Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В современных условиях хозяйствования предприятия не могут оставаться долгое время конкурентоспособными без четко определенной стратегической цели и системы стратегического планирования, ориентированной на достижение определенных перспективных показателей деятельности. Действительно, опираясь только на текущую ситуацию и не имея представления о том, к какому положению на рынке нужно стремиться, чтобы обеспечить стабильный и растущий доход, практически не возможно в современной агрессивной конкурентной среде.
Однако, сам процесс формулирования целей и задач, формирования системы стратегического планирования должен быть научно-обоснованным и целостным, что позволит учесть все нюансы планирования и исключить вероятность ошибки или значительной погрешности в прогнозах. Для этого предпринимателям нужно изучить научные исследования в данной области, делать анализ аналогичной практики других компаний, самостоятельно диагностировать состояние своего предприятия и применять различные методы и модели стратегического планирования.
Особенно важно интегрировать систему планирования в уже действующую систему менеджмента предприятия, что требует определенных усилий по применению специальной методологии. В этом планировании персонал компании должен принимать главное участие, выделяя ключевые стратегические ориентиры и направления.
В дальнейшем персонал непосредственно осуществляет сформированные программы развития, осуществляя управленческое воздействие и координацию, использование предоставленных ресурсов.
Объект исследования – стратегическое управление.
Предмет исследования – отношения в организации по стратегическому управлению.
Цель исследования – исследовать роль персонала в стратегическом управлении организации.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
1. Проанализирован корпус научно-методической литературы по тематике исследования
2. Выявлены специфические черты роли персонала в стратегическом управлении организацией.
3. Проведен анализ деятельности компании и выявлены процессы стратегического управления
5. Разработаны рекомендации по оптимизации участия персонала в стратегическом управлении.
Методы исследования включают в себя анализ, обобщение, конкретизацию, наблюдение, описание, сравнение, SWOT-анализ.
Практическая значимость работы заключается в возможности применить результаты проведенного анализа в практике управления организации.
Структура курсовой работы. Работа состоит из двух глав, включает 5 рисунков, 3 таблицы. Во введении обосновывается актуальность темы, рассматривается объект и предмет исследования, ставится цель работы, приводятся задачи, необходимые для достижения поставленной цели, поясняется практическая значимость работы. В первой главе анализируются теоретические основы стратегического управления и роли персонала в его осуществлении. Вторая глава раскрывает практическое вовлечение персонала конкретной компании в стратегическое управление. В заключении приводятся основные результаты работы и намечаются перспективы дальнейших возможных исследований по данной тематике. Список использованных источников содержит 20 пунктов.
Глава 1. Персонал в стратегическом управлении
1.1.Стратегическое управление: сущность, цели и задачи
Вопросы стратегического управления в современной ситуации особенно актуальны. Именно компании, которые внедрили систему стратегического управления и учли в ней управление изменениями – обеспечили себе устойчивость в условиях кризиса и остались конкурентоспособными.
Главная цель и задача стратегического управления - формирование потенциала и сохранение стратегической способности предприятия к выживанию и эффективному функционированию в обстоятельствах нестабильной внешней среды. Комплекс этих функций и данной цели определяет сущность стратегического управления.
Таким образом, суть стратегического управления заключается в создании и реализации стратегии развития предприятия на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в обстоятельствах неустойчивой внешней среды.
В этом процессе стратегические решения имеют ряд характерных особенностей:
- инновационный характер;
- направленность на перспективные цели предприятия и их возможности;
- сложность формирования при условии, что множество стратегических альтернатив неопределенно;
- субъективность оценки;
- необратимость и большая степень риска.
Стратегическое планирование консалтинговой фирмы имеет определенные особенности:
- экспертная позиция позиционирования определяет необходимость владения самыми передовыми знаниями и навыками в разных областях развития современных компаний, что дает возможность всегда предлагать оптимальные решения для своих клиентов и с применением новых технологий и методов;
- формирование стратегических планов осуществляется в разных областях бизнеса и других сферах деятельности, в разных сегментах рынка, что осложняет их воплощение;
- необходимо использование значительных массивов данных о рынке, потенциальных клиентах, целевой аудитории, чтобы правильно сформировать стратегию;
- выбор наиболее значимых показателей оценки эффективности развития компании применительно к разным рыночным сегментам;
- сложность выбора конкурентной стратегии в активной и динамично изменяющейся окружающей среде.
Планирование стратегии консалтинговой фирмы осуществляется посредством глубокого анализа внешней среды в расширенном формате, так как консалтинговые услуги охватывают самые разнообразные отрасли и сферы деятельности и оказываются от имени «фирмы-эксперта». Данный анализ включает в себя исследование влияния внешних факторов, такие как политико-правовые, социально-экономические, культурные, технические и иные. Данный анализ может проводиться посредством применения PEST-анализа, составления матрицы БКГ и иных видов анализа внешней среды.
Не менее важен анализ микросреды, к которому относятся:
- исследование конкурентов, поставщиков,
- изучение клиентов, целевых аудиторий,
- изучение групп влияния,
- изучение контактных аудиторий.
Также компании важно провести диагностику своей конкурентоспособности методами:
- модель 5 сил М.Портера,
- 4 «P» или 4 «C»,
- модель «Синего океана»,
- другими.
Также консалтинговая фирма активно исследует своих клиентов (постоянных и потенциальных), их потребности, желания, целевые ориентиры, стиль потребления, предпочтения, динамику изменения поведения и т.п. Это позволяет формировать правильную эффективную стратегию и формировать уникальное конкурентоспособное торговое предложение.
Важной особенностью стратегического планирования консалтинговой фирмы также является высокая инновационность, т.е. способность генерировать инновации и принимать решения по их внедрению.
Такие решения принимаются на основе полномасштабного анализа с применением вышеуказанных методов и привлечением экспертной оценки ведущих специалистов в разных сферах ведения. Каждое решение содержит систему показателей эффективности его реализации и подробную программу внедрения, перечень исполнителей, оценку рисков и возможностей их нивелирования, экономическое обоснование и правовую поддержку.
Таким образом, стратегическое планирование любой организации, в том числе консалтинговой представляет собой широкий спектр важных исследовательских этапов и множество управленческих решений для достижения будущего положения и образа компании на рынке и ее преобразования до того состояния, которое максимально отвечает видению собственников и позволяет обеспечивать максимальную конкурентоспособность на рынке.
Роль персонала в стратегическом управлении подчеркивается всеми теоретиками и практиками управления, так как генераторами мысли для наполнения стратегии развития, а также исполнителями стратегии являются сотрудники организации.
1.2. Персонал в стратегическом управлении: роль, функции
Сегодня задача каждого руководителя предприятия как можно более активно вовлекать персонал в разработку и реализацию стратегии.
Эффективность участия персонала в стратегическом управлении повышается через:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Володина О.А. Стратегический и инновационный менеджмент: Учебное пособие / О.А. Володина. - М.: Academia, 2019. - 446 c.
2. Голубцова Ю. О. Методы стратегического планирования деятельности современного предприятия // Актуальные исследования. 2020. №17 (20). С. 68-71. URL: https://apni.ru/article/1179-metodi-strategicheskogo-planirovaniya-deyatel (дата обращения: 27.01.2021)
3. Гребенников А.А. Разработка стратегического плана развития предприятия //Справочник экономиста. – 2017. - № 10
4. Ивонина А.И., Чуланова О.Л,, Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Вестник евразийской науки. 2017. №1 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-napravleniya-teoreticheskih-i-metodicheskih-razrabotok-v-oblasti-upravleniya-rol-soft-skills-i-hard-skills-v-professionalnom (дата обращения: 06.05.2021).
5. Ильенков Д.А. Управление по целям: преимущества и недостатки // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/02/7151 (дата обращения: 19.11.2021).
6. Кисель А. И. Сравнительный анализ основных моделей жизненных циклов организаций / А. И. Кисель. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 130-133.
7. Климова Т.В., В. К., Лебедева Е. А. Совершенствование управления персоналом с применением методов управления по целям // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XLV междунар. науч.-практ. конф. № 1(45). – Новосибирск: СибАК, 2015
8. Козырев А.А. Исследуя методологические основы стратегирования социально-экономического развития // Экономика в промышленности. 2020. Т. 13. № 4. С. 434-447.
9. Магомедов К. Д. Влияние конфликтов на социально-психологический климат в коллективе //Вопросы науки и образования. – 2018. – №. 2 (14) – С.23-25
10.Маркелова Ю.В., Вагапова Р.И. Роль менеджмента в стратегическом менеджменте // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №2-1. [Электронный ресурс]URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-menedzhmenta-v-strategicheskom-menedzhmente (дата обращения: 09.04.2022).
11.Оглоблин В.А. Алгоритм формирования комплексной функции кадрового менеджмента // Управление экономическими системами. - 2017. - №5 (99). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent&view=items&id=4401 (дата обращения: 04.03.2022)
12.Осколкова О.И. Стратегическое управление персоналом в России: проблемы и пути совершенствования // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №5-3. С. 141-144.
13.Подберезкина В.В. Стратегический подход к вопросам управления персоналом организации // Скиф. 2021. №5 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskiy-podhod-k-voprosam-upravleniya-personalom-organizatsii (дата обращения: 14.04.2022).
14.Ряжева Ю.И. Организация инновационной деятельности предприятия // Московский экономический журнал. 2018. №5 (3). [Электронный ресурс]URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-innovatsionnoy-deyatelnosti-predpriyatiya-1 (дата обращения: 14.01.2022).
15.Савченко, А.Б. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / А.Б. Савченко. - М.: Риор, 2019. - 440 c.
16.Серков Л. Н. Стратегия управления человеческими ресурсами: учеб. -метод. пособие. Симферополь: Изд-во АНО ООВО «Университет экономики и управления», 2019. 82 с.
17.Слинкова О.К., Скачков Р.А Анализ научных подходов к целеполаганию и его роль в процессе управления // Известия УрГЭУ. – 2015. - №3. – С.65-69
18.Устинова О. Е. Интеллектуальный капитал: подходы к анализу как объекту внутренней среды хозяйствующего субъекта // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2017. Т. 79. № 2 (72). С. 257–264.
19.Чжан Су. Оценка влияния организационной культуры на эффективность стратегического управления предприятием / Су Чжан. — Текст: непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 30-34
20.Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент: учебник для вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2021. - 321 с.