Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования отражает мнение общества на образ идеального выпускника начальной школы. Обществу необходимы выпускники начальной школы, которые владеют техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знают книги, умеют их выбирать и имеют потребности в их чтении [41]. Между тем исследования показывают увеличение интереса не к чтению, а к компьютерным играм, социальным сетям. Игры и социальные сети ставятся в противовес чтению познавательной и художественной литературы. Это проявляется в отдаче младшими школьниками предпочтения более легкому способу получения знаний и более красочному, яркому и развлекательному времяпрепровождению. В связи с этим, особое значение имеет формирование у младших школьников основ читательской компетентности. Учитель должен не только сформировать положительную мотивацию к чтению, научить читать, но и воспитать активного, самостоятельного читателя, который будет соответствовать портрету выпускника, прописанному во ФГОС НОО.
Читательская компетентность определяется как интегративная характеристика личности, которая складывается из способности к чтению, наличию личностного отношения к произведению и основывается на читательской самостоятельности младших школьников.
Понятие читательской компетентности изучается в трудах И.В. Зимней, А.А. Вербицкого, А.В. Хуторского и Н.М. Ложкиной. Исследователи рассматривают читательскую компетентность с позиции компетентностного подхода (И.В. Зимняя, А.А. Вербицкий, А.В. Хуторской), через принципы когнитивного и деятельностного подходов (Н.М. Ложкина).
В содержание читательской компетентности исследователи включают ее структуру (Е.Л. Гончарова, С.В. Самыкина), модель формирования основ читательской компетентности (Н.Е. Колганова). Педагогическая модель включает технологию продуктивного чтения (Н.Н. Светловская) и дискретное чтение (Г.М. Первова).
Дети с ограниченными возможностями - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм; с задержкой психического развития и комплексными нарушениями [1].
В современной науке методика обучения чтению устанавливает, что накопленный педагогический опыт недостаточен для разрешения противоречия между необходимостью изменения процесса обучения младших школьников чтению и недостаточной разработанности педагогических условий формирования читательской компетентности младших школьников.
Данное противоречие определяет проблему исследования: каковы педагогические условия по формированию читательской компетентности младших школьников с ОВЗ на уроках литературного чтения.
Исходя из проблемы, выделяется цель исследования: теоретически обосновать и апробировать педагогические условия формирования читательской компетентности младших школьников с ОВЗ на уроках литературного чтения.
Объектом исследования является процесс формирования читательской компетентности ОВЗ младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования – педагогические условия формирования читательской компетентности младших школьников с ОВЗ на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования:
формирование читательской компетентности младших школьников на
уроках литературного чтения будет эффективным, если:
- создать положительную мотивацию младших школьников к читательской деятельности путем использования активных форм и методов обучения;
- в структуре урока использовать речевые разминки, направленные на формирование у младших школьников навыка чтения, включающего правильность, беглость, выразительность и сознательность чтения; -включать в содержание урока творческие задания.
Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования с целью уточнения понятия «читательская компетентность».
2. Изучить формирование читательской компетенции у младших школьников с ОВЗ
3. Разработать содержание опытно-экспериментальной работы, направленной на формирование читательской компетентности младших школьников.
4. Выявить динамику уровня читательской компетентности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Теоретическую основу исследования составляют труды ученых, педагогов по проблеме формирования читательской компетентности:
Читательская компетентность рассматривается с позиции компетентностного подхода (И.А. Зимняя, А.А. Вербицкий, А.В. Хуторской), а также с позиции когнитивного и деятельностного подходов (Н.М. Ложкина). Педагоги-исследователи выделяют структуру читательской компетентности (Е.Л. Гончарова, С.В. Самыкина) и модель формирования основ читательской компетентности (Н.Е. Колганова).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева А.В., Молькова М.В. Формирование читательской компетенции младших школьников // Молодой ученый. 2015. №22.1 (102.1). С. 44-46.
2. Белая Н.Н. Роль фонетической зарядки на уроках английского языка // Молодой ученый. 2017. №15. С. 550-552.
3. Булдыгина Л.В. Скороговорки на уроках художественного слова: методические заметки // Филологический класс. 2011. №26. С. 37-40.
4. Виситова Л. С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в начальной школе // Педагогическое мастерство: материалы 7 Междунар. научн. конф. 2015. №1. С. 6-8.
5. Гаврильева Н.Н., Неустроев Н.Д. Организация групповой формы работы на уроках в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 32. С. 64–71.
6. Гончарова Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса // Дефектология. 2007. №1. С. 4-11.
7. Жесткова Е.А. Мир детства в творческом сознании и художественной практике В.И. Даля // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. №4-3 (34). С. 70-74.
8. Жесткова Е.А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. С. 1330.
9. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2002. №5. С. 34-42.
10. Зорина О.В. Проект «Литературная пятиминутка» как средство повышения читательской компетенции младших школьников // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 12. С. 431-435.
11. Климова Е.П., Попова Т.А. Приёмы развития критического мышления на уроках литературного чтения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 19. С. 159–163.
12. Колганова Н.Е. Читательская компетентность младших
школьников: сущность, структура, показатели // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2017. Т. 16. №1. С. 27-37.
13. Колганова Н.Е. Педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников // Вестник ТГУ. 2013. Выпуск 3. №119. С. 106-111.
14. Колганова Н.Е. Педагогическая модель формирования основ читательской компетентности младших школьников // Вестник ТГУ. 2013.
Выпуск 2. №118. С. 67-71.
15. Кравцева Н.В. Использование приемов театральной педагогики на уроках литературного чтения // Молодой ученый. 2017. №15.2. С. 99-102.
16. Мали Л.Д. Творческие работы на уроках литературного чтения в начальных классах // Начальная школа до и после. 2013. №8. С. 53-56.
17. Михайлова Е.В. Речевые упражнения на уроках литературного чтения // Начальная школа. Все для учителя. 2015. №12(48). С. 23-27.
18. Новиков М.А. Понятие о педагогических технологиях //
Специалист. 2009. №10. С. 1-5.
19. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход / под ред. Н.Ф. Радионовой, М.Р. Катуновой. СПБ. : Издательство «СПБ ГОУ ГДЮТ», 2005. 64 с.
20. Пашкевич А.В. Компетентностный подход как технология реализации ФГОС в образовательном процессе современной школы: монография. Волгоград : Учитель, 2014. 414 с.
21. Первова Г.М. О современных учебниках по литературному чтению в начальной школе // 17 Державинские чтения: материалы общероссийской научной конференции. 2012. № С. 377-383.
22. Поздеева С.И. Теория, методика и технологии начального литературного образования: учеб.-метод. пос. Томск : ,2012. 120с.
23. Поздеева С.И., Прудникова О.И. Ресурсы использования приема «синквейн» на уроках литературного чтения // Начальная школа. 2013. №7. С. 21-25.
24. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с англ. М. : «Когито-центр», 2002. 396 с.
25. Салова З.В. Технология продуктивного чтения // Начальная школа. 2016. №11. С. 28-30.
26. Самыкина С.В. Оценка уровней развития читательской компетентности младших школьников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. №2. С. 831-836.
27. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе: теория формирования типа правильной читательской деятельности. М. :
Магистр,2003. с.180
28. Симонов В.П. Проблема компетентности, компетенций и качества образования в теории и практики педагогики // Педагогика в глобализирующемся пространстве науки: материалы 2 Всероссийской научно-практической конференции, посвященной педагогическому наследию С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского: в 2 ч. Ч. 1 / отв. ред.
Т.А. Яркова. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008. С. 3-14.
29. Ситаров В.А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения // Проблемы педагогики и психологии.
2009. №1. С. 148-157.
33. Смирнова М.В. Скороговорки в речевом тренинги. Спб.:
СПГАТИ, 2009. 106 с.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М. 2010. 41 с.
35. Ходякова Л.А., Супрунова А.В. Читательская компетенция как составляющая общекультурной компетентности (Диагностика метапредметных умений) // Наука и Школа. 2015. №6. С. 87-94.
36. Выскребенцева И.В. Нетрадиционные формы проведения урока [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-
shkola/raznoe/2014/04/01/statya-netraditsionnye-formy-provedeniya-uroka (дата обращения: 21.01.2018).
37. Галактионова Т.Г. Формирование и развитие читательской компетенции [Электронный ресурс] URL: www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=25842 (дата обращения: 02.12.2017).
38. Ложкина, Н.М. Понятие «читательская компетенция» в зарубежной и отечественной литературе [Электронный ресурс] URL: www.tsutmb.ru/master-klassyi-po-soczialno.-gumaniratnyim-znaniyam(дата обращения: 02.12.2017).
39. Слатимова, Г.А. Приемы развития критического мышления на уроках литературного чтения [Электронный ресурс] URL:
https://multiurok.ru/blog/priiomy-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-naurokakh-litieraturnogho-chtieniia.html (дата обращения: 06.04.2022).
40. Хуторский А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 [Электронный ресурс] URL: www.eidos.ru/news/compet.htm (дата обращения: 06.04.2022).