Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Динамичность современной жизни, информационные нагрузки на человека, многообразие проблем, требующих решения, подразумевают формирование человека творческого, активного, социально ответственного, с развитым интеллектом. Именно поэтому идея развития творческих способностей и совершенствование технической подготовки подрастающего поколения приобретает государственное значение. Возникает необходимость в организации образовательной деятельности, направленной на удовлетворение требований социума в тех направлениях, которые способствуют реализации основных задач научно-технического прогресса, т.е. начинать формировать инженерное мышление целесообразно начинать с первого уровня образования – дошкольного.
Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.В. Венгер, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития интереса к техническому творчеству является практическое изучение, проектирование и изготовление технических объектов, обладающих признаками полезности и субъективной новизны.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что основная образовательная программа детского сада реализуется в формах, специфических для детей конкретной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Одним из приоритетных принципов дошкольного образования в Стандарте отмечена поддержка детской инициативы в различных видах детской деятельности, в том числе в конструировании из различных материалов.
В связи с этим перед педагогом возникает проблема в нахождении и выборе новых эффективных средств, технологий и методов, которые помогут не только выявить и поддержать творческий потенциал детей, но и развить их творческие способности. Одним из таких средств является лего-конструирование.
ЛЕГО-педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук.
ЛЕГО-технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, потому что:
• позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»);
• дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью;
• позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;
• способствует формированию познавательных действий, становлению сознания; развитию воображения и творческой активности, умению работать в коллективе.
В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО-технология служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях.
Цель исследования: изучение возможностей использования конструкторов LEGO как средства развития технического творчества старших дошкольников.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• рассмотреть понятие технического творчества;
• изучить возможности конструирования с использованием LEGO и его возможности в развитии технического творчества;
• выявить методические аспекты использования Lego-конструкторов для развития технического творчества у дошкольников и предложить разработку проекта, который может быть использован в практике ДОО.
Объект исследования: техническое творчество дошкольников.
Предмет исследования: Lego-конструирование как средство развития технического творчества.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития технического творчества средствами Lego-конструирования
1.1. Понятие технического творчества
Творчество как творческая деятельность человека является предметом различных научных открытий. В философском понимании творчество – это деятельность, которая вызывает что-то качественно новое. С точки зрения психологии, творчество можно рассматривать как любой процесс, в котором человек обнаруживает то, что ему неизвестно.
Творческая деятельность может начинаться с небольших шагов, которые помогают преодолеть трудности, возникшие в процессе труда, когда у человека возникает желание или необходимость «прокладывать свой собственный путь». Это проявление творческой активности. Благодаря творческой деятельности можно удовлетворить потребности общества, а также подтверждается как уникальная целостная личность и индивидуальность.
Развитие творческих способностей человека является важным условием культурного прогресса общества и человеческого образования.
Психологи и педагоги утверждают, что техническое творчество может проявляться независимо от возраста человека во всех сферах его деятельности. Все люди без исключения обладают определенной степенью творческого потенциала, поэтому мы можем подчеркнуть необходимость привлечения всех учащихся к творческой деятельности с раннего возраста, иначе ребенок понесет непоправимые потери .
Различая техническое творчество между другими видами деятельности, можно отметить, что когда оно появляется на основе сочетания умственного и физического труда, оно является выражением единства этих двух социально определенных противоположностей, материализуя научные знания. Творческая деятельность объясняется теорией рефлексии и основана на материальной, сенсорно-объективной деятельности, направленной на преобразование и создание природной среды человека с целью удовлетворения его потребностей.
По словам М. Аридина, суть технического творчества детей заключается в том, что предпринимаются шаги, которые, наряду с повторением ранее известного, включают элементы нового, выявленные на основе имеющихся знаний и опыта.
Ученые П. Н. Андрианов и В. Д. Путилин дает следующее определение технического творчества: «... это деятельность учащихся в области техники, результатом которой является личная или социальная значимость и субъективная или объективная новизна. Результаты технического творчества следует понимать не только как технические объекты, но и как определенные способы их создания и совершенствования» .
В педагогическом словаре техническое творчество детей определяется как «вид деятельности, приводящий к созданию технических объектов с признаками полезной новизны» . Чаще всего детское техническое творчество проявляется в конструирование моделей, механизмов, устройств и тому подобного. А. Моляко отмечает, что техническое творчество ориентировано на создание новых устройств, деталей, изменение их функций. Ученые включают в понятие техническое творчество изобретательность, дизайн, художественное проектирование устройств и рационализация технологических процессов.
Техническое творчество детей по И. И. Баки – это вид конструкторской и технологической деятельности, в результате которого создается продукт, который имеет полезность и объективную или субъективную новизну. Продуктом технического творчества может быть новый оригинальный способ решения технической задачи, предложения по совершенствованию технологического процесса, проектирование существующего технического оборудования или их моделей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Большой толковый словарь правильной русской речи: 8000 слов и выражений / Л. И. Скворцов. - М.: 000 «Издательство Оникс»: 000 «Издательство» Мир и Образование», 2009.
2. Варяхова, Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
3. Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11.-С. 32-38
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
5. Емельянова, И.Е., Максаева Ю.А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно игровых комплексов. — Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. - 131 с.
6. Ишмакова, М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.
7. Ишмакова, М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. - ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.
8. Кайе, В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет. Методическое пособие. -М: ТЦ Сфера. 2015.-128с.
9. Комарова, Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКАПРЕСС, 2001.
10. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов/ М.С. Ишмакова.-Всерос.уч.-метод.центр образов. Робототехники.- М.:Изд.-полиграф.центр «маска».-2013.-100с.
11. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. - 37 с.
12. Кудрявцев, В. Т. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании [Текст] / В. Т. Кудрявцев, Г. К. Уразалиева, И. Л. Кириллов. – Москва : МАКС-Пресс, 2005
13. Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду : Программа и конспекты занятий / Л. В. Куцакова. – М. : ТЦ «Сфера», 2014. – 240 с.
14. Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.- 104 с.
15. Меерович, М. И., Шрагина, Л. И. Технология творческого мышления [Текст] : практическое пособие / М. И. Меерович. Л. И. Шрагина. – Минск : Харвест, 2000.
16. Новгородова, А. С. Развитие навыков начального конструирования и моделирования на основе конструктора Лего [Текст] : учебно-методическое пособие / А. С. Новгородова. – Москва : Взгляд, 2013.
17. Парамонова, Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. - М.: Академия, 2009. - 97 с.
18. Петрова, И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112
19. Поддьяков, Н. Н. Конструирование и художественный труд в детском саду : программа и конспекты занятий [Текст] / Н. Н. Поддьяков. – Москва : ТЦ Сфера, 2009
20. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки - М.: ТЦ Сфера, 2015.
21. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, № 303, 31.12.2012.
22. Фешина, Е.В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / -М.: Сфера, 2012.-144 с.