Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что одной из основных целей литературного образования является воспитание духовно развитой личности, формирование таких ценностных ориентиров, как способность к сопереживанию, эстетическое чутьё и литературный вкус. Роль классической литературы, и особенно поэзии, в этом процессе неоспорима, так как в ней аккумулированы подлинно человеческие чувства, обогащающие нашу духовную жизнь. Поэзия объединяет людей в общем переживании, что в наш прагматический век особенно важно и ценно. Напряжённостью поисков правды о мире и о своём месте в нём, умением в личном увидеть «общее», «эпохальное», покоряющей искренностью привлекает многие поколения читателей поэзия А. Блока.
Произведения Александра Блока – источник больших духовных ценностей, именно поэтому «Творчество А. Блока» является традиционной темой в школьном историко–литературном курсе, заняв с конца 60–х годов прошлого века прочное место в программе выпускного класса.
А. Блок оставил для современных людей целое наследие различных традиций, актуальных решений и поэтических звучаний. А. Блок определяет ценности, созвучные нам и сегодня, запечатлел то, что есть в жизни каждого, и потому так востребован. Тема России, Родины, любви и в прозе, и в поэзии А. Блока занимает одно из важнейших мест. Воздействие стихов объясняется не только проникновенным изображением русской земли, но и тем родством между природой и душой человеческой, которое устанавливает автор. Ритмы А. Блока необыкновенно выразительны. Они помогают передать великое разнообразие чувств и настроений – от глубокой грусти до энергического восторга и кипения самых буйных страстей.
Недостаточное внимание к творчеству А. Блока на раннем этапе литературного образования, в 5–9 классах, фрагментарное изучение его поэзии приводит к тому, что у школьников не складывается цельного представления о поэте, которое способствовало бы развитию способности сопереживать, умению видеть целостную картину лирического произведения, поэтому к выпускному классу у учащихся не сфрмировано верное представление об этом авторе и его творчестве.
Объектом исследования является процесс изучения поэзии А. Блока в основной школе, предметом – система работы над его лирическими произведениями на уроках литературы в 11 классе.
Цель исследования – разработать методику изучения лирики А. Блока на уроках литературы в основной школе.
Задачи для достижения поставленной цели:
– Изучить литературоведческую, критическую и учебно–методическую литературу по теме исследования.
– Рассмотреть эволюцию творчества поэта, его место в литературном процессе.
– Произвести сопоставительный анализ действующих программ по литературе.
– Раскрыть особенности изучения творчества А. Блока на уроках литературы в основной школе.
– Разработать технологическую карту урока изучения лирики А. Блока на уроках литературы и факультативных занятиях в основной школе.
Методы исследования: описательный (освещение проблемы изучения творчества А. Блока на уроках литературы в среднем звене), теоретический анализ (анализ работ по методике преподавания литературы, психологии и литературоведению, школьных программ и учебников), сравнительный анализ (сравнение программ разных авторов по литературе), моделирование (разработка системы уроков и факультативного курса)
Теоретическая значимость работы базируется на том, что были проанализированы программы разных авторов, прослежена преемственность изучения творчества А. Блока на уроках литературы в основной и старшей школе.
Практическая ценность состоит в возможности использования материалов работы на уроках литературы, использование разработанной системы уроков и факультативного курса учителями–словесниками в своей практике преподавания литературы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, насчитывающего 36 источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА А.БЛОКА В ШКОЛЕ
1.1. Особенности восприятия лирического произведения читателем–школьником
Как показывает современная педагогическая практика, нынешнее поколение школьников весьма нетерпимо относятся к изучению лирических произведений на уроках литературы. К сожалению, у школьника XXI века слабо сформирован уровень восприятия лирики, а навык пользоваться теоретико–литературными понятиями, связанными с лирикой как родом литературы, оставляет желать лучшего.
В эпоху цифровизации, когда информации очень много, есть масса возможностей ознакомиться с тем или иным материалом: книги, критические статьи, и заметки о лирике, блоги писателей и преподавателей, ютуб–каналы, телевизионные познавательные передачи, но современные школьники почти не читают и не смотрят литературные передачи. А ведь изучение лирики в школе составили органическую часть воспитательного процесса.
Многие методисты и исследователи, такие как З.Я. Рез, О.Ю. Богданова, М.А. Рыбникова справедливо считают вершиной читательского восприятия и литературного развития школьников, их эмоциональной сферы постижение лирического текста .
Лирика содержит в себе элементы и драмы, и эпоса и требует от читателя умения тонко прочувствовать настроение автора, художественное содержание произведения. В лирике авторское сознание выступает открыто, хотя формы его проявления могут быть разнообразны
Лирика имеет особое педагогическое значение: способность активировать эмоциональные и моральные стороны школьников. Взрослый человек обладает богатым эмоциональным опытом, а школьники такового не имеют, так что они обходят многие стихотворения, не понимая их сущности. В данном случае о педагогическом воздействии речи быть не может, и отсутствие умения сопереживания и эмоциональной глухоты затрудняет восприятие лирического произведения. От учителя потребуется много времени и сил, терпения и душевного такта на то, чтобы изучение лирики учащимися стало процессом деятельного, активного познания поэзии.
Чтобы художественный текст был воспринят школьником глубинно, необходима активная деятельность, мотивами которой должны стать потребность и интерес. Восприятие и понимание произведения читателем–школьником и его изучение под руководством учителя взаимосвязано, потому педагогу–словеснику при анализе текста важно не только учитывать своеобразие самого произведения, но и своеобразие его восприятия .
Школьники различного возраста своеобразно воспринимают, интерпретируют художественные тексты, но, применяя определенные методы и технологии, глубина восприимчивости и познания может опережать возраст. Наивное восприятие младшего школьного возраста мотивирует в сознании учащихся желание эмоционально воспринимать отдельные яркие эпизоды, картины. Их суждения порой категоричны, но почти всегда эмоционально окрашены. Ученики 5 – 7 классов на начальном этапе развития во многом близки по восприятию младшим школьникам, а при восприятии лирики их отличает сила непосредственного эмоционального впечатления.
Многие методисты подчеркивают, что дети 10 – 13 лет более восприимчивы к лирике, чем школьники 14 – 15 лет: «Учащиеся 4 – 6 классов более восприимчивы к лирической поэзии, чем ученики 7 – 8 классов. В 9 – 11 классах интерес к лирике у большинства школьников возвращается, при этом на новом, более высоком уровне» , но подросткам в целом, в силу определенных качеств личности в данном возрасте, интересен человек в его внутренних проявлениях, человек как носитель переживаний и чувств.
Как правило, 10 – 11летние школьники уверенно отличают стихи от прозы, чувствуя их внутренний ритм, обращают внимание на некоторые средства создания художественного образа – необычность лексики, метафоричность и т. д. Однако желания разбираться, исследовать лирический текст учащиеся активно не проявляют, предпочитая стихам эпические произведения с захватывающим, занимательным сюжетом, с элементами комического.
Особенностью восприятия лирики старшими подростками становится их психическое и эстетическое развитие. В 7 – 8 классах наступает пора нравственного самоуглубления личности. Отношение к лирическому тексту тоже делается личностным и субъективным. Порой даже авторский замысел заслоняется собственными переживаниями, пробужденными искусством, обостренным вниманием к нравственным категориям .
В школьных программах по литературе в 7 – 8 классе заметен интерес к лиро–эпическому жанру, чистой лирики почти нет, а если она и включается, то на уровне обсуждения, а не изучения, где глубина работы с текстом ограничивается выявлением читательских впечатлений. В 5 – 8 классах, работая над лирикой, учитель более всего озабочен тем, чтобы выделить в стихотворении мотив, близкий читателям, создать установку на чтение, направить в авторское русло поток читательских ассоциаций и помочь ученикам уловить неповторимость взгляда поэта на мир, его художественной манеры.
Старшие подростки уже способны осознать художественную, эстетическую ценность произведения, заметить характерные особенности художественной формы. Ученики старшего школьного возраста стремятся познать творческое мировосприятие автора, подняться до «разведения» лирического героя и автора, понять сущность его мировоззрения и моральных качеств личности. Старшеклассники способны оценить художественную значимость произведения, подняться до обобщения концептуального характера. Их, несомненно, интересует лирика. Но подняться до осознания обобщенного смысла поэтических образов, эмоциональной и смысловой роли стихотворной формы способны далеко не все.
На уроках изучения лирики необходимо ввести учеников в мир авторских мыслей и чувств, но прийти от единичного к обобщенному значению поэтического образа нельзя насильно, с нажимом. Так, Г.А.Гуковский писал: «Блок – это не частное или случайное явление <...> Он возникает из вековой истории социальной действительности и эстетического сознания, а обращен в вековое будущее...» . Очень важно здесь не торопиться, незаметно, исподволь помогать школьнику в понимании лирической поэзии.
В старших классах задача усложняется не только объемом материала, но и необходимостью откровенно обнаружить в анализе связь произведения со всем творчеством поэта и с историей литературы, с поэтической традицией.
В работе с учащимися старших классов при изучении лирических произведений важно соединить логическое и эмоциональное начала. Но при чтении и анализе могут возникнуть особые трудности. Читатель–школьник либо не откликается на проблему и ситуацию стихотворения, либо подменяет их своим жизненным опытом . Причиной может стать однолинейное понимание поэтического образа. Данные крайности необходимо преодолевать, чтобы личная ассоциация не заслоняла собой поэтического содержания и строя стиха, в этом поможет создание проблемных ситуаций с помощью различных музыкальных воплощений или исполнение стихотворения профессиональными чтецами.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в ст. классах / Р.И. Альбеткова, С.Г. Герке, Л.П. Гладкая и др.; Сост. Р.И. Альбеткова. – М.: Просвещение, 1991. – 175 с.
2. Айзерман Л. С. Педагогическая непоэма Есть ли будущее у уроков литературы в школе? // М.:Время, 2012. – 330 с.
3. Апевалов В.Л. Стихотворение А.Блока «Сусальный ангел» IX класс. // Литература в школе. – 2007. – № 1. – С.49.
4. Беленький Г.И. Об одном стихотворении Блока. // Литература в школе. – 2002. – № 3. – С.13–16.
5. Беляева Н. Уроки постижения лирики // Режим доступа: http://www.pereplet.ru/obrazovanie/shkola/poezia15.html/
6. Блок А.А. И невозможное возможно…; Стихотворения, поэмы, театр, проза / Сост. В. Енишерлов. – М.: Мол. гвардия, 1980. – 430 с.
7. Блок А.А. Искусство и революция. / Сост. и примеч. Л. Асанова – М.: Современник, 1979. – 384 с.
8. Богданова О.Ю. Теория и методика обучения литературе : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В.Ф.Чертов ; под ред. О.Ю.Богдановой. – 5–е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.
9. В мире литературы: Программа по литературе для общеобразоват. учрежд. 5 – 11 кл. Программа по литературе для школ гуманитар. Профиля. 10 – 11 кл. / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева и др.; Под ред. А.Г. Кутузова. – 2–е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 160 с.
10. Гороховская Л.Н. Поэтический диалог: А.А. Блок и В.Я. Брюсов. // Литература в школе. – 2008. – № 2. – С.17–21.
11. Гуковский, Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методол. очерки о методике. – Тула: Автограф, 2000. – 224 с.
12. Долгополов Л.К. Александр Блок, личность и творчество. – Л.: Наука, 1984. – 176 с.
13. Долгополов Л.К. Поэма Александра Блока «Двенадцать». – Л.: Художественная литература, 1979. – 102 с.
14. Дубровин Р.С. Изменил ли А.Блок Прекрасной Даме? // Литература в школе. – 2005. – № 9. – С.46–48.
15. Дудек, Анджей. Тайна и красота. О художественной модели времени в творчестве Александра Блока. – 2021. № 1. – с. 38–43
16. Захарова Л.И. А. Блок. Биография. Стихотворение «Родина» // Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/user/zaharovaliv55/file/2708738/
17. Зуев Н. Пушкинские традиции в последних произведениях А.Блока. Поэт и история. // Литература в школе. – 2002. – № 3. – С.17 – 21.
18. Иванов Георгий. «Стихи о России» Александра Блока // Режим доступа: http://lib10.ru/russian_classic/blok_aa/georgiy_ivanov_stihi_o_rossii_aleksandra_bloka.2299
19. Ильин Е. Н. Путь к ученику. – М.: Просвещение,1988. – 78 с.
20. Ильин Е.Н. Урок продолжается… Из опыта работы учителя. – М.: Просвещение, 1973. – 152 с.
21. Кан–Калик В. А., Хазан В. И Психолого–педагогические основы преподавания литературы в школе. – М.: Просвещение, 1988. – 254 c.
22. Каравдина Г.Ф. «Русь изначальная» в творчестве А.Блока (цикл стихотворений «На поле Куликовом»). Метод аналитического чтения // Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/518264/
23. Клинг О.А. Александр Блок: структура «романа в стихах». Поэма «Двенадцать». В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М.: Изд–во МГУ, 1998. – 112 с. – (Перечитывая классику).
24. Копылова Н.А. После уроков: Организация внеклассной работы с учащимися старших классов по литературе. – М.: Просвещение, 1989. – 79 с.
25. Коровина В. Я. и др. Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5–11 классы (Базовый уровень). 10–11 классы. (Профильный уровень) / Под ред. Коровиной В. Я. – М.: Просвещение, 2004. – 224 с.
26. Крегжде С.П. Восприятие и понимание стихотворений учащимися V–VII классов средней школы: Автореф. …дис. канд. психол. наук // Режим доступа: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/18830.php
27. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение,2009. – С. 337–342
28. Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я. Рез. – 2–е изд. – М., 1985.
29. Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. – С.–Петербург: Искусство–СПБ, 1999. – 727 с.
30. Платонова Т.Н. А.Блок «На поле Куликовом». Материал к уроку XI класс // Литература в школе. – 2006. – № 6. – С. 29.
31. Программа для общеобр. учр. 5–11кл. / под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2007. – общее кс
32. Сомова Л.А. Размышления над черновым вариантом поэмы А. Блока «Двенадцать» // Литература в школе. – 2008. – № 9. – С.48.
33. Фомина В.Г. Две Незнакомки А.Блока. сравнительный анализ стихотворений «Незнакомка» и «В ресторане» XI класс // Литература в школе. – 2006. – № 6. – С. 47.
34. Цветаева М. Стихи А. Блоку // Режим доступа: http://www.world–art.ru/lyric/lyric.php?id=1594
35. Шабельская Г.А. Один урок по лирике Александра Блока // Урок литературы в школе. Сборник статей. – Ленинград.: Просвещение – 1974. – С.126–133.
36. Шелестова З.А. Приближающийся звук. Звучащее слово А. Блока // Литература в школе. – 2006. – № 6. – С. 23.