Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Формирование гармонично развитой личности представляет собой одну из самых важных целей педагогической теории и практики на данном этапе развития нашего общества. В наше время становление и раскрытие потенциала детей, развитие их внимания, способности мыслить, предоставление комфортных условий для увеличения жизненного опыта и становления личности является основной целью современной педагогики. Вопросам, что направлены на процесс формирования и развития познавательных процессов учащихся младшего школьного возраста в учебно-Учительном процессе обучения в образовательном учреждении, уделено значительное внимание. От решения этой проблемы во многом зависит эффективность учебного процесса, поскольку уровень развития познавательных процессов является важным мотивом познавательной деятельности младшего школьника.
Развитие познавательной активности, согласно Федеральному Государственному Стандарту Начального Общего Образования (Далее по тексту – ФГОС НОО) является приоритетным основанием обеспечения преемственности начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития [11].
Познавательную активность нужно признавать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. При наличии познавательной активности учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник кровно заинтересован. Одна из самых актуальных проблем современного общества - активизация познавательной деятельности. В последние годы интерес к этой проблеме усилился. Данным фактом обусловлена актуальность исследования.
Объект данного исследования – развитие познавательной активности младших школьников.
Предмет исследования – педагогические технологии развития познавательной активности младших школьников.
Цель исследования: изучить педагогические технологии, обеспечивающие развитие познавательной активности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «познавательная активность»;
2.Выявить особенности развития познавательной активности младших школьников;
4.Провести практическое исследование уровня развития познавательной активности младших школьников;
5. Изучить педагогические технологии развития познавательной активности младших школьников.
В данной работе нами были использованы такие методы исследования, как:
- теоретические: анализ литературы по данной проблеме, отбор информации, синтез;
- эмпирические: метод обобщения и систематизации выводов и результатов исследования, метод наблюдения и диагностики.
База исследования:
1 Теоретические аспекты развития познавательной активности школьников
1.1. Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе
Проблема формирования познавательной активности возникла давно и до сегодняшнего момента является одной из самых актуальных. Уровень познавательной активности школьника во многом определяет эффективность его дальнейшего обучения.
Изучение педагогической и психологической литературы указывает на наличие многочисленных определений понятий «активность» и «познавательная активность».
Так, по мнению А. Н. Леонтьева, активность – понятие, которое указывает на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних раздражителей [15].
Слово «активность» в словаре русского языка С.И. Ожегова даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. Непосредственно в литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельность» [21].
Г. С. Костюк различает активность в общебиологическом смысле и активность человека как ее важнейшую особенность – способность изменять окружающую действительность в соответствии со своими потребностями, взглядами, целями [12].
Рассмотрев точки зрения авторов на понятие «активность», целесообразно изучить понятие «познавательная активность».
В психолого-педагогической науке нет единства в понимании феномена познавательной активности в младшем школьном возрасте. С точки зрения педагогики, определение познавательной активности, которое дано в современном словаре по педагогике «это свойство личности учащегося, которое проявляется в его положительном отношении к содержанию и процессу учения, к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственноволевых усилий на достижение учебно-познавательной цели» [24, с. 162].
Г.И. Щукина говорит: «Познавательная активность – это свойство личности, которое не обуславливается непосредственными обстоятельствами, а является устойчивой духовной потребностью школьника» [30].
М. А. Данилов, понимал под познавательной активностью что это «живая, энергичная деятельность, направленная на выполнение полученного задания» [6, с. 73].
Познавательная деятельность, согласно мнению А.В. Леонтович, «является специально организованной, познавательной творческой деятельностью учащихся, по своей структуре данная деятельность соответствует в некоторой степени научной деятельности, ведь основными характеристиками учебной исследовательской деятельности являются такие аспекты, как наличие ее целенаправленности, активности, предметности, мотивированности и сознательности, результат данной деятельности - формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, учащихся» [14, с. 25].
Рассмотрев понятия «активность» и «познавательная активность» в понимании разных авторов, можно сделать вывод, что познавательная активность представляет действие эмоционального отношения ученика к процессу и результату познания. Это проявляется в желании школьника учиться, преодолевая определенные трудности на пути приобретения знаний, прикладывая наибольшее количество волевых усилий, энергии в умственном труде.
На сегодняшний день нет общепризнанного понимания структуры познавательной деятельности, даже, несмотря на существенное внимание к данной проблеме, к проблеме определения познавательной активности учащихся.
В работе Т.А. Яниковой познавательная активность учащихся представлена следующими структурными компонентами: мотивационным (мотивы, стимулирующие энергичную познавательную деятельность), ориентационным (четкое представление цели и задач деятельности, планирование путей их решения, осознание достигаемых результатов), содержательно-организационным (определенным содержанием познавательного материала и технологиями его постижения), эмоциональным (влияние на субъекта познания с целью развития необходимых личностных качеств и познавательной активности) и оценочным (оценка и анализ результатов деятельности) [23].
Ш. А. Амонашвили, исходя из структуры деятельности, выделяет такие компоненты познавательной активности как: мотив, являющийся движущей силой активности, объект познания, имеющий дидактически организованную форму, методы и средства действия с объектом для его усвоения, посредническая роль учителя между познавательными силами ученика и объектом усвоения, а так же результат познавательной активности [1].
Исследователь О.Г. Шишкова, опираясь на анализ психолого-педагогической литературы, определила следующие структурные элементы познавательной активности обучающихся: целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательно-операциональный, эмоционально-волевой и оценочно-коррекционный [29].
Изучив взгляды в работах ученых, на структурные компоненты познавательной активности, можно выделить наиболее общие, которые объединяют все точки зрения исследователей. Структура познавательной активности включает в себя мотивационный компонент, отвечающий за мотивацию к учебной деятельности, когнитивный, подразумевающий под
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амонашвили, Ш. А. Школа жизни : Трактат о нач. ступени образования, основ. на принципах гуманно-личност. педагогики / Ш. А. Амонашвили. - М. : Издат. дом Ш. Амонашвили, 2000. - 141 с.
2. Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. - СПб.: Речь, 2015. - 128 с.
3. Вальвакова, Т. В. Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира / Т. В. Вальвакова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 122-124
4. Выготский Л.С. Психология развития / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2012. – 278 с.
5. Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие.- М.: Сфера, 2013.- 98 с.
6. Данилов, М. А. Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов / М. А. Данилов // Советская педагогика. 1971. № 1. С. 73–95
7. Дейкина А.Ю. Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе медиаобразования: дис. .. канд. пед. наук.-Барнаул, 2000. 155 с.
8. Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О.А. Ивашова. – СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2008. – 385с.
9. Карелина И.О. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: курс лекций // Учебно-методическое пособие. – Рыбинск, 2012. - 168 с.
10. Клинова М. Н. Дидактические задания для формирования универсальных учебных действий // Химия в школе. - 2018. № 3. - С. 8-13.
11. Кондрашова Н. В. Актуальные проблемы и тенденции развития дошкольного образования в России на современном этапе // Перспективы науки. – 2014. − № 11. С. 24− 31.
12. Костюк, Г. С. Избранные психологические труды / Г. С. Костюк; Под ред. Л. Н. Проколиенко; АПН СССР. - М. : Педагогика, 1988. – 301 с.
13. Кравцова Е.Е., Кравцов Г.П. Психология и педагогика обучения дошкольников. Учебное пособие.- М.: Мозаика-Синтез, 2013.- 318 с.
14. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5–11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – 160 с.
15. Леонтьев, А. А. Лекции по общей психологии : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Психология" - Москва : Смысл, 2000. - 512 с.
16. Лепская Н.И. Язык ребенка / Н.И. Лепская. - М.: Владос, 2013.- 139 с.
17. Марцинковская Т.Д. Возрастная психология. Учебное пособие.- М.: Академия, 2014. - 328 с.
18. Морозова Е.А. Проблема развития познавательных интересов учащихся в педагогических теориях П.Ф. Каптерева и В.П. Вахтерова. - Смоленск, 2014. 152 с.
19. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология: детство, отрочество, юность / В.С. Мухина, А.В. Хвостов. - М.: Просвещение, 2009. – 167 с.
20. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры / А.С. Обухов // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Наука, 2011. – № 45. - С.46-48
21. Ожегов, С. И. Словарь русского языка : Ок. 57000 слов / С. И. Ожегов; Под ред. Н. Ю. Шведовой. - 16-е изд., испр. - М. : Рус. яз., 1984. - 797 с.
22. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство.- М.: Речь, 2010. - 166 с.
23. Поштарева Т.В., Грибова Е.П. Структура познавательной активности личности // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 1
24. Психолого-педагогический словарь-справочник : [для студентов негуманитарных вузов, изучающих курс "Педагогика и психология", а также обучающихся по специальности "Профессиональное обучение"] / [сост. Лобейко Ю. А., Борозинец Н. М.]. - Москва : Народное образование ; Ставрополь : АГРУС, 2004. - 255 с.
25. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. - Самара: Учебная литература, 2014. – 179 с.
26. Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире: Книга для родителей / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева. – М.: Дрофа, 2015. - 22с.
27. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя, [Текст] /Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1982. -112 с.
28. Урунтаева Г.А. Детская психология.- М.: Академия, 2014. -412 с.
29. Шишкова, О. Г. Формирование познавательной активности и самостоятельности студентов-заочников : На примере изучения иностранного языка : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Рязан. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2006. - 20 с.
30. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1986. – 144 с.