Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Спрос на проект-менеджеров в России продолжает расти. Эти специалисты нужны в компаниях разного масштаба: от стартапов до госсектора. Выбор курсов, которые переучивают на проект-менеджера, тоже растет. И неудивительно: число вакансий за 3 года увеличилось в 25 раз. На сайте Headhunter в 2017 году было всего 337 вакансий, а сейчас их уже около 8500.
В России проект-менеджер — относительно молодая профессия: она уже обрела четкие очертания, но все еще эволюционирует.
Поэтому в наличии — несколько «болезней роста». Главная из них — бизнес не до конца понимает круг обязанностей проект-менеджера: он часто отвечает и за прибыль, и за формирование стратегии всей компании.
По данным исследования NFNG и Miro, до 80% рабочего времени российских проект-менеджеров занимают 4 активности: коммуникация с командой, общение с пользователями, проработка требований/прототипов и общение с руководством.
Исключение — опытные специалисты со стажем больше 6 лет. Большая часть их рабочего времени уходит на анализ данных, планирование и коммуникацию с командой.
За рубежом обязанности проект-менеджера сконцентрированы вокруг продуктовой стратегии.
Его задача — проанализировать рынок, конкурентов и составить стратегию, которая будет рассказывать остальному бизнесу историю: что не так сейчас, в какое «место» нужно прийти, и какие шаги компанию туда приведут. Чем опытнее проект-менеджер, тем больше и важнее часть продукта, за которую он отвечает.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы спрос на специалистов проект-менеджеров растет, в связи с этим необходимо изучить особенности организации работы эффективного проект-менеджера.
Целью курсовой работы является анализ модели эффективного проект-менеджера.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие проекта и его управления, роли в проекте;
- рассмотреть основные этапы управления проектом;
- проанализировать требования к проект-менеджеру;
- изучить основные качества, которыми должен обладать проект-менеджер;
- проанализировать требования к эффективному проект-менеджеру в России и за рубежом.
Анализ данной проблемы относится к междисциплинарным, потому что выбор способа действий является результатом взаимодействия различных аспектов: психологического, экономического, информационного, организационного, логического, правового, математического, технического и др.
Проанализировав учебную литературу, можно сделать вывод о том, что тема не является достаточно изученной и требует дальнейшего исследования.
Объектом работы является проект-менеджер.
Предметом являются факторы, влияющие на эффективную организацию работы проект-менеджера.
Научная база исследования. В работе использовались научные труды отечественных авторов, занимающихся проблемой системы разработки и принятия управленческих решений на предприятии.
Для изучения выбранной темы возможно использовать следующие методы: изучение и анализ научной литературы, синтез полученных данных, анализ и оценка основных управленческих решений в управлении персоналом.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные рекомендации позволят усовершенствовать систему разработки и принятия управленческих решений.
При написании работы и выполнении поставленных целей, были использованы следующие информационные источники: нормативно – правовая база, учебная литература, периодические издания, научные статьи ведущих отечественных и зарубежных ученых и практиков, а также ресурсы Интернет.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОЕКТ-МЕНЕДЖЕРА
1.1 Понятие проекта и его управления, роли в проекте
Конкуренция на рынке постоянно растет: чтобы компания могла привлекать и удерживать клиентов, нужно подстраиваться под растущие требования аудитории, оперативно выполнять задачи и решать проблемы. Один из способов эффективно организовать работу внутри компании – проектный менеджмент.
Проект – комплекс мероприятий, ограниченных по времени, с общей целью: создание нового продукта или услуги, достижение определенных результатов.
Управление проектами – это способ организовать работу таким образом, чтобы выполнить все требования к проекту. Например, закрыть задачи, выдержать сроки и уложиться в бюджет. Чтобы достичь успехов, менеджеру понадобятся технические знания по проекту, качества управленца, умение решать проблемы и организовать работу в коллективе.
Рассмотрим отличия разных систем управления наглядно.
Традиционный менеджмент:
- ориентирован на ход событий;
- важен процесс работы;
- нет дедлайнов;
- распределяются позиции;
- монотонная регулярная работа
- постоянный персонал, занимающий определенные позиции.
- управление проектами:
- ориентировано на достижение цели;
- важен результат;
- работа связана с соблюдением сроков;
- распределяются ресурсы;
- разнообразные задачи;
- проектные команды разных специалистов;
Проектный менеджмент – это инструмент для достижения стратегических целей. Этот способ управления помогает выявить задачи, важные для развития компании, распределить и направить силы на их достижение.
Управление проектами делит рабочий процесс на части и контролирует бюджет, дедлайны и прогресс на каждом этапе. После завершения работ можно оценить результаты по каждому процессу отдельно и в ракурсе конкретного проекта.
Управление некоторыми рутинными процессами отнимает много времени и приносит неочевидные результаты, поэтому проще их автоматизировать. Например, чтобы понять, что интересует клиентов и улучшать скрипты продаж, приходилось вручную собирать и систематизировать информацию о звонках. Это долго, дорого и, в силу человеческого фактора, неточно.
Рассмотрим рекомендации и советы, на которые нужно ориентироваться при организации работы. Какие стандарты бывают:
1) Общественные. Разрабатывают и применяют в обществах специалистов.
2) Корпоративные. Разрабатывают и используют в рамках одной компании.
3) Частные. Создают специально для определенных проектов.
4) Есть международные стандарты управления проектами – правила организации работы в разных странах. Один из самых известных стандартов – PMBOK (A Guide to the Project Management Body of Knowledge). Это руководство по управлению проектами, где есть вся терминология и базовые принципы. Его применяют в более 160 странах мира.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Армстронг М., Практика управления человеческими ресурсами: Учебник / М. Амстронг - Издательство «Питер», 2015-824 с.
2) Астахова, Н. И. Менеджмент: учебник для прикладного бакалавриата / Н. И. Астахова, Г. И. Москвитин; под общей редакцией Н. И. Астаховой, Г. И. Москвитина. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 422 с.
3) Архипова, Н.И. Современные проблемы управления персоналом: монография / С.В. Назайкинский, О.Л. Седова, Рос. гос. гуманитар. ун-т, Н.И. Архипова. – М.: Проспект, 2018 .– 161 с.
4) Гапоненко, А. Л. Менеджмент: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Л. Гапоненко; ответственный редактор А. Л. Гапоненко. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 396 с. —
5) Дейнека А. В. Управление персоналом: Учебник / А. В. Дейнека. — М.: Издательская торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. — 292 с.
6) Епишкин И.А. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие / И.А. Епишкин «Менеджмент». –М.: МИИТ, 2018. – 242 с.
7) Жданкин Н.А. Инновационный менеджмент: учебник / Н.А. Жданкин. — Москва: КНОРУС, 2017. — 316 с.
8) Зарецкий А.Д. Менеджмент: учебник/А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. —М.: КНОРУС, 2016. —268с.
9) Иванова, И. А. Менеджмент: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. А. Иванова, А. М. Сергеев. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 305 с
10) Калмыкова О.Ю. Управление персоналом организации: Учеб. пособие / О.Ю. Калмыкова, Г.П. Гагаринская, Е.В. Мюллер. – Самара: ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет», НОУ ВПО «Поволжский институт бизнеса», 2016. – 330 с.
11) Костенко, Е. П. История менеджмента: учебное пособие / Е. П. Костенко, Е. В. Михалкина; Южный федеральный университет. – Ростов-на Дону: Издательство Южного федерального университета, 2018. – 606 с.
12) Кравченко А.И. История менеджмента: учебник/А.И. Кравченко М.: Академ. Проект: Трикста, 2019. — 560 с.
13) Красина Ф.А. Управление персоналом: Учебное пособие. — Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2021. — 177 с.
14) Мальцева, С. В. Инновационный менеджмент : учебник для академического бакалавриата / под ред. С. В. Мальцевой. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 527 с.
15) Маслова, В. М. Управление персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. М. Маслова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 492 с.
16) Организация обучения персонала в компаниях и сотрудничество предприятий с системой профессионального образования. Информационный бюллетень. – Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2016. – 40 с.
17) Петров, А. Н. Менеджмент в 2 ч. Часть 1.: учебник для академического бакалавриата / А. Н. Петров; ответственный редактор А. Н. Петров. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 349 с.
18) Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 415 с.
19) Разумов И.В. История менеджмента/ И.В. Разумов – Ярославль: ЯрГУ, 2017. – 120с.
20) Семиглазова В.А. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ В.А. Семиглазов.-Томск: ЦПП ТУСУР, 2014. -172 с.
21) Слободской А.Л. Обучение персонала организаций: учеб. пособие / А.Л. Слободской. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. – 124 с.
22) Степанова И.П. Инновационный менеджмент/ И.П. Степанова. -Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». – Саратов, 2017. – 124 с.
23) Управление человеческими ресурсами в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. А. Барков [и др.]; ответственный редактор С. А. Барков, В. И. Зубков. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 245 с.