и после перехода в униаты обошёл пешком всю Европу. Посещал университеты в Лейпциге, Халле, Йене.
В 1701 году в Риме поступил в прославленную тогда иезуитскую коллегию св. Афанасия, учреждённую для греков и славян. Прослушав в этой коллегии полный курс, приобрёл значительные знания в исторических, богословских и философских сочинениях, а также в древнеклассической литературе и своими выдающимися способностями обратил на себя внимание папы Климента XI, но не захотел остаться в Риме и в 1704 году вернулся в Киев .
В Киеве снова обратившись в православие, стал преподавать в Киево-Могилянской академии сначала поэтику, потом риторику, философию и наконец, богословие. По всем этим предметам составил руководства, отличавшиеся от других подобных изданий того времени ясностью изложения и отсутствием схоластических приёмов. По случаю Полтавской победы 1709 года сочинил панегирическую проповедь, которая была по приказанию Петра переведена на латинский язык самим автором.
В 1711 году был вызван в царский лагерь во время Прутского похода, а по возвращении оттуда сделан игуменом Братского монастыря и ректором Киево-Могилянской академии.
Пётр I, узнав образ мыслей Феофана и убедившись в его выдающихся способностях, в 1716 году вызвал его в Петербург для осуществления реформы церкви.
Здесь, Феофан сначала выступил в качестве проповедника-публициста, разъясняя действия власти и доказывая необходимость преобразований, а также осмеивая и сатирически обличая её противников. Из этих проповедей особенно замечательны слова о царском путешествии за границу и «Слово о власти и чести царской» (1718), посвящённое доказательству необходимости для России неограниченного самодержавия, причём проповедник особенно вооружался на «богословов», полагавших, что власть духовная выше светской.
Феофан Прокопович проповедовал цезаропапизм и считал, что император является понтификом, то есть епископом над всеми епископами и главой не только над мирским чином, но и над духовенством. С этой целью он написал книгу «Розыск историческии, коих ради вин, и в яковом разуме были и нарицалися императоры римстии, как язычестии, так и християнстии, понтифексами или архиереами многобожнаго закона; а в законе христианстем, христианстии государи, могут ли нарещися епископи и архиереи, и в каком разуме» (1721), в которой теоретически обосновал цезаропапизм. Идеология цезаропапизма Феофана о том, что император является не только главой государства, но и главой поместной церкви, стала идеологией Православной Российской Церкви в так называемый Синодальный период в 1700—1917 годы. В «Присяге для членов Святейшего Синода», которая написана Феофаном, и которую принимали все её члены, давая перед Богом торжественную клятву, это было чётко обозначено: «Я, нижеименованный, обещаю и клянусь Всемогущим Богом, пред святым Его Евангелием … Исповедую же с клятвою крайнего Судию Духовного Синода, Самого Всероссийского Монарха, Государя нашего Всемилостивейшего».
В июне 1718 года Феофан был рукоположен во епископа Псковского и Нарвского, фактически пребывая в Петербурге, и с этого времени становится главным помощником Петра Великого в делах духовного управления.
Им составлен «Духовный регламент» (1721), «Слово похвальное о флоте российском», «Слово о власти и чести царской» (1718), написаны предисловие к Морскому уставу (1719), краткое руководство для проповедников, «Объявление» о монашестве (1724), трактат о патриаршестве, «Первое учение отроком», рассуждения о браках с иноверцами, о крещении, о расколе, подробный комментарий к «Уставу о престолонаследии» под заглавием: «Правда воли монаршей во определении наследника державы своей» (1722) и мн. др. Феофан выступал также как поэт, автор силлабических виршей («За Могилою Рябою» — о Прутском походе, посвящение Антиоху Кантемиру, эпиграммы).
При образовании в 1721 году Святейшего Синода Феофан стал его первым вице-президентом (и по смерти Стефана Яворского — его фактическим руководителем), с июля 1726 года — первенствующий член Синода.
С июня 1725 года был архиепископом Великого Новгорода и Великих Лук. Его политические убеждения, основой которых была теория так называемого «просвещённого абсолютизма», всецело разделялись Петром I .
Политическое влияние «первенствующего члена Синода», коим он стал в 1726 году, возросло при Анне Иоанновне. Прокопович был опорой государыни в первые дни ее царствования. Во время коронации он провел ее для принятия Святых Даров в алтарь. Феофан подчеркивал, что она – самодержавная правительница – является и главой Церкви. Именно он убедил Анну разорвать «Кондиции» – документ, ограничивавший монаршую власть в пользу Верховного тайного совета, в котором заправляли князья Голицыны и Долгоруковы. В те дни Феофан по старой памяти сложил вирши: «А ты всяк, кто ни мыслит вводить строй обманный, // Бойся самодержавной, прелестниче, Анны. // Как оная бумажка, вси твои Самарин подлоги // Растерзанные падут под царские ноги» .
Фрагмент для ознакомления
3
1.Источники.
1. Феофан Прокопович. Сочинения / под ред. И. П. Еремина ; Акад. наук СССР, Ин-т рус. лит. (Пушк. дом). — М. ; Л. : Изд-во Акад. наук СССР, [Ленингр. отд-ние], 1961. 501 с.
2. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. / Н.И. Костомаров : В 3-х томах. – Репр. воспр. изд. (1873-1888 гг.) – 2018. – Т. 3. – 350 с.
3. Самарин Ю.Ф: Стефан Яровский и Феофан Прокопович как проповедники. М. 2019 г.- 126 с.
2.Монографии и книги.
1. Автухович Т.Е. Прокопович // Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 2. СПб., 2019.-490 c.
2. Буранок О.М. Русская литература XVIII века: Петровская эпоха. Феофан Прокопович. М., 2019.-336 с.
3. Буранок О.М. Феофан Прокопович и историко-литературный процесс первой половины XVIII века. М., 2018, -448 с
4. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 2. М., 2021.- 571 с.
5. Николаев С.И. Феофан (Прокопович) // Три века Санкт-Петербурга. Т. 1: Осьмнадцатое столетие. Кн. 2. СПб., 2019.- 639 с.
6. Ничик В. М. Феофан Прокопович. М. : Мысль, 2017.- 191 с.
7. Паламарчук П.Г. Прямой наследник Патриархов // Стефан Яворский. Сказание об Антихристе. Догмат о Святых иконах. -287 с.
8. Панченко А.М. Русская стихотворная культура XVII века. Л., 2019.-280 с.
9. Подтергера И.А. Рецепция античности в русской культуре начала XVIII века // Русско-европейские литературные связи: XVIII век. СПб., 2018.- 432 с.
10. Пумпянский Л.В. Об оде А. Пушкина «Памятник» // Пумпянский Л.В. Классическая традиция. М., 2020.- 847 с.
11. Смирнов В.Г. Феофан Прокопович. М.: Соратник.2018.- 271 с.
12. Смирнов В.Г: Драматургия Феофана Прокоповича и историко литературный процесс в России первой трети XVIII века. СПб. 2017.- 345 с.
13. Смирнов В.Г: Феофан Прокопович (серия избранных биографий) М. Соратник. 2019 г.- 262 с.
14. Смирнов В.Г: Феофан Прокопович и его время, том 4. Санкт Петербург (типография императорской академии наук) 2020 г.- 765 с.
3.Периодическая печать.
1. Волнянский Н. Архиепископ Феофан Прокопович и его время. //Журнал Московской патриархии. Издательство Московской патриархии. 2018. № 4.- 216 с.
2. Бугров К.Д. Провидение и власть: политическая мысль Феофана Прокоповича. //Известия Уральского федерального университета. 2020. Т. 22. № 1,- 196 с.
3. Котомкин Н. Реформатор церкви. // Загадки истории. № 8. 2017г.-65 с.
4. Морозов А.А. Эмблематика барокко в литературе и искусстве петровского времени // XVIII век. Сб. 9: Проблемы литературного развития в России первой трети XVIII века. Л., 2019. 184 с.
5. Панченко А.М. Церковная реформа и культура Петровской эпохи // XVIII век. Сб. 17. СПб., 2021 30 с.
4.Интернет ресурсы.
1. Бухаркин Петр Евгеньевич Феофан Прокопович и духовноинтеллектуальные движения петровской эпохи // Христианское чтение. 2009. №9-10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/feofan-prokopovich-i-duhovnointellektualnye-dvizheniya-petrovskoy-epohi (дата обращения: 20.04.2022).
2. Орлов П.А.История русской литературы XVIII в. Феофан Прокопович (1681-1736) URL: http://lomonosov.niv.ru/lomonosov/kritika/orlov-literatura-xviii/feofan-prokopovich.htm (дата обращения: 20.04.2022).
3. Введение в богословие Феофана Прокоповича: Материалы для истории православ. Богословия в России/Платон Червяковский.-СПб, 1876. -55 с.; ULR: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopovich/vvedenie-v-bogoslovie-feofana-prokopovicha(дата обращения: 27.04.2022).
4. Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. СПб.,1878. URL:https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chistovich/feofan-prokopovich-i-ego-vremja/(дата обращения: 27.04.2022).