Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Лекция, несмотря на традиционность формы, относится к востребованным жанрам в образовательном дискурсе. Систематический курс лекций, в котором последовательно излагается материал по учебной программе какой-либо дисциплины, включает в себя обычно вводные, установочные, ординарные, обзорные и заключительные лекции.
Целью лекции является формирование ориентировочной основы для последующего усвоения учебного материала. Будучи главным звеном дидактического цикла обучения, лекция выполняет научные, воспитательные и мировоззренческие функции. В ряде случаев лекция может быть основным источником информации: при отсутствии учебников и/или учебных пособий; в случае, когда новые научные данные не отражены в учебниках; определённые разделы и/или темы сложны для самостоятельного изучения. В данных ситуациях именно лектор и может помочь в освоении материала.
В задачи лектора входит не только информировать аудиторию, ему нужно стремиться вызывать и удерживать внимание адресатов, способствовать их мыслительной активности и осуществлять речевое общение в энергичном режиме. Вопросы воздействия в этом устном жанре очень существенны. Лекции должны стимулировать активную познавательную деятельность слушателя, способствовать формированию творческого мышления. Лекция может применяться, в том числе, в рамках классно-урочной системы в старшей школе. В педагогической литературе она рассматривается как специфическая форма и метод обучения.
Школьная лекция характеризуется не только длительностью повествования учителя, но и актуальностью изучаемой проблемы, глубиной, последовательностью и аргументированностью её раскрытия. Лекционный процесс может сочетаться с элементами беседы, демонстрации, дискуссии, самостоятельной работы учащихся и др. В школе лекции обычно практикуются при подаче нового, объемного и достаточно сложного материала с использованием приемов активизации учебной деятельности учащихся, в том числе приучения их к конспектированию излагаемого материала. Умение слушать и конспектировать лекцию вырабатывается постепенно. Это позволяет осуществить преемственность форм и методов обучения в школе и вузе, готовит школьников к новой ступени усвоения знаний.
Актуальность темы связана с проблемой разрешения противоречия между возрастающими предпосылками на современной стадии развития общества для внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс и значительным значением лекционных уроков и методикой их организации в условиях дистанционного обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирует образовательные организации на переход к более гибкому, динамичному и персонализированному обучению. Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 25 декабря 2018 года, общее образование должно быть направлено «на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе» [8, c. 239]. В документе указано, что успешная реализация образовательных программ возможна на основе внедрения дистанционных образовательных технологий.
Следовательно, возникает задача изучения ряда теоретических и практических вопросов, связанных с новым форматом лекции в дистанционном режиме как основной организационной формы обучения в системе высшего образования.
Таким образом, цель исследования состоит в выявлении методических подходов к организации лекционных занятий в условиях дистанционного обучения.
Объектом анализа в исследовании является жанр лекции в образовательном дискурсе.
Предмет исследования – особенности использования лекционной формы в условиях дистанционного обучения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие «лекция», выделить ее виды;
2. Описать особенности дистанционного обучения;
3. Выявить содержание и организацию лекции в формате дистанционного обучения.
Методы исследования: сбор и анализ методической, периодической и педагогической литературы по теме исследования, обобщение, сравнение, синтез.
Практическая значимость работы состоит в том, что представленные материалы могут быть использованы в практике школьного преподавания при разработке школьной лекции.
Структура работы. Работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1 Лекция как форма организации учебного процесса в условиях дистанционного обучения
1.1 Понятие о лекции, виды
Слово «лекция» в переводе с латинского «lectio» означает чтение. С давних времен, когда книги были редкостью, их содержание переписывали в тетради. На лекциях, в присутствии большой аудитории, происходило чтение текста этих тетрадей. Лекции, также как и диспуты, были основным источником по передаче знаний слушателям находящимся в аудитории [3].
Такая форма обучения учащихся, как доведение материала предмета по определенной теме при помощи лекции, существует уже давно. И она не только способствует или предназначена для обучения студентов, но также и для эстетического, патриотического, правового, интеллектуального воспитания молодежи.
Лекция предназначена не только для того, чтобы донести всю информацию по рассматриваемой теме до учащихся, и это не самое главное, а для того, чтобы они усвоили все проблемы рассматриваемого курса, чтобы учащийся овладел теми методами познаний, которые предлагает педагогическая наука, довести до них самые новые достижения науки и техники, озвучить технологические, организационные, коммерческие, финансовые мероприятия, которые в комплексе приводят к инновациям, в конце концов, дать им основные источники по рассматриваемой теме [4].
Лекция – это «эффективная форма систематического живого контакта сознания, чувств, воли, интуиции преподавателя с внутренним миром слушателя. Это диалог, живое знание, обладающее ценностями, смыслами, а не просто информация. Лектор – это и ученый, и оратор, и актёр, и воспитатель. Лекция – это максимально воздействующий на аудиторию способ самовыражения педагога» [3, с. 26].
По своей сути, в процессе организации обучения, лекция выполняет не только организационную и методологическую функции, но и воспитательную и информационную. Поэтому от качества передачи информации зависят не только результаты работы на следующих этапах обучения, но и то, какой след она оставит в сознании студента, станет ли тема, затрагиваемая в лекции, частью его мировоззрения, и получит ли он совершенно новый, фундаментальный багаж знаний.
Если отсутствуют учебники и учебные пособия по самым новым курсам, то лекция, в этом случае, будет выступать в качестве основного источника информации.
В ходе лекции определяются понятия в конкретной области знания, раскрываются её проблемы, дает общее представление о предмете, показывает, как он взаимосвязан с другими дисциплинами.
Чтобы лекция стала настоящим произведением искусства, необходимо сочетать в ней последние достижения науки и техники, красоту слова,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ардовская Р.В. Лекции и дистанционное обучение // Высшее образование сегодня. – М. – 2006. –№ 2. – С. 56-59.
2. Бершадский, А. М. Актуальные проблемы контроля знаний / А. М. Бершадский, А. А. Белов, Р. И. Вергазов // Вестник компьютерных и информационных технологий № 1, 2013. – С. 40-48.
3. Гапонов П.М. Лекция в высшей школе / П.М. Гапонов. – Воронеж: Изд-во Воронеж, унта, 1997. – 243 с.
4. Козырев А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества/ А.Ю. Козырев. – Пенза: б.и., 1994. – 145 с.
5. Конфедератов И.Н. Лекция и учебник // Вестник высшей школы. М. – 2005. – № 9. – С. 36–39.
6. Колычев Н.М., Семченко В.В., Левкин Г.Г., Сосновская Е.В. Лекция о лекции: учебное пособие - 4-е изд., испр. и доп. – Омск. – 2015. С. 152-161.
7. Кулагин П.Г. Проблемная лекция в высшей школе: Методические указания для преподавателей-слушателей факультета повышения квалификации. – М. – 1981. – С. 21-29.
8. Матяшевская А.И. Интернет-лекция как особый жанр // Жанры речи. 2020. № 3 (27). С. 238–245. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2020-3-27-238-245 (дата обращения: 05.04.2022).
9. Михайлов О.В., Денисова Я.В. Дистанционное обучение в российских университетах: «шаг вперед, два шага назад»? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 10. С. 65–76. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-65-76 (дата обращения: 05.04.2022).
10. Осьмина К.С. Внедрение онлайн-лекции в традиционное образование // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 4 (77). С. 177–179.
11. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. - М. - 1985. – С. 227-250.
12. Полат, Е. С. Теория и практика дистанционного обучения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Буханкина, М. В. Моисеева / под ред. Е.С. Полат. – М. : Академия, 2014. – 416 с.;
13. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / И, В. Роберт. – М. : ИИО РАО, 2012. – 140 с.
14. Савельева Ю.В. Проблемная лекция – как один из методов активного обучения. – Новосибирск. – 2006. – С. 195-201
15. Сухомлинова М.А. Трансформация жанра англоязычной академической лекции в условиях цифровой коммуникации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 6 (139). С. 172–177.
16. Tomakhiv M.V. E-Lecture as a New Genre of Scholarly Discourse [Электронный ресурс] // Science and Education: a New Dimension. Series: Philology. 2016. Vol. IV (23), iss. 100. URL: https://ru.scribd.com/document/322509805/Tomakhiv-MArticle (дата обращения: 05.04.2022).
17. Jadin T., Gruber A., Batinic B. Op. cit. Р. 282.