Фрагмент для ознакомления
1
Введение………………,,,,,,,,,,,,,,,……………………………………………....3
Глава 1: Теоретические основы исследования физкультминуток и их использования при работе с детьми дошкольного возраста………………….5
1.1. Понятие физкультминуток и их роль при работе
с детьми дошкольного возраста……………………………………………….5
1.2. Общая характеристика и особенности физкультминуток………………9
Глава 2.Организационно-педагогические условия использования физкультминуток при работе с детьми дошкольного возраста……………………………………………………………………………….14
2.1. Использование физкультминуток при работе
с детьми дошкольного возраста………………………………………………14
2.2.Организационно-педагогические возможности физкультминуток
для детей дошкольного возраста………………………………………….…18
Заключение………...…………………………………………………………..22
Список использованной литературы……………………………………….23
Фрагмент для ознакомления
2
На фоне экологического и социального неблагополучия отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей. Специалисты стараются уделять значительное внимание анализу проблем, которые возникают у дошкольников. Детям предстоит идти в школу и есть опасения, что проблемы со здоровьем при школьном обучении лишь обостряются. В связи с этими опасениями педагогами ДОУ разрабатываются всевозможные подходы к профилактике и коррекции подобных проявлений. Физкультминутки являются чрезвычайно полезным профилактическим средством против различных физических недомоганий. Давно подтверждено, что детям просто необходима энергичная физическая активность. Системные занятия физкультурой осуществляются в рамках режима дня или специальных занятий спортом. Помимо этого в образовательных организациях педагоги часто используют на своих занятиях физкультминутки, физкультурные паузы, утренние гимнастики, подвижные игры, игровые упражнения. Глубоко этими проблемами занимались учёные Н. А. Крестовников, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, П. С. Выгоцкий, Ю. К. Чернышенко и др.
Цель исследования: изучение влияния физкультурных минуток на детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс оздоровления детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование физкультминуток в работе с дошкольниками
Гипотеза исследования: применяемые физкультурные минутки на учебных занятиях в ДОУ будут положительно воздействовать на физическое и психофизическое развитие дошкольников.
Задачи:
1.Провести анализ физических и психологических особенностей детей дошкольного возраста.
2. Дать общую характеристику физкультминуток.
3. Рассмотреть использование физкультминуток в работе с детьми дошкольного возраста.
4. Определить организационно-педагогические условия использования физкультминуток в работе с детьми дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого – педагогической литературы, педагогическое наблюдение; беседа, количественный и качественный анализ данных.
Глава 1: Теоретические основы исследования физкультминуток и их использования при работе с детьми дошкольного возраста
1.1.Понятие физкультминуток и их роль при работе с детьми дошкольного возраста
Дошкольное детство – это достаточно большой отрезок времени в жизни ребёнка. В этот период жизни стремительно растут возможности и иные ресурсы детей. Вопросы развития детей дошкольного возраста занимают важное место в сфере научных интересов специалистов. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений. В дошкольном возрасте дети не могут долго сосредотачивать своё внимание на одном объекте. У них преобладают неуправляемые положительные эмоции и они гораздо сильнее их. Педагоги ДОУ отмечают у них ограниченную моторную обучаемость [12].
Все особенности развития дошкольников связаны с активным развитием их двигательной сферы. У детей постепенно совершенствуются все виды движений. Это ходьба, прыжки, бег, лазание и др. Отмечено также, что у детей постоянно повышаются двигательные способности и улучшаются многие физические качества. Это гибкость, координация движений, выносливость и др. в этом возрасте дети склонны к подражанию и они постоянно следят за действиями взрослых. Они получают готовый образец и затем подстраивают под него собственные движения [8]. По мере взросления, у ребёнка становится внятнее речь и в этом случае свои отдельные действия ребенок может усваивать исключительно при словесном инструктировании. Ведущую роль в любом случае, в этом возрасте играет наглядный образ, который сопровождается словесными указаниями. Всё это необходимо для сопровождения наглядной демонстрации новых действий. Усвоенное таким образом движение оказывается более осмысленным. Именно в этот период у ребёнка формируются различные типы мышления и осуществляется контроль произвольных движений. Всё это сильно влияет на его нервные процессы, которые в этот период детства являются крайне неуравновешенными. Именно это и проявляется в детской непосредственности, легкой возбудимости и высокой активности и подвижности ребенка [15].
Чтобы педагогические действия воспитателей в этот период были максимально эффективными, педагогам необходимо знать об особенностях познавательных процессов дошкольников. В дошкольном возрасте познавательные процессы ребёнка связаны с восприятием и очень быстрой переработкой информации. К ним можно отнести память, внимание, речь, воображение и многое другое. Ребенок не способен ими полноценно управлять. Главный враг его внимания – это быстрое утомление. Иногда бывает достаточно проделать несколько небольших физических упражнений или движений и ребёнок снова готов внимательно слушать педагога. Дети в этом возрасте очень любят любые посильные для них физические упражнения. Но он может в разное время выполнять их по разному. Причин для этого может быть много, разная мотивация, разное настроение и др. Для успешного управления двигательной деятельностью дошкольников всегда важно учитывать его личные склонности и способности и самое главное – его состояние здоровья. Понимание особенностей возрастного развития дошкольников позволяет педагогу более продуктивно решать задачи физического воспитания. Детский организм наиболее сильно восприимчив к различным воздействиям [12].
Пожалуй, самое важное значение здесь имеют показатели физического развития и функциональные изменения внутренних систем организма. Чисто внешне мы это наблюдаем в непрерывном изменении размеров и пропорций тела ребёнка. Скоростно-силовые возможности ребёнка развиваются постепенно и воспитываются путем выполнения простых двигательных действий, как правило, в игре. При воспитании силы и силовой выносливости необходимо обращать внимание на мышцы живота, спины, ног, рук, стоп. Н. А. Ноткина в результате своих исследований выделяла ведущие двигательные способности на каждом возрастном этапе ребёнка. Для детей 4–5 лет наиболее значимы скоростно-силовые способности, для детей 6 лет – скоростные способности и выносливость. Особенностями нервной системы в дошкольном возрасте является то, что заканчивается созревание клеток в головном мозге. Для данного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов. Большое значение для формирования двигательных навыков имеет использование подражательных рефлексов, эмоциональность занятий, игровая деятельность. Особенности психического развития детей связаны с особенностями нервной системы. Большое значение в физиологическом и психологическом плане в дошкольном возрасте имеет процесс освоения нового. В этот период необходимо создавать все условия для освоения детьми простейших видов движений, действий и закаливающих процедур [10].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бабунова, Е. С. Личность как социально-психологический феномен в контексте культуры детства [Текст] / Е.С. Бабунова// Сибирский педагогический журнал. — 2008. — №13. — С. 147−155.
2.Гончаров, В. И. «Память на движения» как специальный вид памяти [Текст]: монография /В.И. Гончаров. — Владивосток, Издательство ДВГУ, 2008. — С. 224.
3.Горелов, А. А. Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста и подходы к их решению [Текст] /А. А. Горелов, Я. К. Коблев, И. М. Козлов, М. А. Правдов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2002, № 4. — С. 50−53.
4.Горская, И. Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья [Текст]: учебно-методическое пособие / И. Ю. Горская, И. Я. Суянгулова.Омск: Сиб ГАФК, 2000. — 221 с.
5.Глазырина, Л. Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольного учреждения [Текст]: учебник для вузов / Л. Д. Глазырина. В. А. Овсянкина.— М.: Гуманитар. изд. центр Владос.-2001. — 176 с.
6.Гребнева, Т. В. Методическая разработка «Игры и упражнения для развития мелкой моторики. Консультация для родителей» / Т. В. Гребнева. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург: СатисЪ, 2014. — С. 58-62. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5900/ (дата обращения: 11.04.2022).
7.Григорьева, М. В. Историческое развитие идей о взаимодействии человека и среды в психологической науке[Текст]/ М.В. Григорьева// Психология человека в современном мире. / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. — С. 15−22.
8.Зайцева, В. В. Такие разные дети: Шаги физического развития [Текст]: монография / В. В. Зайцева, В. В. Сонькин. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006.— 288с. Евсеев Ю. И. Физическая культура [Текст]: учебник для вузов / Ю. И. Евсеев. — Ростов-на Дону: Феникс, 2002. — 384 с.
9.Курысь, В. Н. Образование детей дошкольного возраста в области физической культуры. Теоретический аспект [Текст]: монография / В. Н. Курысь, Л. Н. Сляднева, Г. В. Шиянова. — Ставрополь: Ставрополье, 2006. — 224с.
10.Казакова, Г. Н. «Физкультминутки нам нужны, для детей они важны!» Консультация по здоровьесберегающим технологиям / Г. Н. Казакова, О. Н. Зиновьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2582/
(дата обращения: 11.04.2022).
11.Кулагина, Н Я. Художественное движение[Текст]: монография / Н. Я. Кулагин. — Н.Новгород — М., 1993. с. 182Лазарев М. Л. Здравствуй![Текст]: учебно -методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / М. Л. Лазарев. — М.: Мнемозина, 2004.— 102с.
12.Логвинова, О. Ю. Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ / О. Ю. Логвинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 343-345. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40118/
(дата обращения: 11.04.2022).
13.Лямцева, И. В. Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / И. В. Лямцева, Н. П. Белинова. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 61-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5316/ (дата обращения: 11.04.2022).
14.Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности: опыт разработки и использования [Текст]/ Под ред. Е. Н. Степанова. — М.: ТЦ Сфера, 2004. с. 246Лечебная физическая культура при заболеваниях в детском возрасте [Текст]/Под ред. С. М. Иванова. — М.: Медицина.-2003.-235 с.
15.Михайлова, Т. В. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня дошкольников / Т. В. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 483-485. — URL: https://moluch.ru/archive/207/48024/ (дата обращения: 11.04.2022).
16.Носачева, Н. В. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения / Н. В. Носачева, Е. С. Шанина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11.1 (145.1). — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40660/ (дата обращения: 11.04.2022).
17.Поварницына, Е. А. Нетрадиционный подход к физкультурным занятиям с детьми младшего дошкольного возраста на основе здоровьесберегающей технологии, повторяющей логику онтогенеза / Е. А. Поварницына. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 99-102. — URL: https://moluch.ru/archive/116/32021/
(дата обращения: 11.04.2022).
18.Рунова, М.А. Двигательная активность ребёнка.- М.: Мозаика-Синтез, 2000. - 256с.
19. Хохлова, В. А. Организация физкультминуток на уроках в начальной школе / В. А. Хохлова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 704-705. — URL: https://moluch.ru/archive/130/35898/ (дата обращения: 11.04.2022).