Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, безусловно, является поиск путей по снижению роста преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и повышенная эффективность их профилактики.
Актуальность данной проблемы продиктована тем, что в настоящее время становится все больше подростков «группы риска» (находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни), которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов.
Противоречием является то, что количество подростков «группы риска» увеличивается, поэтому нужны новые методы по профилактической работе с такими подростками. С каждым годом растет количество подростков «группы риска» в школе, а вместе с тем возникают проблемы, которые они не могут самостоятельно осознать, а тем более разрешить их.
Предупредить правонарушение несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних в условиях образовательной организации.
Предмет исследования нормы законодательства, регулирующие вопросы в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних в условиях образовательной организации.
Цель курсовой работы – проанализировать специфику и понятие профилактики правонарушений несовершеннолетних в условиях образовательной организации.
Поставленная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
- рассмотрение понятия и характеристики общеобразовательной организации как субъекта профилактики;
- исследование взаимодействия общеобразовательной организации с другими субъектами профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;
- изучение проведение мероприятий по профилактике правонарушений несовершеннолетних в общеобразовательных организациях;
- проведение анализа проблем профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в общеобразовательной организаций.
Степень изученности темы представлена трудами ученых-правоведов в данной области, законодательными и нормативными правовыми актами, судебной практикой.
Методологическая база исследования представлена следующими методами: системный метод, диалектический, методы сравнительного анализа, методы индукции и дедукции, методы экспертных оценок.
Структура работы. Курсовая работа структурирована введением, двумя главами, четырьмя параграфами, заключением и библиографическим списком.
Глава 1. Общеобразовательная организация как субъект системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних
1.1. Понятие и характеристика общеобразовательной организации как субъекта профилактики
Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании.
Возрастные особенности несовершеннолетних требуют психологически и методически грамотного подхода к этому контингенту.
Подростковый возраст является одним из самых активных периодов в жизни каждого человека. Взрослеющему человеку, чувствующему приток физических сил, чаще всего кажется, что он может всё и в этот момент способен на многое. Однако в связи с недостатками жизненного опыта, незнание уголовных законов, а также чаще всего просто неумение себя контролировать и отдавать отчёт своим действиям могут привести к печальным последствиям. К сожалению, факты говорят о том, что ежегодно несовершеннолетними совершаются более 145 тысяч преступлений , в результате чего каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в воспитательные колонии .
Центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи систематически проводятся беседы с учащимися школ, направленные на профилактику преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. В ходе мероприятий обсуждаются проблемы преступности среди несовершеннолетних, учащимися при помощи специалистов по социальной работ разбираются различные ситуации, где необходимо определить виды ответственности за различные противоправные деяния.
Согласно нормам действующего законодательства в России несовершеннолетними лицами признаются лица, не достигшие возраста 18 лет. Уголовная ответственность предусмотрена за любые преступные деяния с 16 лет, а за тяжкие преступления - с 14 лет . Лица, не достигшие возраста 14 лет, не несут уголовной ответственности, поскольку законодатель считает, что в таком возрасте человек не способен осознавать последствий своих деяний.
Проблемы подростковой преступности в России следующие: исходя из статистических сведений, полученных в результате расследования дел несовершеннолетних, совершивших преступления, установлено :
- лица, не достигшие возраста совершеннолетия, легко подпадают под дурное влияние лиц, которые преследуют корыстные цели;
- большое число преступлений совершается подростками, объединившимися в группы; - подростки из неблагополучных семей легче соглашаются на совершение преступного деяния;
- юридическая безграмотность и уверенность в своей безнаказанности существенно способствует подростковой преступности.
Необходимо помнить, что способность предвидеть последствия своих поступков окончательно дозревает у девочек к 18, а у мальчиков к 20 годам. Но этому предвидению детей необходимо учить с 3-5 лет .
По итогам минувшего года совместными усилиями различных субъектов профилактики удалось добиться снижения количества преступлений, совершенных на территории одного из регионах с участием несовершеннолетних: в 2018 году их зарегистрировано меньше на 6%, при этом в январе 2019 года показатель снизился еще на 8%. Более чем на 44% уменьшилось количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними. Наблюдается улучшение в сфере профилактики подростковых суицидов. Дает свои плоды системная работа по профилактике наркомании среди подрастающего поколения.
На постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на формирование конструктивного, общественно-полезного поведения, а также духовно-нравственного развития. В этом отношении удалось переломить ситуацию при воспитании «правильной» идеологии у юношей и девушек: в среде молодых сегодня модно быть успешным, здоровым и продвинутым, быть перспективным на рынке труда, иметь хорошее образование.
Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику в основных направлениях работы, возникает ряд вопросов, которые, по мнению сотрудников органов внутренних дел, требуют комплексного подхода со стороны разных ведомств. Стражи порядка отметили, что одними полицейскими мерами бороться с правонарушениями среди несовершеннолетних невозможно. Сохранность их жизни и здоровья, соблюдение их прав, профилактика преступлений среди подростков требуют вовлечения ресурсов спортивных и культурных учреждений, системы здравоохранения, педагогов и психологов.
Сейчас во многих регионах даже создаются целые волонтерские направления по помощи и превентивным мерам, призванным уменьшить уровень подростковой преступности. Молодые люди используют свой потенциал для реализации общественных проектов, в том числе направленных на решение проблем занятости и досуга подрастающего поколения.
Немало внимания в рамках круглого стола было уделено координирующей роли комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые созданы во всех муниципальных образованиях России. Отмечено, что решения таких комиссий носят обязательный характер, их работа серьезно влияет на судьбы людей, позволяет решать ряд социальных проблем детей и подростков, выводит из «зоны неблагополучия» многих невольно «оступившихся» членов общества.
Правонарушение — это любое деяние (действие или бездействие), нарушающее какие-либо нормы права.
Преступление — наиболее опасный вид правонарушений, это запрещенное уголовным правом общественно опасное виновное деяние, влекущее за собой наказание.
Принимая во внимание все вышесказанное, специалистами по социальной работе центров социальных служб для семьи, детей и молодежи проводятся мероприятия для учащихся школ. С учениками проводятся беседы и тренинги на тему: «Правонарушения несовершеннолетних и ответственность за них», направленные на формирование умений учащихся школьных заведений выбирать правильную позицию и уметь её отстаивать; учащихся знакомят с разными аспектами последствий правонарушений, с точки зрения морали; специалисты моделируют ситуации, развивают умения несовершеннолетних находить пути выхода из сложившихся сложных ситуаций, выражать свои взгляды, отстаивать свою позицию, умение сказать «НЕТ», работать в группе, вести дискуссию.
Одним из основных субъектов по организации профилактики правонарушений среди несовершеннолетних являются общеобразовательные учреждения, которые выполняют следующие функции: оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении; выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования и т.д.
Выполняя указанные функции, образовательные организации тем самым достигают целей правового просвещения и правового информирования. Где, как не на уроках обществознания, обучающийся получает основные знания о праве, его соотношении с нормами морали, а на уроках литературы и истории познает вечные ценности. Школа – это, безусловно, важный субъект профилактики. И если все другие субъекты профилактики контактируют с детьми эпизодически (а порой и вовсе однократно), то школа взаимодействует с ними изо дня в день.