Фрагмент для ознакомления
2
В последнее время проблема дезадаптации для отечественной и зарубежной психологической науки не является новым веянием, но сегодня она приобретает новое содержание. Дезадаптация в критические периоды развития личности в данный момент является недостаточно разработанной проблемой и затрудняет возможность диагностики, прогноза развития, изменчивости или устойчивости данного состояния. Остаются мало исследованными вопросы структуры состояния дезадаптации, а также потенциалы личности, позволяющие регулировать его позитивной позицией во взаимодействии с другими людьми (Г.М.Андреева; А.В.Петровский; В.П.Зинченко; Г.В.Залевский).
В силу существенного изменения социальной ситуации развития детей вследствие глобальных социально-экономических, демографических и информационно-технологических изменений, происходящих в обществе, появления нового «цифрового поколения» школьников [3], введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), ускорения темпа жизни, введения различных образовательных инноваций, повышения учебных требований приводит к росту напряженности, тревожности, нарушениям поведения и межличностного взаимодействия, то есть к школьной дезадаптации. Исследованию условий предупреждения и коррекции школьной дезадаптации посвящены работы многих исследователей (Т. А. Дорофеев; Л. С. Иванова; В. В. Гурьева; Л.В. Замулина)
Соловьева Д.Ю. описывает школьную адаптацию как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности, соответственно дезадаптация рассматривается ею как недостаточное освоение навыков приспособления к вышеуказанным условиям [8].
Поступление детей в школу, переход из одного школьного звена в другое означает смену их общественной роли и влечет за собой перемены устоявшихся стандартов действия и отношений с окружающими, потребность изучения и освоения новейших общепризнанных требований, норм и условий, предъявляемых к нему школой, педагогом и родителями.
Дезадаптация рассматривалась различными авторами в соответствии с понятием адаптации, как динамического процесса перестройки функциональных систем организма, обеспечивающего динамическое возрастное развитие, среди таких психологов есть такие фамилии: Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие ученые
Вопросами, посвященными проблеме школьной дезадаптации, ученые занимались на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые П.К. Анюхин, М.М. Безруких, А.Л. Венгер, С.Г. Вершдлевский, А.Д. Гонеев, Г.С. Зобина, И.К.Кряжева, А.Г Мороз, Т.С. Полякова, Т.А. Филиппова, И.В. Шалыгина.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная разработанность в теоретическом, методологическом и практическом аспектах определили выбор темы исследования: «Психодиагностика школьной дезадаптации».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать медики психодиагностики школьной дезадаптации.
Объект исследования процесс школьной дезадаптации подростков.
Предмет исследования – методики психодиагностики школьной дезадаптации подростков.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие «школьная дезадаптация»;
2. Описать особенности появления дезадаптации учащихся подросткового возраста;
3. Описать методики психодиагностики школьной дезадаптации;
4. Апробировать методики психодиагностики школьной дазедаптации и представить результаты исследования.
Теоретико-методологические исследования составляют:
подходы к изучению особенностей адаптации и дезадаптации в процессе обучения в школе (В. Н. Дружинина; В. П. Зинченко; В. Е. Коган; М.Г Петровский и др.);
представления о психологических особенностях младших школьников (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.В. Запорожец, Л.А. Вегнер и др.).
В работе были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы исследования – изучение и анализ проблемы профилактики школьной дезадаптации подростков, причин ее возникновения и подходов к организации профилактики в современной теории и практике.
- эмпирические методы исследования – организация исследования методики диагностики: «Социометрия» Дж. Морено, «Тест тревожности» Т. Филлипса, «Методика изучения учебной мотивации» М.И. Лукьянова и Н.В. Калинина, «Анкета по определению психологического климата в классе» Л. Г. Федоренко, качественная и количественная оценка результатов.
База исследования.
В эксперименте приняло участие 38 учащихся 5-ых классов.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
В первой главе «Теоретические основы проблемы психодиагностики школьной дезадаптации в психолого-педагогической и научной литературе» рассмотрена проблема дезадаптации личности в психолого-педагогической литературе, выявлена специфика понятия школьной дезадаптации, дана характеристика и определено содержание структуры, видов и факторов школьной дезадаптации. Описаны особенности проявления деазадаптации учащихся подросткового возраста.
Во второй главе «Практические основы психодиагностики школьной дезадаптации» описаны методы и методики исследования, представлена характеристика выборки и результатов настоящего эксперимента.
В заключении исследования обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы.
Список литературы составляет 28 наименований.
В приложениях представлены материалы экспериментальной работы.
Количество приложений: 4.
Глава 1 Теоретические основы проблемы психодиагностики школьной дезадаптации в психолого-педагогической и научной литературе
1.1 Сущность процесса школьной дезадаптации
Приспособление организма обозначает его адаптацию к обстоятельствам окружающей среды. Определение «адаптация» появилось в XIX столетии и применялось сначала основным способом в биологии. Потом данное представление начали использовать не только по отношению к разным граням жизнедеятельности организма, но и к личности индивида, в том числе и к общественному поведению.
Первым данный термин ввёл Г. Алберт. Он использовался в врачебной и психологической литературе, в которой имел обозначение перемены восприимчивости анализаторов из-за воздействия адаптации чувствительных органов к воздействию возбудителей [цит. по 4].
Приспособление, равно как динамичная процедура перестроения многофункциональных концепций организма, который обеспечивает динамичное возрастное формирование, изучено Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и иными исследователями.
Особенный интерес в академической литературе уделяется общественному приспособлению, которое считается составляющей определения адаптации и дезадаптации. В некоторых случаях в литературе используется понятие социально-психологического приспособления – представляет собой связь индивида и общественной сферы, что приводит к наилучшему соответственному отношению направлений и значений индивида и общества. В процессе социального и психологического приспособления осуществляются необходимости, круг интересов и желания индивида, выявляется и формируется ее неповторимость, человек вступает в новейшее общественную среду, наделяется определенными правами для существования в данной группе - подобное описание мы можем повстречать в трудах Е.С. Кузьмина, В.Е. Семёновой. В недавние годы наиболее стремительно проблемы социального приспособления исследуются в разных научных трудах (Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, И.П. Подласый, Е.А. Ямбург и др.) [18, с. 128].
Определение адаптации и дезадаптации, зачастую используются равно как в литературе по психологии, так и в преподавательских трудах. Оба данных проявления изучали довольно обширно, равно как иностранные исследователи, так же и отечественные [17, с. 82].
Определение понятия адаптации в таких науках, как педагогика и психология, означает формирование более соответствующих конфигураций действия в обстоятельствах изменяющихся условий микросоциального окружения. В соответствии с психологическим справочником по детскому и подростковому возрасту, психологическое приспособление состоит из когнитивного, эмоционального, мотивационного и поведенческого компонентов.
Дезадаптация - какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды. Степень дезадаптации характеризуется уровнем дезорганизации функциональных систем организма [цит. по 8].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. Учебник и практикум / Г. С. Абрамова. - М.: Юрайт, 2014. - 816 с.
2. Авдуевская (Белинская), Е. П. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений / Е. П. Авдуевская (Белинская), С. А. Баклушинский // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. – М., 1995. – Вып. 4. – С. 118-132.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2008. - 376 с.
4. Андреева, Д.А. О понятии адаптации / Д. А. Андреева // Человек и общество. – 2015. [Электронный ресурс] URL: http://5psy.ru/obrazovanie/psihologicheskaya-adaptaciya.html (дата обращения 07.04.2022).
5. Аникеев, Н.П. Психологический климат в коллективе. / Н. П. Аниикеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.
6. Асеев, В.Г. Возрастная психология / В. Г. Асеев. - М.: Просвещение, 2012. - 230 с.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
8. Вострокнутов, Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации / Н. В. Вострокнутов // Мат. всерос. научн. - практ. конф., М., 2012.
9. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл, Эксмо, 1989. - 136 с.
10. Демиденко, М. В. Педагогическая психология: Методики и тесты / М. В. Демиденко, А. И. Клюева. - Самара:Бахрах –М, 2012. - 143 с.
11. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие для вузов / В. Н.Дружини. - СПб. и др.: Питер, 2011. - 318 с.
12. Зинченко, В. П. Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций. Ч. 1: Живое знание / В. П. Зинченко. – Самара: Самарский Дом печати, 1998. – 296 с.
13. Истратова, О.Н. Справочник по групповой психокоррекции / О. Н. Истратова. - Ростовна-Дону: Феникс, 2013. - 444 с.
14. Карбанович, О.В. Характеристика старшего подростка в контексте проблемы школьной дезадаптации / О. В. Карбанович // Вестник БГУ. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-starshego-podrostka-v-kontekste-problemy-shkolnoy-dezadaptatsii (дата обращения: 07.04.2022).
15. Клейберг, Ю. А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие / Ю. А. Клейберг. – 2-е изд, доп. – М. : Ульяновск, 2005. – 416 с.
16. Кривов, Ю. И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике / Ю. И. Кривов // Педагогика. – 2003. – №2. - С. 35-54.
17. Корытова, Г.С. Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации: автореферат канд. псих. Наук / Г. С. Корытова. – Улан-Удэ, 2012. - 166 с.
18. Крыжановская, Н. В. Формирование мотивации к учебной деятельности как способ школьной адаптации среди младших школьников / Н. В. Крыжановская, Е. В. Буркова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 11–15. [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2016/56080.htm (Дата обращения 08.04.2022).
19. Кулагин, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагин. - М.: Академический проект. 2013. - 432 с.
20. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И. Ю. Кулагин. - 5-е изд. - М. : Издво УРАО, 2013. - 175 с.
21. Лисовский, В.Т. Социализация молодежи. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность: хрестоматия. / В. Т. Лисовский, А. В. Лисовский. - М.: Академия, 2010. - 534 с.
22. Литвиненко, Н. В. Психологические особенности дезадаптированных к образовательной среде детей и подростков / Н. В. Литвиненко // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-dezadaptirovannyh-k-obrazovatelnoy-srede-detey-i-podrostkov (дата обращения: 08.04.2022).
23. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А. К. Маркова. – М.: Просвещение, 2014. - 96 с.
24. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2010. - 453 с.
25. Плотинский, Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов / Ю. М. Плотинский. - М.: Владос, 2009. - 362 с.
26. Психология формирования и развития личности / под редакцией Д. И. Фельдштейна. – М., 1981. – 164 с.
27. Руденский, Е. В. Кризис психологических механизмов адаптации личности и проблемы педагогического общения / Е. В. Руденский // Мир психологии. – 1998. – №3. – С. 189-196.
28. Черноушек, М. Психология жизненной среды / М. Черноушек. – М. : Мысль, 1989. – 174 с.