Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня в условиях санкций, а так же тяжелого экономического кризиса для всех слоев населения на первое место выходит умение грамотно распоряжаться своими финансами. Именно сегодня от россиян требуется умение экономить, делать обоснованные запасы и т.д.
Длительное время Россия жила при условии стабильно высокой цены на нефть и газ. Это в какой-то степени людей развратило, поскольку экономическое положение России в целом было стабильным и уверенным. Статистика отметила рост покупательской способности россиян.
Однако сегодня по стране шагает экономический кризис. Цены растут, товары пропадают с полок магазинов, общая обстановка и климат в стране портится. Первыми удар кризиса почувствовали пенсионеры, малоимущие и студенты.
Как известно студент в идеале должен заниматься своим образованием или наукой. Однако в нашей стране чаще всего студент учится, как придется, отдавая предпочтение работе по специальности или просто работе. Вопросы учебы уходят на второй план.
При чем если раньше таким поведением отличались студенты вечерних форм обучения, то теперь повальная трудоголизация поразила студентов всех форм обучения. В этой ситуации студентов понять можно есть и на что то жить хотят все. Кроме этого нужно еще оплачивать учебу. Оставаться на шее у родителей в таком возрасте уже кажется кощунством.
Отсюда начинается тема настоящей курсовой работы. Студенты должны уметь управлять и распоряжаться своими деньгами. К сожалению сегодня ни в школе, ни в ВУЗе молодым людям не рассказывают о том, как правильно обращаться с дебетовыми картами. Не рассказывают молодежи и о простых правилах работы с кредитными организациями.
Сегодня больше половины клиентов микрофинансовых организаций – это, либо студенты, либо пенсионеры. В любом случае это люди, которые не могут оплатить кошмарные проценты за пользование маленьким займом.
Не лучше ситуация и с банковскими кредитами. Причем если фиксированные кредиты на покупку скажем, компьютера даются на сравнительно короткое время, плюс сама сумма кредита, вполне посильна для работающего студента. Вот ситуация с более серьезными кредитами более печальна. Проблема в том, что под знаком кризиса люди побежали в магазины покупать все что можно.
В результате выросло число кредитов на покупку кухонных гарнитуров, наборов мебели, а самые экстремальные пошли оформлять ипотеку. Ипотека сама по себе – это большой риск даже во взрослом возрасте. В студенческом возрасте особенно. Все-таки велик риск развода, и перспективы в одиночку разбираться с астрономическим кредитом сроком до 50 лет.
Цель исследования – выявить особенности понимания экономической составляющей в жизни современных студентов.
Объект исследования – экономическая грамотность студентов.
Предмет исследования – экономическая составляющая в жизни современных студентов.
Задачи исследования:
1. Дать определение финансовой грамотности студента.
2. Охарактеризовать принципы экономического воспитания студентов.
3. Провести исследование экономической составляющей в жизни современных студентов.
4. Выработать рекомендации по преодолению выявленных проблем.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Теоретическая часть
1.1. Финансовая грамотность студента
В настоящее время финансовую грамотность определяют как знание о финансовых институтах и продуктах, и также умение их правильного использования и понимание последствий своих действий. В современной экономике от населения зависит, каким образом можно с выгодой для себя использовать данный продукт. Рациональное экономическое поведение в современных условиях и правильное распоряжение денежными средствами ценный навык [3].
Финансовая безграмотность и непонимание в области личных финансов может привести в будущем к банкротству и неграмотному планированию выхода на пенсию, мошенничествам, к долгам, также к социальным проблемам [1].
Повышение финансовой грамотности населения Российской Федерации определена Правительством одной из самых приоритетных задач. Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг.». Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» реализуется Министерством финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком. На сегодняшний день существуют онлайн-курсы по повышению финансовой грамотности для взрослых и детей [5].
Студенческая жизнь — это первый шаг к самостоятельной жизни, переходный этап от юности к взрослой жизни. Беззаботная, веселая, но в то же время и сложная, включающая совмещение учебы и грамотное распределение денежных средств. Грамотное распоряжение своими деньгами, умение правильно планировать свои расходы — очень важное качество для студента [7].
В последние годы в связи с увеличением числа денежных услуг и их усложнением, а также возникновением новых и трудных для освоения денежных инструментов экономическая безопасность и грамотность граждан стала очень актуальной. Часто бывают случаи, когда не хватает учащимся средств на необходимые товары [8].
Бюджет — это финансовый план на определенный период времени. Способность правильно распределять свой бюджет является частью семейного воспитания.
Таким образом, можно сделать вывод, что в современном понимании бюджет представляет собой финансовый план лица (субъекта), его составляющего на определенный период времени.
Индивидуальный бюджет – это личный финансовый план, состоящий из двух частей: доходов и расходов. Бюджет необходим для грамотного управления своими финансами.
Бюджет можно формировать за разный период времени: от недели до года. Самое популярное решение – месячный бюджет.
Любой бюджет – это система записей о доходах и расходах.
При этом разные люди могут понимать под ведением бюджета как минимум три разные вещи:
1. Записывать доходы и расходы, не анализируя их;
2. Записывать доходы и расходы, анализировать их, но не планировать;
3. Планировать доходы и расходы, записывать их и анализировать.
Понятно, что в полном смысле слов соответствует понятию «ведение бюджета» именно третий вариант, включающий планирование. Он наиболее полезен и эффективен, но он также требует больших усилий и большей самодисциплины по сравнению с первым и вторым вариантами.
Бюджет студента – это совокупность личных расходов и доходов, а также умение их распределять. Способность выстраивать свой бюджет, культура его построения определяется особенностями личности и является частью семейного воспитания.
1.2. Особенности экономического воспитания студентов
Экономическое воспитание (ЭВ) - это педагогический процесс, формирующий экономические качества и свойства личности. К ним относятся: экономическое мышление, поведение, сознание, ценности, способности, потребности, интересы, установки, планы, мотивы, нормы, стандарты, привычки, компетенции, экономические чувства.
Сегодня ценностные ориентации экономического воспитания составляют теоретическую основу социокультурного развития молодежи. Выделение такого рода ценностей связано с переходом нашей цивилизации от индустриальной к постиндустриальной форме социальной жизни.
Концептуальную основу экономического воспитания студентов составляют философско-мировоззренческие принципы воспитания, выявляющие ценностные ориентации для единого воспитательного процесса российского образования и особенно важные при переходе нашей цивилизации к демократической социально-экономической жизни.
Развитие рыночных отношений обусловило появление экономических реформ в России в области образования и воспитания. Ученые, такие как А.Ф. Аменд, П.Р. Атутов, Б.Т. Лихачев и др., рассматривают экономическое образование и воспитание как организованную педагогическую деятельность, специально продуманную систему работы, направленную на формирование экономического сознания учащихся. По мнению ученых, экономическое воспитание должно способствовать развитию экономического мышления, формированию нравственных и деловых качеств, общественной активности, предприимчивости [4].
В педагогической литературе ХХ века, в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Ю.К. Бабанского, В.В. Давыдова, М.А. Васильевой, Н.Ф. Виноградовой, О.С. Богдановой, Ф.Ф. Королева, В.В. Краевского, Н.А. Менчинской, А.К. Марковой, В.С. Мухиной, С.А. Козловой и других ученых рассматривается процесс развития мышления учащихся, их способностей к
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Финансовое воспитание. История отечественной и иностранной социологии. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Финансовое воспитание молодежи. Социология вопроса. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
3. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Финансовое воспитание. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
4. Жилина Е.Ю. Финансовое воспитание. Развитие и совершенствование. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
5. Ильчибакиева, Р.А. Финансовая грамотность студентов / Р.А. Ильчибакиева, И.С. Мухамадеева, С.С. Абасова, А.И. Арслангереев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 246-249. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82370/ (дата обращения: 05.04.2022).
6. Ковалева Н.С. Экономическое воспитание студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17000 (дата обращения: 05.04.2022).
7. Лебедев О.М., Носов М.С. Финансовое воспитание. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
8. Медведева Н.А. Петрова М.С. Финансовое воспитание. Социологическое исследование. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
9. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Финансовое воспитание. Социологический контроль. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
10. Семенов О.В. Борисов А.В. Финансовое воспитание и экономическое воспитание. Актуальные проблемы. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
11. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по российскому финансовому воспитанию. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
12. Тихонова Е.Е. Теория и практика финансового воспитания. Справочник социолога и экономиста. – Екатеринбург: Полис, 2017. – 1289 с.
13. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика финансового воспитания. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
14. Фадеева А.Ю. Финансовое воспитание. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
15. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Экономическое воспитание в России и зарубежных странах. – Н. Новгород: Вектор, 2020 – 528 с.
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Финансовое воспитание. История отечественной и иностранной социологии. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Финансовое воспитание молодежи. Социология вопроса. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
3. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Финансовое воспитание. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
4. Жилина Е.Ю. Финансовое воспитание. Развитие и совершенствование. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
5. Ильчибакиева, Р.А. Финансовая грамотность студентов / Р.А. Ильчибакиева, И.С. Мухамадеева, С.С. Абасова, А.И. Арслангереев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 246-249. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82370/ (дата обращения: 05.04.2022).
6. Ковалева Н.С. Экономическое воспитание студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17000 (дата обращения: 05.04.2022).
7. Лебедев О.М., Носов М.С. Финансовое воспитание. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
8. Медведева Н.А. Петрова М.С. Финансовое воспитание. Социологическое исследование. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
9. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Финансовое воспитание. Социологический контроль. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
10. Семенов О.В. Борисов А.В. Финансовое воспитание и экономическое воспитание. Актуальные проблемы. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
11. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по российскому финансовому воспитанию. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
12. Тихонова Е.Е. Теория и практика финансового воспитания. Справочник социолога и экономиста. – Екатеринбург: Полис, 2017. – 1289 с.
13. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика финансового воспитания. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
14. Фадеева А.Ю. Финансовое воспитание. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
15. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Экономическое воспитание в России и зарубежных странах. – Н. Новгород: Вектор, 2020 – 528 с.