Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена важностью профессиональной составляющей в жизни человека. Явление эмоционального выгорания является насущной проблемой современного общества. Для того, чтобы профессиональная деятельность была эффективной, специалист должен обладать внутренней мотивацией и определёнными ресурсами, способствующими приверженности к своей работе.
Под эмоциональным выгоранием понимают такое состояние человека при котором происходит эмоциональное истощение. Изучение данного феномена началось ещё задолго до появления этого термина. Важность сохранения психического здоровья и эмоционального благополучия беспокоила людей с начала времён [5, c.1].
Считается, что термин «эмоциональное выгорание» впервые использовал Х. Фреденбергер. Так он обозначил явление эмоционального истощения своих коллег, где «выгорание» было ничто иным чем метафорой. Данный термин стали изучать различные учёные. К. Маслак определила данный термин для более широкого спектра состояний таких как: физическое, эмоциональное, умственное истощение [5, c. 2].
Наряду с понятием эмоциональное выгорание в нашей работе исследуют феномен «профессиональной приверженности». Он так же имеет огромное значение, так как именно благодаря приверженности возникает трудовая мотивация и профессиональная компетенция. Под профессиональной приверженностью Дж. Мейер понимает процессы идентификации с профессией [2, c.1].
Согласно нашим представления эти оба феномена играют важную роль в процессе понимания эффективных механизмов организации рабочей деятельности. Выявив основные «подводные камни» эмоциональной составляющей и характера приверженности своей работе можно организовать продуктивные методы воздействия на сотрудников.
Объект исследования: особенности психического состояния у сотрудников обслуживающей сферы.
Предмет: уровень выраженности эмоционального выгорания и профессиональной приверженности .
Цель: изучение характера эмоционального выгорания и профессиональной приверженности.
Гипотеза: для сотрудников, имеющих выраженные показатели эмоционального выгорания характерны низкие показатели профессиональной приверженности.
Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы перед нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить существующие трактовки феномена «эмоциональное выгорание»;
2. Описать понятие «профессиональная приверженность» и факторы ее возникновения;
3. Эмпирически исследовать характер эмоционального выгорания и профессиональной приверженности. Выявить зависимость между данными понятиями.
Методы исследования: анализ научной литературы по исследуемой проблематике, психологическое тестирование. Методы статистической обработки и качественного анализа полученных данных: программы Microsoft Office Excel, Statistical Package for the Social Sciences (SPSS). Использовались методики: диагностика уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко); экспресс-метод оценки приверженности сотрудников компании.
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения понятий «эмоциональное выгорание» и «профессиональная приверженность»
1.1. Общая характеристика синдрома эмоционального выгорания
Термин «эмоциональное выгорание (burnout) был введён в 1974 г. американским психиатром Г. Фрейденбергером, которым он обозначал психологическое состояние здоровых людей, находящихся в излишне интенсивном общении с клиентами, пациентами, в эмоционально перенасыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Под эмоциональным выгоранием врач понимал истощение вследствие резко завышенных требований к собственным ресурсам и силам [9, с. 9].
По определению ВОЗ «синдром эмоционального выгорания» - это физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, которое характеризуется нарушением продуктивности в работе, усталостью, бессонницей, повышенной подверженности соматическим заболеваниям [9, с. 10].
Синдром эмоционального выгорания характеризуется постепенной утратой эмоциональных, когнитивных, физических ресурсов, в результате чего появляются симптомы эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстранённости и уменьшением чувства удовлетворения от выполняемой работы [6, с.1].
Синдром эмоционального выгорания - это состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, которое возникает в результате переживания хронического стресса на работе. Как правило, в большей степени выгоранию подвержены специалисты помогающих профессий «человек - человек» (медицинский персонал, учителя, психологи, социальные работники, спасатели, пожарные и др.).[6, с.1]
Синдром выгорания относят к феномену «личностной деформации» и представляет собой многомерный конструкт, включающий негативные переживания из-за ежедневного напряжённого общения с высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью, ответственностью. Можно утверждать, что при продолжительном стрессе, возникающем в процессе общения, возникает эмоциональное выгорание [4, с.36].
Существует большое множество определений понятия «выгорание». Согласно Маслач и Джексон под выгоранием понимается ответная реакция на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникаций, которые включают в себя три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию, редукцию персональных достижений.
Под эмоциональным истощением понимается ощущения эмоционального перенапряжения и чувство опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов. Человек уже не способен посвящать себя всего работе как раньше. Появляются ощущение «приглушённости», «притупленности» эмоций, в затяжных случаях возможны эмоциональные срывы.
Деперсонализация характеризуется тенденцией развития негативных, бездушных и циничных отношениях к реципиентам (пациентам, клиентам, ученикам и др.). Контакты становятся безличными и формальными. Вначале негативные установки имеют скрытый характер, они не обнаруживаются окружающими, в то же время они существуют во внутренне сдерживаемом раздражении, которое в последствии вырывается наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуациях.
Редукция персональных достижений проявляется в виде снижения чувства компетентности в своей работе, недовольстве собой, уменьшением ценности своей деятельности, негативном самовосприятии своей профессиональной деятельности. Человек начинает обвинять себя в своих негативных чувств и проявлений в результате чего появляется чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе [4, с, 36].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гришина, Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Под ред. А.А. Крылова и Л.А. Коростылевой. – СПб, 1997. - 40c .
2. Калашников, А.И. О проблеме диагностики профессиональной приверженности. - Психология развития, акмеология. - 2015. - 9 с.
3. Калашников, А.И. Психологическое содержание и структура профессиональной приверженности педагога. Науч. Доклад. - 2018. - 29 с.
4. Кузнецова, Е.В., Петровская В.Г., Рязанцева С.А. «Психология стресса и эмоционального выгорания»// Учебное пособие.//http://window.edu.ru/resource/898/76898/files/stress.pdf
5. Ларин, Н.А. К вопросу современного исследования эмоционального выгорания. Журнал «Наука Молодых». - 4 с.
6. Макарова, Г.А. Синдром эмоционального выгорания. - М., 2006. 424 с.
7. Мучински, П. Психология, профессия, карьера. 7-е изд. СПб.: Питер. - 2004. - 539 с.
8. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 3-е изд. СПб.: Речь, 2008. - 392 с.
9. Чутко, Л.С., Козина Н.В. Синдром эмоционального выгорания. М. ; МЕДпресс- информ, 2013
10. Щербина, Н.А., Бурмистрова, Н.О. Экспресс-метод оценки приверженности сотрудников компании. - Международный научно-исследовательский журнал №8. - 2017. - С. 124-127.