Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Долгое время в образовании детей делили на обычных и инвалидов. У детей-инвалидов практически не было возможности получать образование или реализовывать, какие либо свои возможности. Но жизнь показала, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Сегодня есть потребность в том, чтобы создавалось специально организованное сопровождение и специальные условия для детей с особенными запросами и потребностями. Аутизм - тяжелое психическое расстройство и крайняя форма
самоизоляции. Выражается это в уходе от контактов с действительностью и
бедностью выражения эмоций. Аутистам свойственно неадекватное
реагирование на действительность. Тем не менее, необходимо создание специальных условий для сопровождения детей - аутистов. В этом заключается актуальность работы.
Цель работы: Изучить теоретические основы возможности психологической и социально-педагогической работы с детьми с ранним детским аутизмом и определить возможности психолого-педагогической работы в повышении уровня социальной адаптации аутичного ребенка.
Объект исследования: развитие ребенка с синдромом раннего детского аутизма.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия для развития ребенка с синдромом раннего детского аутизма.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическое сопровождение развития аутичного ребенка будет эффективным, если реализуется ряд психолого – педагогических условий:
1.Наличие обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье.
2. Будут использованы правильно подобранные условия сопровождения и психотерапия по преодолению определенных трудностей для адаптации аутичных детей в обществе.
Задачи:
1.Изучение психологических особенностей детей с расстройством
аутического спектра.
2. Изучение психологического и социально-педагогического
сопровождения как направлений работы психолога.
3.Проведение психологической диагностики детей с ранним детским аутизмом и её анализ.
4. Изучение приёмов и методов сопровождения детей с ранним детским аутизмом.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1: Теоретические основы психокоррекции раннего детского аутизма
1.1. Психологические особенности детей с расстройством аутического спектра
В современной социальной и образовательной среде забота о реализации прав детей на полноценное и свободное развитие является неотъемлемой частью деятельности любой образовательной организации. По отношению к детям - аутистам это тоже актуально. Расстройства аутистического спектра – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций субъекта. Здесь присутствуют своеобразные эмоционально-поведенческие, интеллектуальные и речевые расстройства. В большинстве случаев, это приводит человека к значительной социальной дезадаптации [2].
Такое расстройство возникает вследствие нарушения развития головного мозга. Детский аутизм характеризуется выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения. Это, в то же время, ограниченные интересы и постоянно повторяющиеся действия. Сегодня тенденция такова, что дети здоровые и дети с ограниченными возможностями здоровья растут и обучаются вместе. Это правильно и своевременно, поскольку говорить о терпимости к людям с ограниченными возможностями и при этом вечно их изолировать – это неправильно. Только совместное воспитание и обучение, в том числе совместное преодоление трудностей смогут воспитать личность. Аутические нарушения аффективного контакта были описаны американским психиатром Л. Каннером. Он сделал вывод о существовании особого клинического
синдрома экстремального одиночества и назвал его синдромом
раннего детского аутизма [7].
Из отечественных исследователей в этой области известны работы К.С.Лебединской и О.С.Никольской. Их методика комплексной медико - психолого - педагогической коррекции основана на представлении об аутизме как об аффективном расстройстве. В отличие от
зарубежных методов коррекции, в отечественной коррекционной работе
большое значение отводится комплексности – постоянному взаимодействию
педагогов, психологов и врачей-психиатров. На протяжении 30 лет это рассматривалось в нашей стране только как медицинская проблема. Но помещение аутичных детей с психиатрический стационар не давало
положительных результатов и нередко за счет отрыва от семьи,
изменения привычного окружения, приводили к ещё большему ухудшению состояния детей. Лишь со второй половины 70-х гг. постепенно стало складываться представление психиатров о раннем детском аутизме как
об особом отклонении психического расстройства. Из этого последовала необходимость не столько медикаментозного лечения, сколько
коррекционного обучения и воспитания с использованием особых,
специфических для раннего детского аутизма форм и методов [9].
Несмотря на значительные успехи в научных медицинских и психологических исследованиях, государственной системы комплексной помощи детям и подросткам, страдающим ранним аутизмом, в России пока не создано. Сегодня активно развивается подход понимания различных образовательных
потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе. Диагноз аутизм ставится не по одному симптому. Для его постановки необходимо наличие как минимум, трех характерных признаков:
1. Недостаток социальных взаимодействий.
2. Нарушенная взаимная коммуникация.
3. Ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.
Сегодня до сих пор существует большой разрыв между теоретическими знаниями этого вопроса и практическими возможностями. Разнообразие различных психолого-педагогических методик и большая неоднородность картины нарушений аутистического спектра затрудняет выбор оптимального коррекционного подхода. Неконтактные дети практически не получают профессиональной помощи со стороны специалистов. Задачи воспитания и
обучения такого ребенка полностью ложится на плечи семьи. Не имея опыта дошкольной социализации, ребенок с расстройством аутистического спектра испытывает сильнейшую дезадаптацию в школе, а далее следует перевод на домашнее обучение. Это означает для такого ребёнка – полную изоляцию от общества и от общения со сверстниками [15].
Разнообразие аутистического спектра нарушений, недостаточный уровень диагностики, ведут к тому, что нарушения подменяются на схожие по симптоматике с шизофренией, или нарушением интеллекта. Но в случае с аутизмом картина несколько иная. Все аутичые дети имеют свои особенности, способности и потребности, а их неудовлетворение несет отягощение состояния детей и значительное ограничение их жизнедеятельности. Эта коррекция должна быть комплексной. Ведущее место должно отводиться психолого-педагогической работе. При этом также необходимо и медикаментозное лечение. Одной из ключевых идей Концепции развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья является реализация прав на образование детей с выраженными нарушениями эмоционального развития и создание оптимальных мер долгосрочной комплексной помощи детям и их семьям. Главным для определения подходов и методик работы с каждым
ребенком, имеющим аутистические нарушения, является понимание
уникальных сильных сторон ребенка и его особых учебных потребностей. Всеобъемлющие аутистические нарушения развития характеризуются
серьезными и масштабными затруднениями в нескольких сферах одновременно. Это:
-навыки социального взаимодействия и навыки общения;
-стереотипное поведение, но разные интересы и занятия.
Термин аутистические нарушения подразумевает, что все эти виды нарушений имеют общие характеристики. Но вместе с тем они имеют особые свойства, которые позволяют проводить их раздельную диагностику. Степень нарушений бывает разной у каждого человека, которому поставлен диагноз аутистические нарушения. У наблюдаемых детей отмечается врожденная дефицитарность в
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова, Д. И. Формирование эмоциональной привязанности аутичного ребенка к матери в процессе холдинг - терапии [Текст] // И. Д. Антонова // Дефектология. – № 2. –– 2007. – С. 56 – 58.
2. Аршатская, О. С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме [Текст]/ О. С. Аршатская // Дефектология. – № 2. –– 2005. – С. 46 – 56.
3. Гилберт, К. Аутизм. Коррекционная педагогика (медицинское и педагогическое воздействие) [Текст]// К. Гилберт, Т. Питерс. – М.: Владос, 2005. – 144 с.
4. Костин, И. А. Усложнение картины мира - направление психологической помощи аутичным подросткам [Текст]/ И. А. Костин // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – № 3. – 2007. – С. 25 – 28.
5. Коррекция аутизма: современные методы и программы реабилитации [Электронный ресурс]/ https://www.yburlan.ru/biblioteka/korrekcija-autizma-sovremennye-metody-i-programmy-reabilitacii(дата обращения: 12.04.22).
6. Начальный этап коррекционной работы с аутичным ребенком:
знакомство, установление контакта [Текст]/ Аутизм и нарушения развития.
2004.- No3.- 336 с.
7. Никольская, О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму
детского аутизма [Текст]/ О.С. Никольская.-М.: Центр лечебной педагогики, 2000.- 112 с.
8. Никольская, О.С. Дети и подростки с
аутизмом. Психологическое сопровождение [Текст] /О.С. Никольская.- Серия «Особый ребенок». М.: -Теревинф.- 2005.- 220 с.
9. Никольская, О. С. Об аутизме [Текст]/ О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг // Школьный психолог: прил. к газ. «Первое сент.». – № 14. – 2004. – С. 3 – 4.
10. Организация психокоррекционных занятий с детьми с ранним детским аутизмом [Электронный ресурс]/https://vprosvet.ru/biblioteka/organizatsiya-psihokorrektsionnyih-zanyatiy-s-detmi-s-rannim-detskim-autizmom/ (дата обращения: 12.04.22).
11. Патрик, С. Психопедагогика и аутизм: опыт работы с детьми и взрослыми [Текст]/ С. Патрик // Теревинф, – М.: 2006. – 32 с.
12. Психокоррекционная работа с аутичными детьми [Электронный ресурс]/https://infourok.ru/psihokorrekcionnaya-rabota-s-autichnimi-detmi-2035849.html(дата обращения: 12.04.22).
13. Ранний детский аутизм и основные методы его коррекции [Электронный ресурс]/https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2020/03/01/ranniy-detskiy-autizm-i-osnovnye-metody-ego-korrektsii(дата обращения: 12.04.22).
14. Современные методы диагностики и коррекции заболевания Детский аутизм [Электронный ресурс]
/https://www.defectologiya.pro/zhurnal/sovremennyie_metodyi_diagnostiki_i_korrekczii_zabolevaniya_detskij_autizm/(дата обращения: 12.04.22).
15. Черняева, Т. И. Социальная реабилитация «нетипичных» детей [Текст]/ Т. И. Черняева // Социол. Исслед. – № 6. – 2005. – С. 85 – 90.
Янушко, Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия [Текст]/ Е. А. Янушко // Теревинф, – М.: 2004. – 136 с.
16. Шоплер, Э. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей [Текст]/ Э. Шоплер, М. Ланзинд, Л. Ватерс – М. 2006. – 35 с.
17. Янушко, Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта,
способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия [Текст]/ Е.А. Янушко.-М.: Теревинф.- 2004.- 238 с.
18. Янушко, Е.А. Игры с аутичным ребенком [Текст]/ Е.А. Янушко.-М.: Теревинф.- 2004.- 136 с.