Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На смену отдельным формам и методам обучения, делающим процесс обучения разорванным на части, приходят целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения, в частности. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что педагогика профессионального образования в последние несколько лет претерпевает большие изменения. Большой отпечаток накладывает и развитие информационных технологий. Фактически отпадает необходимость в чтении лекций, так как сейчас любой материал на любую тематику можно найти в интернете.
Получение знаний в образовательном учреждении особенно нуждается в созерцании и наблюдении. Экранно-звуковые средства обучения с успехом решают эту задачу. Они вводят в аудиторию, на урок/пару фактический материал, отражающий мир природы, жизни, науки.
Образный материал, объединенный в кинофильме, диафильме, компьютерной программе, копирует действительность, служит моделью, дающей с той или иной степенью точности представление об оригинале. При этом в экранно-звуковой модели материал преподносится с наибольшей простотой и доступностью для восприятия. Использование демонстрационных методов обучающего комплекса позволяет достигать высокого уровня индивидуализации обучения, строит его в соответствии с возможностями каждого учащегося.
В ходе данного исследования установлено, что из услышанного в памяти остается только четверть, из увиденного - треть, при комбинированном взаимодействии зрения и слуха - 50 %, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения при помощи демонстрационных методов- 75 %.
Несмотря на то, что роль преподавателя в современном профессиональном образовании все еще чрезвычайно важна, постепенно она будет уменьшаться.
В настоящее время существует множество педагогических технологий, различающихся по целям, задачам, структуре, методика ускоренного обучения, групповое обучение, обучающие игры, дистанционное обучение и т.д. Многие из них используются не только в образовательном процессе, но и в других сферах.
До разработки универсальной технологии обучения, опираясь на которую каждый педагог мог бы формировать отвечающую всем требованиям идеальную личность, еще очень далеко. Сегодня можно говорить только об элементах технологизации обучения, использование которых делает обучающий процесс более эффективным.
Цель исследования состоит в теоретическом обоснования применения демонстрационных методов профессионального обучения.
Объект исследования: учебный процесс в системе профессионального образования.
Предмет исследования: демонстрационные методы профессионального обучения.
Задачи исследования:
• раскрыть сущность и содержание методов обучения;
• изучить классификацию методов профессионального обучения;
• рассмотреть примеры применения в учебном процессе методов демонстрационного применения;
• проанализировать возрастные особенности обучающихся;
• выявить и обосновать роль демонстрационных методов;
• разработать средства наглядности по дисциплине;
• разработать план-конспект занятия.
Методы исследования:
• анализ;
• синтез;
• сравнение.
Глава 1. Теоретические подходы к реализации демонстрационных методов обучения
1.1.Сущность понятия «методов обучения»
Метод бучения – это упорядоченная работа субъектов образования, нацеленная на достижение цели обучения.
Под методом понимают совокупность приемов, методик решения целей, реализации задач образования. В настоящее время популярны десятки классификаций способов обучения.
В случае если рассматривать классическую систематизацию, то можно отметить такие группы способов:
-практические (упражнение, учебно-производительный труд);
-наглядные способы (иллюстрация, презентация, исследования учащихся);
-словесные способы (объяснение, дискуссия);
-методы работы с книгой (чтение, исследование, конспектирование);
-видео-методы (контроль, обучение).
В зависимости от активности субъектов образовательного процесса, можно отметить формы (например, лекции), массовые формы (практические и семинарские занятия) и личные формы организации изучения. Как особенная форма организации обучения может выступать экзамен и зачет.
Лекция подразумевает системное, доказательное и обширно обоснованное изложение информации. Лекция – это классический тип профессионального образования [4].
Функции лекции:
-стимулирующая (преподаватель в ходе лекции имеет возможность подавать поручения, концентрировать внимание на отдельных моментах);
-контрольно-диагностическая (контроль за качеством усвоения знаний);
-информационная (передача познаний при помощи монологической формы общения);
Есть некоторое количество типов лекций:
- информационная – предоставление информации при помощи монолога, свойственна систематичность изложения, более часто применяемый образ лекции;
- проблемного изложения – процесс формирования у учащихся способностей к поисковой работе;
- лекция-визуализация подразумевает значительное использование принципа наглядности;
- лекция сам-друг – диалоговое общение двух педагогов;
- лекция с заблаговременно запланированными ошибками;
- лекция-пресс-конференция.
Назвав тему лекции, педагог слушает вопросы учащихся по предоставленной теме и начинает декламировать лекцию, отвечая на вопросы. При этом, он имеет возможность расширить грани вопросов, стимулируя познавательную активность аудитории.
Семинарские занятия, как правило, относятся к практическим формам организации учебной работы учащихся [5].
Принято выделять две главные формы семинарских занятий: абстрактное исследование материала, как детализированное исследование того, что было начато на лекции, и выработка конкретных умений и способностей (здесь семинарские занятия близки практическим).
Функции семинарских занятий:
-более основательное и детализированное исследование главных и трудных тем;
-расширение познаний с учетом специфичности профессиональной подготовки специалиста;
-приобщение учащихся к практической работе; испытание, укрепление и улучшение приобретенных ими познаний, умений и навыков;
-приучение самостоятельно работать с книгой по специальности;
-формирование необходимости выговаривать собственную точку зрения, свое осознание трудности, приводить доводы высказанному суждению.
Выбор способов и форм обучения не может быть случайным. Выбирая тот или другой способ, педагог должен учитывать все моменты. Определяется ключевая задача и определенные задачи, которые станут решаться. Они «задают» группу способов, в общих чертах применимых для решения намеченных задач. Далее возникает целеустремленный выбор подходящих путей, позволяющих лучшим образом реализовать познавательный процесс [6].
Можно отметить шесть критериев, которые определяют выбор способа и формы обучения:
• закономерности и основы обучения;
• содержание конкретной науки в общем и предмета, темы в частности;
• цели и задачи обучения;
• учебные возможности учащихся (возрастные, степень подготовленности и т.д.);
• внешние обстоятельства.
Сейчас достоверным ассистентом учителя при выборе подходящих форм и способов изучения выступает компьютер. Электронный мозг быстро «фильтрует» способы и формы обучения через призму определенных критериев и рекомендует преподавателю остановить личный выбор на тех, которые удовлетворяют заблаговременно обусловленным аспектам.
Для этого необходимо владеть знаниями в области компьютерных программ [7].
Традиционным средством обучения считается учебник. Книга позволяет не только возможно и объемно предположить изучаемый материал, но и дает возможность ученикам повторить услышанное на лекции, ознакомится с составными частями материала.
Обязательной частью учебного процесса считаются любые баннеры, таблицы. Они дают возможность наглядно рассмотреть объекты исследования, увеличивают внимание к той или другой задаче.
1.2.Классификация методов обучения
Способы обучения стоит рассматривать как многомерное явление, так как они затрагивают большое количество сторон.
Большое количество методов подразделяют на классификации, в которых они связаны по определенным признакам [8].
В настоящее время популярны дестяки классификаций методов и способов обучения. Впрочем, прогрессивная дидактическая идея созрела до осознания того, что нужно стремиться ввести единственную и постоянную номенклатуру способов.
Обучение очень подвижный, диалектический процесс. Система методов должна быть оживленной, чтобы отображать данную подвижность, принимать во внимание изменения, каждый день происходящие в практике использования способов [3].
Классическая классификация берет свое начало в античных философских и педагогических системах.
В качестве общего выделяемых в ней способов берется ключ познаний. Этих источников три:
• Практика;
• Наглядность;
• Слово.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Августова Р. В начале было слово. Авторская методика по обучению речи детей с трудностями развития / Ромена Августова. – М.: Этерна, 2020. – 181 c.
2. Бурцева Л. П. Методика профессионального обучения. Учебное пособие / Л.П. Бурцева. – Москва: РГГУ, 2018. – 160 c.
3. Бурцева Л.П. Методика профессионального обучения / Л.П. Бурцева. – М.: Флинта, 2019. – 516 c.
4. Губин Г.А. Методика безотметочного обучения: теория и практика / Г.А. Губин. – М.: Нобель Пресс, 2019. – 978 c.
5. Дети в семейной психотерапии: Практическая работа и профессиональное обучение / Под редакцией Джоан Дж. Зильбах. – М.: Издательство Института психотерапии, 2020. – 208 c.
6. Ковынев М.В. Методика активного обучения и воспитания (современный подход к гражданскому образованию и воспитанию) / М.В. Ковынев. – М.: Феникс, 2018. – 111 c.
7. Ковынев М. В. Методика активного обучения и воспитания / М.В. Ковынев. –М.: Феникс, 2019. – 320 c.
8. Косолапова С.А. Электронный учебник по курсу Теоретической механики / С.А. Косолапова, Т.Г. Калиновская // Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки: мат-лы 4-й междунар. науч.-практ. конф. (Красноярск, 23–24 ноября 2006 г.) – Красноярск, 2006. – С. 210–211.
9. Кругликов Г. И. Воспитательная работа мастера профессионального обучения / Г.И. Кругликов. – М.: Академия, 2021. – 160 c.
10. Кругликов Г. И. Методика профессионального обучения / Г.И. Кругликов. – М.: Academia, 2020. – 320 c.
11. Кузнецов В.В. Методика профессионального обучения 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.В. Кузнецов. – М.: Юрайт, 2018. – 927 c.
12. Куцебо Г.И. Методика профессионального обучения. Развивающее обучение 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата / Г.И. Куцебо. – М.: Юрайт, 2019. – 270 c.
13. Сазонова З. Раздел «Кинематика» в структуре совместной педагогической деятельности / З. Сазонова, Т. Ткачева, Н. Демидова // Высшее образование в России. – 2006. – № 8.
14. Павлов Я.М. Детали машин [Текст] / Я.М. Павлов. М.: «Машиностроение», 1969 г. - 448 с.
15. Факторович А.А. Методика профессионального обучения. Учебное пособие для мастеров производственного обучения и наставников на производстве / Алла Аркадьевна Факторович. - М.: Юрайт, 2017. - 425 c.