Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Преподавание и изучение иностранного языка является непростой задачей. Ситуация усложняется, когда обучающимися являются дети начальной школы, а основное внимание в преподавании и обучении уделяется грамматике – занятию, которое часто считается «скучным, неинтересным и утомительным». Тем не менее, уровень владения языком определяется тем, что соблюдает ли человек все грамматические правила или нет, а несоблюдение правил грамматики указывает на то, что человек имеет низкий уровень владения языком или использование языка им является ошибочным. Соответственно предпринимаются систематические попытки научить детей грамматическим правилам и структурам с самого начала процесса преподавания и изучения языка. Однако успех или неудача в изучении, усвоении и использовании грамматических правил и структур во многом определяется техникой и подходом, используемым учителем. Считается, что более компактный, интересный, мотивирующий метод обучения грамматике дает положительные результаты, тогда как традиционный, ориентированный на учителя, малоинтересный метод считается причиной неспособности обучающихся выучить и усвоить правила и структуры грамматики.
Грамматика является очень важным компонентом в любом языке. Грамматика представляет собой строевую основу языка, без которой не могут быть созданы слова (со всеми их формами) и предложения (шире – высказывания). Не зная грамматики, человек не сможет полноценно говорить на языке. Благодаря грамматике у человека формируются умения устного и письменного значения.
Обучение учеников младшего школьного возраста иностранному языку, в частности его грамматическому аспекту, является актуальным в условиях современного образования. При выборе методов обучения грамматике английского языка следует учитывать особенности детей младшего школьного возраста. Одной из таких особенностей является игровая мотивация, с помощью которой можно естественно и эффективно организовать образовательный процесс обучения иностранному языку как средству общения. В связи с этим игровые приемы на уроках английского языка являются важным элементом образовательного процесса. Следовательно, целью настоящего исследования является обосновать теоретически и апробировать систему упражнений с использованием игр как одной из разновидностей интерактивных технологий при обучении грамматике в начальной школе.
Исходя из актуальности проблемы, была выбрана тема исследования: «Обучение грамматике в начальной школе: использование приемов парной работы».
Объект исследования: обучение грамматике в начальной школе.
Предмет исследования: использование приемов парной работы при обучении грамматике в начальной школе.
Цель исследования: определить особенности использования приемов парной работы при обучении грамматике в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
2. Раскрыть особенности изучения грамматике в начальной школе.
3. Охарактеризовать парную работу как метод обучения.
4. Привести примеры использования парной работы на учебных занятиях.
5. Провести эксперимент и проверить влияние парной работы на уровень усвоения грамматики на уроках иностранного языка в начальных классах.
Методы исследования: Для решения поставленных задач были реализованы методы исследования: теоретические (анализ, систематизация и обобщение).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Период, который психолого-педагогической литературе принято считать младшим школьным возрастом, начинается с 7 лет, т.е. с началом систематического школьного обучения ребенка, и заканчивается в 10-11 лет. В зарубежной и отечественной науке этот этап возрастного развития описан в работах Л. И. Божович, А. Л. Венгера, Н. И. Гуткиной, Е. Е. Кравцова,
Э. Эриксона и многих других авторов. Младший школьный возраст является одним из важных этапов в становлении личности человека, это связно с тем, что в данный период ребенок обладает высокой сензивностью в развитии многих психических процессов.
Основные изменения, происходящие в ребенком, связаны с возникновением у него новой ведущей деятельности – учебной. Она способствует возникновению у детей младшего школьного возраста, указывает М. К. Апетян, новых мотивов деятельности, а именно появлению познавательной активности и стремлению к саморазвитию. В первую очередь этому будут способствовать успехи в учебной деятельности, поскольку они будут воздействовать на формирование адекватной самооценки. Если в овладении учебной деятельностью будут трудности, то это может привести к развитию хронической усталости или возникновению комплексов неполноценности [1, с. 243].
В работе Ю. И. Водяхи отмечается, что учебная деятельность является «особой формой социальной активности, которая проявляется с помощью предметных и познавательных действий» [3, с. 14]. Ее основные характеристики представлены в таблице 1.
С началом школьного обучения ученик первого класса приобретает новую социальную роль – роль школьника, которая коренным образом меняет его самосознание и приводит к переоценке ценностей.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие психических функций, а также происходит совершенствование высшей нервной деятельности. А важнейшими личностным характеристиками, появляющимися в младшем школьном возрасте, являются доверчивое отношение к авторитету, повышенная восприимчивость и внимательность
[1]. Поэтому данный возрастной период является важным для развития нравственных качеств и положительных черт личности. Авторитетом у младших школьников выступает учитель, который и создает условия для развития высоконравственной личности.
Развитие когнитивной сферы личности протекает следующим образом:
Преобладающими видом мышления является наглядно-образное, поэтому учеников привлекает все яркое и красочное. Однако, младший школьный возраст характеризуется формированием у ребенка такого вида мышления как абстактно-логическое.
Память характеризуется тем, что младшие школьники хорошо запоминают и успешно воспроизводят небольшой языковой материал. В целом у детей материал запоминается механически, т.е. запоминание происходит на основе постоянного повторения и закрепления.
Произвольность внимания, являющая одним из новообразований возраста, играет важную роль не только для процесса обучения ребенка, но и оказывает значительное влияние на всю его жизнь. Многие исследователи между успешностью учебной деятельности и развитым произвольным вниманием определяют тесную взаимосвязь, но как показывает практика, развитость произвольного внимания не гарантирует младшему школьнику успешность во владении учебной деятельностью.
Происходит процесс развития представлений младшего школьника, которые характеризуются такими особенностями как: легкость преобразования образов, произвольность возникновения продуктивных представлений, возникновение индивидуальных различий в представлениях.
Речь младшего школьника становится произвольной, развернутой и спланированной. Возрастной период характеризуется также тем, что происходит освоение письменной речи [3, 5, 10].
Исходя из выше изложенного, мы пришли к выводу, что когнитивная сфера у детей младшего школьного возраста характеризуется стремительным развитием познавательных процессов и их переходом на более высокий уровень развития.
В этот период начинает активно развиваться интеллектуальная рефлексия. С точки зрения М. К. Апетяна, ученик начальных классов не способен в полной мере осознать собственные мыслительные операции, внутренне наблюдение у него еще не достаточно развито. Однако, когда он начинает отстаивать свое мнение перед другими людьми, он начинает различать свои внутренние мотивы, которые приводят к развитию рефлексии [1, с. 244]. Получается, что младший школьник только начинает осваивать способность оценивать собственные действия и процесс своей мыслительной деятельности, что приводит в конечном итоге к развитию рефлексии.
Анализируя психологические особенности младшего школьного возраста, важно отразить то, что период начинается с процесса адаптации к новым внешним условиям. Возникшая новая учебная деятельность кардинальным образом меняет жизнь ребенка. У него формируется новый режим дня, развиваются новые знания, умения и навыки. В этот период начинают закладываться навыки самоконтроля своей деятельности, а именно младший школьник обучается грамотно распределять время, взаимодействовать с окружающими людьми.
На развитие самооценки также сильное влияние оказывает учебная деятельность. Это связано с тем, что ребенок переносит выставляемые ему отметки, как оценивание его как личности. Поэтому педагогу важно учитывать эту особенность младшего школьника и придерживаться принципа, что любая выставляемая отметка должна быть адекватной, осознанной и дифференцированной, т.е. ни в коем случае нельзя сравнивать ученика с его одноклассниками. Оценка любой деятельности ребенка происходит только с ним самим.
У младшего школьника значительно снижается количество физической активности, т.к. основным видом нагрузки становится умственная деятельность, однако необходимо помнить о том, что игровая деятельность еще доминирует в поведении младшего школьника. Только значение игры видоизменяется. Если для дошкольника важна сам процесс игры, то ребенок младшего школьного возраста нацелен на результат, а процедура игры требует четкой организации и целенаправленности [3].
Период младшего школьного возраста сопровождается кризисом, которая Л. И. Божович назвала «период рождения социального Я ребенка», во многих источниках его называют кризисом 7 лет. Особенностью данного возрастного кризиса является осознание ребенком своего места в общественных отношений. Возникший кризис способствует дифференциации внешней и внутренней жизни младшего школьника, у него возникает смысловая ориентация совершаемых поступков [цит. по 13].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян // Молодой ученый. – 2014. – № 14 (73). – С. 243-244.
2. Архангельская, Н. Н. Грамматический аспект обучения иностранному языку в начальной школе / Н. Н. Архангельская // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 12-2(66).
3. Водяха, Ю. Е. Психология младшего школьника [Текст] : учебно-методическое пособие / Ю. Е. Водяха, С. А. Водяха. – Екатеринбург : Урал. гос. пед.ун-т, 2018. – 109 с.
4. Григорьева, М. В. Специфика обучения грамматике английского языка в начальной школе / М. В. Григорьева // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. – 2014. – № 2. – С. 39-42.
5. Грязнов, Ю. П. Развитие познавательной активности учащихся [Текст] / Ю. П. Грязнов, Л. А. Лисина, П. И.Самойленко. – 2012. – № 2. – С. 30–33.
6. Долгова, В. И. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе : монография / В. И. Долгова, Н. И. Аркаева, Е. Г. Капитанец. – М.: Издательство «Перо», 2015. 200 с.
7. Елесина, Н. В. Игровая технология обучения грамматике английского языка в начальной школе / Н. В. Елесина // Научный альманах. – 2016. – № 6-1(19). – С. 265-268.
8. Ибодуллаева, Г. Ж. Значение коммуникативных навыков в формировании личности школьников при изучении иностранного языка / Г. Ж. Ибодуллаева // Научный журнал. Вопросы педагогики – 2018. - № 2. С. 38-39.
9. Иценко, И. А. Педагогические условия интенсификации процесса обучения иностранным языкам в начальной школе / И. А. Иценко // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 7(135). – С. 202-206.
10. Корецкая, И. А. Психология развития и возрастная психология [Текст] : учебное пособие / И. А. Корецкая – М.: Евразийский открытый институт, 2011. 120с.
11. Кудратов, Г. С. Мотивация и ее роль в изучение иностранного языка / Г. С. Кудратов // Научный журнал. Вестник современной науки – 2017. № 3. – С. 54-57.
12. Лозицкая, К. В. Проблемы обучения грамматике английского языка в младшем школьном возрасте / К. В. Лозицкая // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 48. – С. 2310-2314.
13. Лысенко, Е. М. Возрастная психология [Текст] : краткий курс лекций для вузов / Е. М. Лысенко. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 173 с.
14. Лю, А. И. Игра в обучении грамматике английского языка в начальной школе / А. И. Лю // Актуальные проблемы лингвистики и методики : материалы восьмой международной студенческой научно-практической конференции, Екатеринбург, 12 апреля 2016 года / Ответственный за выпуск Н. Г. Шехтман. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2016. – С. 181-182.
15. Минхевич, М. П. Формирование познавательной активности учащихся в условиях дефференциации обучения [Текст] / М. П. Михевич. – М.: Речь, 2015. – 169 с.
16. Назарматова, Е. М. Цели и содержание обучения английскому языку в начальной школе / Е. М. Назарматова // Гуманитарный трактат. – 2019. – № 72. – С. 43-44.
17. Назарова, В. Н. Развитие познавательной активности младших школьников в учреждениях дополнительного образования [Текст] / В. Н. Назарова // Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики. – 2016. – № 2. – С. 43-49.
18. Пелевина, Н. Г. Интерактивные игры в обучении грамматике английского языка в начальных классах общеобразовательной школы / Н. Г. Пелевина, З. Г. Савченко // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2020. – № 4(79). – С. 154-161.
19. Пехова, Д. Д. Применение игровых технологий при обучении грамматике на уроках английского языка в начальной школе общеобразовательной организации / Д. Д. Пехова // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 2-5(70). – С. 157-161.
20. Сафармахматова, З. Н. Некоторые особенности преподавания иностранного языка по коммуникативной методике / З. Н. Сафармахматова // Гуманитарный трактат: научный журнал о гуманитарных науках – 2019. – № 68. – С. 14-15.
21. Широнина, О. В. Формирование грамматических навыков на уроках иностранного языка / О. В. Широнина // Colloquium-journal. – 2019. – № 27-4(51). – С. 56-58.
22. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе : учеб. пособие / Г. И. Щукина. - М.: Просвещение, 2010. – 160 с.