Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Современное общество предъявляет особые требования к выпускнику школы как сформированной активной, созидающей личности. Теория учебной деятельности доказывает, что формирование самооценки младшего школьника осуществляется через включение ребёнка в активные отношения с окружающей природой, самим собой, другими людьми. Самооценка является важнейшим фактором формирования и развития личности: определяет характер отношений с миром, уровень стремлений и ценностей, позволяет делать выбор в различных жизненных ситуациях.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) важнейшим образовательным результатом обучения являются универсальные учебные действия (УУД), в составе которых особое место занимает самооценка, способствующая организации и становлению обучающегося в роли субъекта учебной деятельности[17, с. 31].
Проблеме формирования самооценки посвящено большое количество исследований в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе: общетеоретический аспект (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.), методологический (А.В. Беляев, И.Ф. Исаев, М.И. Ситникова, В.И. Страхов,И.С. Якиманская), экспериментальный (Т.Ю. Андрущенко, Г.И. Катрич, А.И. Липкина, Г.А. Соболев и др.).
Согласно новым стандартам важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учится, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Самооценка обучающимися своей деятельности относятся к регулятивным универсальным учебным действиям. Эти умения необходимо формировать у младших школьников на каждом уроке. Однако наиболее эффективна организация самоконтроля и самооценки детьми своих знаний входе выполнения ими контрольных и проверочных работ. Таким образом, повышается не только качество образования, но и улучшается психологическая комфортность учащихся на уроке. Успех ребенка в учебной деятельности напрямую связан с развитием у него действий самоконтроля и самооценки [15, с. 30].
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Однако, несмотря на активное внимание науки к проблеме формирования учебных действий самооценки у младших школьников, следует отметить, что применительно к условиям начальной школы и уроков «Русский язык» она рассматривается недостаточно.
Проблема исследования: при каких условиях у младших школьников будет формироваться самооценка на уроках русского языка?
Цель исследования: раскрыть особенности формирования у младших школьников самооценки на уроках русского языка.
Объект исследования: самооценка на уроках русского языка.
Предмет исследования: процесс формирования у младших школьников самооценки на уроках русского языка.
Для решения поставленной цели определены задачи:
1. Изучить психолого- педагогические основы формирования у младших школьников самооценки на уроках русского языка.
2. Рассмотреть методические аспекты формирования самооценки у младших школьников на уроках русского языка.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; сравнение; обобщение.
Курсовая работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава I. Психолого-педагогические основы формирования у младших школьников самооценки на уроках русского языка
1.1. Сущность самооценки и особенности ее формирования у младших школьников
Исследование самооценки всегда было объектом повышенного внимания как зарубежных, так и отечественных психологов. Особую актуальность эта проблема приобрела в последние годы в связи с требованиями к качеству образования, в достижении которого немаловажное значение отводится личности учащегося. Самооценка не только оказывает влияние на становление индивидуально-личностных особенностей детей, но и выступает одним из важнейших психологических факторов формирования учебной деятельности учащихся. Вопросы, связанные с ее развитием, входят в круг ключевых проблем различных отраслей психологической науки и практики.
С психологических, педагогических и социальных позиций исследованием самооценки как ведущего компонента самосознания личности занимались А. И. Липкина, И. И. Чеснокова, И. С. Кон, Р. Бернс, А. А. Реан и другие.
А. И. Липкина отмечает, что самооценка является одним из компонентов процессов, которые принадлежат к наиболее устойчивым характеристикам личности и формируют самосознание[12, с. 64].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Александрова Э.И. Реализация новых образовательных стандартов вначальной школе средствами образовательной системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова [Текст] / - М., Вита-Пресс, 2010г.- с.192.
2. АнаньевБ. Г. Избранныепсихологическиетруды: в 2-х т. Т. П/Под ред. А. А. Бодалева и др. -М.: Педагогика, 1980. - 288 с.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович.-М., 2017. – 464 с.
4. Витушкина Э.В., Кружилина Т.В. Особенности формирования самооценки младших школьников как основы достижения личностного результата образования / Э.В. Витушкина, Т.В. Кружилина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2018. - №14. –С.45-51.
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Прогресс, 2017. - 248 с.
6. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности / А.В. Запорожец // Принцип развития в психологии. – 2016. – С. 243.
7. Захарова А. В. Исследования самооценки младшего школьника вучебной деятельности [Текст] /А. В. Захарова, Т. Ю. Андрущенко // Вопросы психологии-1980. - № 4.- 15-19.
8. Зимняя И. А. Педагогическаяпсихология [Текст] : учебник для вузов : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. - 3-е изд., пересмотр. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2010.- 480 с.
9. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и
сред. пед. учеб. Заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. –
Москва: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
10. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. – М. : Педагогика, 2018. – 318 с.
11. ЛогиноваО.Б.Системаоцениванияучебныхдостиженийшкольников. [Текст] / Рекомендации Министерства образования РоссийскойФедерации для участников эксперимента по совершенствованию структурыи содержания общего образования, 2001.- 135 с.
12. Липкина А.И. Самооценкашкольника. - М.: Знание, 1976. - 64 с.
13. Новиков А.М. Контроль, оценка, рефлексия /А.М. Новиков. – Школьныетехнологии. - 2015.- №1. - С.145-149.
14. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др-М.: Просвещение, 1984.-256с.
15. Олийных Л.В. Как помочь школьнику повысить самооценку/Л.В.Олийных // Воспитание школьников. - 2014 - №1. - С.29-36.
16. Сластёнин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н.Шилов.- М.: Издательский центр «Академия», 2004 - 345 с.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования. Министерство образования и науки
Российской Федерации. – Москва : Просвещение, 2010. – 66 с.
18. ФоминаЛ.Ю.Что влияет на формирование самооценки младших школьников// Начальная школа. - 2003. - №10. - С.99-102.
19. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2004. - 349 с.
20. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / М., 1989.- 560с.