Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения образовательной программы является освоение доступных способов изучения природы и общества. Наблюдение является способом познания окружающей действительности. Природу младшие школьники изучают в рамках предмета «Окружающий мир. В процессе изучения данного предмета младшие школьники имеют возможность получать новые знания. Формировать новые умения и навыки. Дети получают возможность сформировать свои представления о природных и социальных объектах. В процессе наблюдения появляется возможность осмыслить характер взаимодействий человека с природой. Чтобы развить у младших школьников наблюдательность им на уроках и во время занятий по внеурочной деятельности предлагают различного рода задания, которые требуют подробного описания внешнего вида. Дети сами находят недостающие детали или предметы. находят отличия у двух сходных предметов и др. Чтобы владеть подобными умениями и навыками дети должны иметь развитую наблюдательность. В этом заключается актуальность исследования.
Цель работы: выявление условий для развития учебно-познавательного интереса к изучению природы у младших дошкольников с помощью наблюдения.
Объект: процесс обучения окружающему миру при изучении природы.
Предмет: формы, методы и приемы развития наблюдательности у младших школьников при изучении природы.
Гипотеза исследования: развитие учебно-познавательного интереса к изучению природы у младших дошкольников с помощью наблюдения будет осуществляться более продуктивно, если будет учтено и организовано:
-учёт возрастных и психологических особенностей восприятия окружающего мира младшими школьниками;
- принятие учебной задачи по наблюдению за природными обьектами или явлениями;
- экспериментирование с природными объектами.
Задачи:
1. Определить сущность понятий познавательный и учебно-познавательный интерес.
2. Описать процесс развития наблюдательности у младших школьников в процессе изучения природы с целью формирования учебно-познавательного интереса у младших школьников.
3.Выявить уровни развития учебно-познавательного интереса у младших школьников в процессе наблюдения.
4. Провести анализ организационно-педагогических условий развития учебно-познавательного интереса младших школьников к природе.
Методы исследования: анализ теоретических источников, изучение и обобщение педагогического опыта по исследуемой проблеме, наблюдения за деятельностью обучающихся, анкетирование, наблюдение, беседы, тестирование.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа. Заключение, список использованных источников.
Глава 1: Теоретические основы развития учебно-познавательного интереса к изучению природы у младших школьников
1.1. сущность понятий «познавательный» и «учебно-познавательный интерес»
В федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования раскрыты требования к примерной образовательной программе, где указано, что одна из задач образовательной области «Естествознание» должна развивать познавательный интерес детей [3]. Вопросами системного подхода к изучению педагогических явлений и технологий в аспекте развития наблюдательности школьников занимались исследователи В.П. Беспалько, И.Я. Лернер, Т.И. Шамова, A.C. Шаров и др. Развивающим начальным образованием и теорией учебной деятельности занимались учёные В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др.
Именно изучение природы позволяет реализовать на практике приёмы по развитию наблюдательности учащихся, что в дальнейшем способствует формированию их отношения к действительности как источнику познания. Пути развития наблюдательности детей достаточно разнообразны. Учитель в своей работе постоянно использует различные средства наглядности. Дети наблюдают на уроках, на природе, на экскурсиях и др. Образовательная область Естествознание практико-ориентированная и дети периодически наблюдают за проведением опытов, выполняют различные практические работы. Они ведут дневники наблюдений, рабочие тетради, работают с настенными календарями природы. Учитель реализует одну из приоритетных целей, такую как развитие наблюдательности при организации изучения предмета окружающий мир. В учебно-образовательном процессе всегда приходится говорить об учебно-познавательном интересе к изучению чего либо. В случае с предметом окружающий мир – мы говорим об интересе к изучению природы [19].
Насколько правильно организует и спланирует учитель наблюдения детей, зависит развитие познавательной деятельности школьников. но деятельность будет продуктивной лишь в том случае, когда у ребёнка присутствует устойчивый интерес. Принято считать, что наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. Если у школьника присутствует истинный интерес, то все его анализаторы – зрительный, слуховой, осязательный и обонятельный включены в процесс внимания и наблюдения. Изучение природы является именно такой формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения и непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях. При системном и комплексном походе к этим процессам со стороны учителя у школьников развивается устойчивая познавательная активность [8]. Многие ученые прошлого подчеркивали важность развития наблюдательности в процессе изучения природы. Это Герд А.Я., Зуев В.Ф., Новиков Н.И., Ушинский К.Д. и др.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход. Этот подход обеспечивает реализацию развивающих задач предмета окружающий мир. В процессе обучения учителем используется множество различных методик, технологий и приёмов, но все они, так или иначе связаны с исследованиями детей. Детям интересно наблюдать и делать на основе этого различные выводы. Дети ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, а также выполняют различные творческие задания. Что представляет из себя понятие «интерес». С.Л. Рубинштейн считал, что интерес – это прежде всего направленность помыслов, мыслей, желаний и влечений. Исследователь Ф.К. Савина полагает, что интерес является ничем иным, как потребностным отношением или мотивационным состоянием, способным к побуждению познавательной деятельности.
Автор М.А. Пастушкова смотрит на интерес с точки зрения особого
избирательного отношения к окружающему миру. Все единодушно сходятся в том, что познавательный интерес характеризуется как положительно
эмоционально окрашенное отношение личности к познанию окружающей
действительности. Это проявляется у школьников в направленности на активное усвоение информации о значимых объектах учебно-познавательной деятельности [4]. В педагогике В. А. Сластенина познавательный интерес рассматривается с точки зрения внутренней движущей силы процесса учения. Это проявляется в целенаправленном состоянии школьника, обусловленном знаниями, умениями и опытом творческой деятельности. Развитие познавательного интереса субъекта
осуществляется посредством наблюдения и труда в природе. Подобные процессы всегда способствуют интеллектуальной активности детей. Природа является одним из основных источников развития познавательного интереса школьников. Интерес к окружающему миру выражается в желании познавать его различные стороны. Предметом познавательного интереса является самое значимое свойство человека – познавать окружающий мир. Познавательный интерес характеризуется познавательной активностью субъекта. Здесь большую роль играет явная избирательная направленность учебных предметов, в том числе и окружающий мир. Большую роль здесь играют познавательные мотивы [15].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания: пособие для студентов
пед. ун-тов [Текст] / Б.Г. Ананьев. – Санкт-Петербург: Питер, 2011. – 282 с.
2. Арапов, А. И. Формирование познавательной активности обучающихся: учеб. пособие [Текст] / А.И. Арапов. – Новосибирск: НГОНБ, 2013. - 75 с.
3. Вахрушев, А.А. Окружающий мир. Наша планета Земля: учебник для 2 класс [Текст] /А.А. Вахрушев.- В 2 ч. 4-е изд., перераб. М.: 2015. Ч. 1 – 144 с., Ч. 2 – 128 с.
4. Вальвакова, Т. В. Развитие познавательной активности младших
школьников на уроках окружающего мира [Текст] / Т. В. Вальвакова //
Молодой учёный. - 2014. – No 6. - С. 17-20.
5. Вальвакова, Т. В. Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира / Т. В. Вальвакова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5894/ (дата обращения: 11.04.2022).
6. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе
ознакомления с природой: пособие для студентов пед. ун-тов [Текст] / Н. Ф.
Виноградова. – Москва: Просвещение, 2012. – 242 с.
7. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса: учеб. пособие [Текст] / Л. А. Гордон. – Москва: Феникс, 2012. - 232 с.
8. Дмитриева, Ю.А. Дидактика начальной школы : учебник и практикум
для академического бакалавриата [Текст] / Ю. А. Дмитриева. – Москва: Юрайт, 2017. – 251с.
9. Козлов, П.Г. Необходимость введения в образовательные стандарты понятия "Организационно-педагогическая компетенция" [Текст] /П.Г. Козлов.- Современная педагогика. - 2015. - № 2 (27). - С.29-33.
10. Маркова, Р. И. Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках технологии как средство развития творческих способностей / Р. И. Маркова, В. Н. Резванцева, Г. В. Сторожева, Л. И. Юдкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 449-450. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39647/ (дата обращения: 11.04.2022).
11. Методологические основы изучения и развития исследовательской
деятельности: учебное пособие [Текст] / под ред. А. С. Обухова. – Москва:
НИИ школьных технологий, 2011. – С.51-58.
12. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе: учеб. пособие [Текст] /Н. Г. Морозова. – Москва: Знание, 2009. - 246 с.
13. Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у
аномальных детей: пособие для студентов пед. ун-тов [Текст] / Н. Г. Морозова.– Москва: Просвещение, 2009. - 264 с.
14. Набатова, О. В. О необходимости и способах формирования наблюдательности у детей дошкольного возраста [Текст] / О. В. Набатова, Н. Н. Ставринова // Актуальные вопросы современной науки. – 2009 – № 7-2.– С. 84-92.
15. Осипов, М. Е. Динамика проблемы личности в работах Л.С.
Выготского [Текст] / М. Е. Осипов // Вопросы психологии. – 2012. – No 2. –С.
10-13.
16. Плешаков, А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций [Текст] / А. А. Плешаков. – Москва: Просвещение, 2014. – 205 с.
17. Радецкая, И. В. Современные образовательные технологии в системе
дополнительного образования детей [Текст] / И. В. Радецкая // Педагогический журнал Башкортостана. - 2015. - No 5. – С. 4-5.
18. Салямова, Ш. Р. Естественнонаучные знания как объект познания в начальной школе / Ш. Р. Салямова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 531-533. — URL: https://moluch.ru/archive/85/16016/ (дата обращения: 11.04.2022).
19. Суравегина, И. Т. Школьная экология: задачи и функции [Текст] / И. Т. Суравегина // Биология в школе. – 2007. – №3. – С.23-32.
20. Титова, В.В. Пути развития наблюдательности учащихся при изучении окружающего мира [Текст] /В.В. Титова.- Начальная школа. - 2009. - №1. - С.65-68.
21. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике:
учебное пособие для студентов [Текст] / Г. И. Щукина. – Москва: Педагогика, 2011. - 352 с.
22. Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учебное пособие [Текст] / Н. Ф. Яковлева. – Москва: «ФЛИНТА», 2014. –144 с