Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы. Бюджетная система – один из важнейших институтов государства и является важнейшим инструментом воздействия государства на экономику. Мобилизуемые в бюджетную систему финансовые ресурсы, позволяют государству реализовывать возложенные на него функции. Благодаря бюджетной системе становится возможным осуществлять регулирование социально-экономических процессов в интересах всего общества. В условиях рыночной экономики возможности государства влиять на экономические процессы сузились, одним из основных инструментов воздействия на экономические процессы стала бюджетная система. Это предопределяет место, занимаемое бюджетной системой в экономике страны.
Характер бюджетного устройства зависит от типа государства, его внутреннего устройства, наличия центра и территориальных образований и тех отношений, которые складываются между ними. Особе значение имеет исследование бюджетного устройства федеративных государств, так как для нашей страны характерен данный тип территориального устройства.
Актуальность исследования вопросов совершенствования бюджетного устройства его значением для национальной безопасности государства, реализации им своих внешних и внутренних функций.
В последние годы проблемы развития бюджетного устройтсва и бюджетной системы различного типа государств находит все больший интерес в научном сообществе. Так, в частности, данные вопросы подробно освещены в работах Сухарева О.С., А. Г. Аганбегяна, Перевышина Ю.Н., Тер-Акопова С.Г., Зимарина К.А. и Закировой Ю.А. В свою очередь, в на основе работ Даровского И.Я., Силуанова А.Г., Громовой А.С. и Воробьевой И.П. была проанализирована обстановка в экономике страны, а также угрозы, потенциально угрожающие экономической безопасности страны.
Цель: изучить цели и задачи региональной экономической политики унитарного государства.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие бюджетное устройство и бюджетная система;
- раскрыть особенности бюджетного устройства государств унитарного и федеративного типа;
- исследовать характерные черты бюджетного устройства унитарных государств на примере Великобритании, Италии и Франции;
- провести анализ особенностей бюджетного устройства федеративного государства на примере ФРГ и США;
- исследовать особенности бюджетного устройства Российской Федерации;
- рассмотреть основные направления совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации.
Объект курсовой работы – формы бюджетное устройства.
Предмет исследования – специфика бюджетного устройства унитарного и федеративного государства.
Методологической основой курсовой работы являются такие методы, как теоретический анализ, синтез и обобщение, а также метод логического анализа, статистической группировки
Информационной базой работы послужили данные Министерства финансов РФ и Федеральной службы государственной статистики.
Структура работы включает введение, три главы, заключение и список использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА УНИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы
С точки зрения экономической теории бюджет представляет собой экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления [20].
Другими словами, под государственным бюджетом понимаются денежные отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и гражданами, и юридическими лицами – с другой. Данные отношения возникают по поводу создания централизованных финансов и перераспределения национального дохода с целью государственного финансирования различных социальных и экономических программ, управления государством, укрепления обороноспособности страны [7]. Таким образом, между государством, коммерческими и бюджетными организациями и гражданами складываются финансовые отношения, получающие название бюджетных.
Обращаясь к этимологии самого термина «бюджет», следует отметить, что он берет свое начало от английского budget, которое на сегодняшний день переводится как бюджет, но первоначально обозначало «сумка, мешок и его содержимое, запас чего-либо». В XVI-XVII вв. английская Палата общин (нижняя палата Парламента, представляющего законодательную ветвь власти) ежегодно утверждала субсидию (определенную сумму денег) на содержание королевского двора. По окончании заседания министр финансов торжественно открывал портфель, в котором хранился соответствующий билль (законопроект) и оглашал его перед всеми членами. С течением времени наименование budget, означающее сам портфель, было перенесено на его содержимое, то есть финансовый документ, который заключал в себе обсуждаемый и утверждаемый Парламентом план доходов и расходов государства [11].
Долгое время, вплоть до 50-60х гг. ХХ в., термин «бюджет» использовался для обозначения именно финансового документа, отражающего денежные средства, необходимые для содержания государственных органов и выполнения государственных мероприятий, расписанные по разделам (статьям) доходов и расходов. В течение этого периода определение данного понятия практически не менялось, за исключением акцентов, расставляемых авторами применительно к различным исследованиям и ситуациям.
В первые годы существования советского государства такое определение было взято за основу и, соответственно, использовалось практически во всех официальных документах тех лет. Стоит сказать, что советская экономика этого периода характеризовалась такими основными чертами, как высокая степень концентрации, централизации в руках государства, а также преобладанием сметно-бюджетного финансирования [7]. Эти обстоятельства привели к появлению бюджетной концепции, которая отождествляла финансовые средства с бюджетными, а сами финансы трактовались как денежные средства, мобилизуемые в распоряжение государства и используемые им на проведение общегосударственных мероприятий.
Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, под¬держку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы.
Централизуя и распределяя денежные ресурсы, государство получает возможность корректировать действие саморегулирующегося рыночного механизма. Средства, моби¬лизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные и правовые акты
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ// Собрание законодательства РФ.1998. № 31. ст. 3823
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.2003. № 40. Ст. 3822
3. Послание Президента Федеральному Собранию. 3 декабря 2016 г. Москва, Кремль [Электронный ресурс] / Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50864/work
4. О налогах и межбюджетных отношениях (по материалам пресс-конференции В. В. Путина 14 декабря 2017 года). // Финансы. 2017. №12. С. 4.
Литература
5. Абдулагаджиев А.А. Сравнительный анализ бюджетных систем федеративных государств. - М.: Академия, 2018. - 272 с.
6. Аганбегян А.Г. Шесть шагов, необходимых для возобновления социально-экономического роста и преодоления стагнации, рецессии и стагфляции // Деньги и кредит. - 2020. - № 2. - С. 7-13.
7. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. - М.: Прогресс, 2018. - 192 с.
8. Бойко А.П. Особенности функционирования органов финансового управления в рамках бюджетной системы Франции // Научная дискуссия: инновации в современном мире. - 2019. - № 2-1 (45). - С. 79-83.
9. Братко Т.Д. Основные проблемы обеспечения самостоятельности субъектов федераций в сфере формирования бюджетных доходов // Сравнительное конституционное обозрение. - 2021. - № 3. - С. 40 - 51.
10. Гутарина О.В. Бюджет и бюджетный процесс в Японии // Публично-правовые исследования. - 2020. - № 2. - С. 86-103.
11. Ермасова Н. Б. Бюджетная система России. - М.: Проспект, 2018. - 822 с.
12. Иванова Н.Г. Финансовая политика: вопросы методологии и современной российской практики // Вестник финансового университета. - 2021. - № 1 (89). - С. 64-73.
13. Интервью Министра финансов РФ Силуанова А. Г. журналу «Финансы» Важнейшая задача - создание условий для развития экономик российских регионов. // Финансы. - 2018. - №2. - С. 11
14. Киселев Ф.И., Пути совершенствования межбюджетных отношений // Вектор экономики. - 2019. - № 5 (23). - С. 50.
15. Климанов В.В. Сравнительный анализ принципов построения и основных параметров бюджетных систем Российской Федерации, стран «группы семи», БРИКС и СНГ // Государственный аудит. Право. Экономика. - 2020. - № 1-2. - С. 83-90.
16. Кузнецова Д.Д., Николаева А.В. Местные бюджеты в бюджетной системе России 2017-2019 // NovaInfo.Ru. - 2017. Т. 1. - № 75. - С. 115-118.
17. Махмудов М. О путях совершенствования межбюджетных отношений на региональном и местном уровнях //Самоуправление. - 2021. - № 4 (109). - С. 58-62.
18. Мищенко Н.В. Анализ концепции конкурентоспособности как структурного понятия // Международная научно-практическая конференция Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. – Нефтекамск: «Мир науки», 2020. – С. 124–127.
19. Новикова Т.С. Местные финансы во Франции. - М.: Академия, 2019. - 471с.
20. Овчинникова О.Н. Проблема сбалансированного бюджета в современной российской экономике // Общественные науки и современность – 2019-- №4 - С.2
21. Перевышин Ю.Н. Влияние доли государственных расходов в валовом внутреннем продукте на темпы экономического роста // Экономический анализ: теория и практика. - 2021. - №4 (451). - С.57-71.
22. Росляк Ю.В. Актуальные вопросы сбалансированности региональных и местных бюджетов // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2018. - № 1-2 (160-161). - С. 51-54.
23. Семенова А.Л. К вопросу совершенствования межбюджетных отношений // Форум молодых ученых. - 2017. - № 12 (16). - С. 1690-1694.
24. Силуанов А.Г. Задачи финансовой политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу // Финансы: Теория и Практика. - 2020. - №3 (99). - С.50-56
25. Третьякова А.В. Зарубежный опыт формирования доходов местных бюджетов // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2018. - № 2 (98). - С. 208-220
Интернет ресурсы
26. Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru
27. Официальный сайт Министерства финансов России - http://minfin.ru
28. Официальный сайт Министерства финансов Японии. - www.mof.go.jp