Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальные вопросы развития и становления детей дошкольного возраста определяют важное место в сфере векторных научных интересов ведущих специалистов самого разного направления и профиля: психологов, педагогов, физиологов. Как отмечает ряд исследователей, организм детей дошкольного возраста наиболее восприимчив и чувствителен к различным воздействиям окружающей ребенка среды. В аспекте научных воззрений
А.Н. Леонтьева, в рамках этого этапа формируются предпосылки успешного и правильного развития многих психосоциальных характеристик организма взрослого человека.
По мнению А.Н. Леонтьева, дошкольное детство представляет собой очень важный, ответственный и большой период психического формирования и развития ребенка. Как психологи, так и педагоги, в рамках своих исследований отмечают, что дошкольный возраст представляет собой этап первоначального складывания, формирования и развития личности. Как показывают результаты проводимых современных исследований, на протяжении указанного периода у ребенка дошкольного возраста активно развиваются, как все психические процессы, такие как ощущение, восприятие, представление, внимание, воображение, мышление, речь, формируются сложные виды деятельности, например, общение со значимыми взрослыми и сверстниками, игра, так и осуществляется заложение основ познавательных способностей. В личностной сфере детей дошкольного возраста активно формируется иерархическая структура мотивов и потребностей, самооценка, как общая, так и дифференцированная, элементы регуляции поведения волевого аспекта. В указанный возрастной период активно усваиваются и совершенствуются нравственные формы поведения детей дошкольного возраста. Как отмечают исследователи, значительные нарушения любого из элементов психологической структуры развития детей дошкольного возраста решающим образом сказывается на дальнейшем ходе развития ребенка.
Необходимо отметить, что к наиболее важным особенностям детей дошкольного возраста необходимо относить тот факт, что многие значимо неблагоприятные характеристики дошкольников носят очень часто латентный, скрытый характер. Во-первых, многие неблагоприятные проявления для дошкольника являются временными и постепенно, взрослея и совершенствуясь, они перестают иметь определенную значимость и он их теряет, во-вторых, именно к концу дошкольного возраста у ребенка складываются устойчивые особенности реагирования личности, происходит активное выстраивание иерархии мотивов и ценностей. Многочисленные факты проведенных исследований свидетельствуют о том, что если необходимые интеллектуальные или эмоциональные качества не получают должного развития в дошкольном возрасте, то в дальнейшем их развитие становится намного сложнее осуществлять, а в некоторых случаях даже невозможно. Это и определяет актуальность исследования.
Цель исследования: исследовать психологические особенности детей дошкольного возраста.
Объектом исследования являются психологические особенности детей дошкольного возраста. Предмет исследования – уровень развития зрительной памяти детей дошкольного возраста.
Исходя из поставленной цели, можно определить задачи исследования:
1. Проанализировать особенности психологического развития детей дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать психологическую готовность детей дошкольного возраста к школе.
Гипотеза исследования: готовность к школе детей дошкольного возраста будет выше, если будут хорошо развиты психические познавательные процессы, в аспекте нашего исследования – зрительная память.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, отражающей состояние изучаемой темы.
Методики: Методика 10 картинок.
Теоретической основой исследования послужили работы:
В.С. Мухиной, О.М. Дьяченко, Н.А. Поддьякова, Д.Б. Эльконина,
М.И. Лисиной, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОСБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Анализ особенностей общего развития детей дошкольного возраста
В исследованиях ученых отмечено [2], что возрастная периодизация представляет дошкольный возраст ребенка в рамках первого детства и указывает на период от 3 до 7 лет. На разных этапах этого возрастного периода происходит активное физическое развитие дошкольника, формирование, развитие и совершенствование его возможностей в интеллектуальном аспекте.
В указанный период на уровне физиологии активно развиваются все ткани, органы и функциональные системы организма ребенка дошкольного возраста. В ряде исследований отмечено, что важнейшее значение в этот период играют показатели физического развития дошкольника и функциональные изменения внутренних систем его организма [24, с. 63]. Это ярко выражается в непрерывном, активном изменении, как размеров, так и пропорций тела, в появлении новых умений и навыков, разнообразии соответствующих реакций на воздействие с окружающей стороны. У детей в период младшего дошкольного возраста размеры тела увеличиваются относительно равномерно.
По мнению исследователей [6], опорно-двигательный аппарат у дошкольников формируется достаточно интенсивно. Это объясняется активным развитием и совершенствованием двигательной функции. На протяжении всего периода роста опорно-двигательного аппарата окостенение скелета происходит постепенно[21, с. 102]. У дошкольников гибкие кости способностью легко изгибаться. Достаточно легкая растяжимость мышечного и связочного аппаратов обуславливает очень хорошо выраженную гибкость, но этого не достаточно для создания прочного «мышечного корсета» необходимого для правильного сохранения нормального и необходимого расположения костей. Следует отметить, что окостенение в этом возрасте не закончено, в костях наблюдается достаточно много хрящевой ткани [6].
Как указано в ряде источников [7], у детей в дошкольном периоде активно развиваются сухожилия, а также разрастаются соединительные ткани. Для скелетной мускулатуры характерно слабое развитие сухожилий и связок. Так, тонус мышц-сгибателей существенно превышает тонус мышц-разгибателей. Именно поэтому дошкольникам достаточно сложно продолжительное время правильно сохранять позу «вертикально» при стоянии на улице, в классе, дома, активно поддерживать прямое положение спины при сидении за партой. Следует отметить, что мышцы конечностей детей дошкольного возраста относительно слабее, чем мышцы туловища. Брюшной пресс не в состоянии выдерживать большие физические нагрузки, так как развит заметно слабее.
Сердечно-сосудистая система ребенка дошкольного возраста характеризуется относительно большой массой сердца и его объемом и более широким просветом сосудов. Это значительно заметнее облегчает кровообращение. Отличительной особенностью работы сердечно-сосудистой системы дошкольников является большая частота сердечных сокращений. Сердце ребенка дошкольного возраста заметно быстро утомляется от напряженной и активной работы, оно сложно приспосабливается к меняющимся нагрузкам (например, бег, прыжки на месте, кувырки, нагрузки стрессового характера), поэтому хорошо работает именно при условиях частого отдыха [7, с. 11].
Как отмечают педагоги исследователи [7], особенности сердечно-сосудистой системы детей дошкольного возраста следует учитывать при планировании и проведении занятий, и не только в рамках физической культуры, правильном подборе и дозировке тех или иных упражнений.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бахвалова, Е.С. Физические и психические особенности детей дошкольного возраста в перспективе обучения // Молодой ученый. – 2016. –№10. – С. 436-438.
2. Блонский, П.П. Память и мышление. Психологический анализ припоминания / П. П. Блонский - М. : Просвещение, 2002. – 356 с.
3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. – е изд.- М.: Просвещение, 2000. – 234 с.
4. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка – М.: Издательство Смысл, 2004. – 324 с.
5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии /Л. С. Выготский. - Спб.: Союз, 2006. – 224 с.
6. Германова, А.А. Обучение видам легкой атлетики в начальной школе на основе сюжетно-ролевых игр: дис. канд. пед. наук. СПб, 2003. – 424 с.
7. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология: учеб. пособие для студентов / Ю. А. Ермолаев. М.: Спорт Академ Пресс, 2001. – 192 с.
8. Зузик, Ю.А. Особенности физического и функционального развития детей дошкольного возраста при различных двигательных режимах: автореф. дис. канд. биол. наук. М., 2001. С. 11.
9. Леонтьев, А.Н., Запорожец. А.В. Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948, с. 4-15.
10. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. АПН РСФСР, 2002. – 496 с.
11. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
12. Мандель, Б. Р. Возрастная психология. М.: Инфра-М, 2015. – 325 c.
13. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. – М.: Институт практической психологии, 2001. – 224 с.
14. Мухина, Е.А. Обучение плаванию детей 7-10 лет на основе предрасположенности к овладению плавательными навыками: дисс. канд. пед. наук. Малаховка, 2002. – 356 с.
15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси¬хологическое исследование с элементами математической ста¬тистики. - 640 с.
16. Никитюк, Б.А. Принципы и приоритеты физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры. 1994. № 7. С. 5.
17. Ноткина, Н.А. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмина, Н. Н. Бойнович. СПб.: Изд-во «Акцидент», 2001. – 234 с.
18. Поддьков, Н.Н. Мышление дошкольника – М., 2003. – 256 с.
19. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.
20. Рубинштейн, С.Л. Память. Психология памяти / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова : Хрестоматия по психологии. – М., ЧеРо, 2017. – 256 с.
21. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.
23. Сологуб, Е.Б. Физическое развитие детей дошкольного возраста / Е. Б. Сологуб, Г. П. Виноградов, С. В. Никольская. СПб., 2003. – 167 с.
24. Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология: краткий курс. СПб.: Питер, 2009. С. 65.
25. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Изд. центр «Академия», 2011. – 342 с.
26. Страдина, М.С. Возрастная морфология: учебно-методическое пособие / М. С. Страдина. СПб.: Изд-во СПб ГУФК им. П. Ф. Лесгафта, 2005. С. 102.
27. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 96 с. – (Пед. образование).
28. Филиппова, С.О. Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов фак. физ. культуры / С. О. Филиппова, Г. И. Пономарев. СПб.: ВВМ, 2004. – С.41.
29. Хилько, М.Е. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 201 с.
30. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. М.: Изд. центр «Академия», 2001. С. 63.
31. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: Изд. Ин-т практ. психологии. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 287 с.