Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе возникает потребность в людях, обладающих организаторскими способностями, способных к качественно свежей интеллектуальной работе и эффективному общению, готовых к достижению поставленных целей, поэтому потребность в лидерских качествах подрастающего поколения - это состояние современного общества. Такие люди способны, учитывая возможности, потребности, желания как группы в целом, так и каждого ее участника в отдельности, координировать деятельность других. Обществу необходимы люди с лидерским потенциалом, которые могут строить карьеру на основе личностно-ориентированных взаимодействий со своими коллективами, руководя ими на основе идеи гуманистического подхода.
Современная молодежь находится не в лучшем положении: природа общественного движения не находит своего лучшего воплощения. Задатки лидера есть у многих обучающихся, но не у всех есть навыки и возможности их развивать и укреплять самостоятельно. Психологической подготовке подрастающего поколения к работе в социально значимом пространстве уделяется недостаточно внимания и времени. В то же время в современной РФ возрастающая заинтересованность общества и государства в раскрытии лидерских качеств юных россиян является неоспоримым фактом, так как будущее должно решить проблемы российского общества. Доказательство тому – «Основы государственной политики России до 2025 года». В документе описываются как требования к молодежи, так и создаваемые условия, направленные на стимулирование ее общественно-активной позиции.
Самодостаточность, социальная мобильность, инициативность, способность нестандартно решать жизненные задачи и брать на себя ответственность за результат, стремление к саморазвитию - вот лидерские качества, характеризующие человека. Этот набор характеристик позволит удачно адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям социума ХХI века. Воспитать такую молодежь и является задачей педагогов дополнительного образования. Направление «Лидер» входит в число приоритетов «Программы развития воспитания в системе образования России», поскольку направлено на перестройку российского образования и развитие воспитательной системы в ближайший период.
В настоящее время большой научный интерес вызывает вопрос об эффективности поддержки и обучения детскому лидерству, разработке педагогических методик формирования личности лидера. Анализ научных работ указывает на многократность исследований различными учеными лидерских качеств. А.Г. Залевская, Т.Е. Вежеевич, О.Н. Капиренкова, А.Л. Уманский и другие ученые внесли свой вклад в разработку соответствующих технологических подходов. Теоретические и практические аспекты явления лидерства исследовали В.В. Петровский, Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин.
Научные работы Н.И. Брюкова, В.В. Бовичева, Е.В. Кудряшовой, Н.П. Аникеевой и др. являются методологической основой отечественных исследований проблемы лидерства. А.В. Петровский, Г.М. Андреева, А.В. Запорожец, Е.В. Андриенко занимались вопросами стилей лидерства. Работы видных российских ученых в области развития и образования, таких как О.С. Газман, С.В. Бундаревская, А.В. Мудрик, И.А. Колесникова, Г.К. Селевко, А.Н. Тубельский, С.Г. Шуман рассматривают концепции педагогической поддержки юношества в вопросах саморазвития и самовоспитания школьников.
Сегодня той среде, в которой личность находится в образовательном процессе, уделяется больше внимания, чем когда-либо прежде. Необходимо создание организационных форм, воспитывающих готовность человека к самореализации и самосовершенствованию. Лидерство не может существовать без своего окружения, а социальный контекст определяет позицию организатора. Детские творческие объединения способны оперативно реагировать на все изменения в общественной жизни.
Стремление к удовлетворению материальных потребностей не способствуют позитивной общественной роли подростков. Формируя их личности, система современного образования недостаточно уделяет внимание совершенствованию таких компетенций, как личная и коллективная ответственность за свои поступки, самостоятельность в принятии решений; у подростков не формируются необходимые для жизни в обществе морально-нравственные ценности. Поэтому проблема раннего выявления, формирования и стимулирования лидеров в детско-юношеских сообществах активно исследуется в современной педагогике и психологии учеными всего мира, что подтверждает актуальность и значимость темы нашего исследования: «Детское творческое объединение как средство развития лидерских качеств у обучающихся подросткового возраста».
Объект исследования: развитие лидерских качеств.
Предмет исследования: детское творческое объединение как средство развития лидерских качеств.
Цель: разработка программы по развитию позитивных лидерских качеств подростков в условиях детских общественных объединений.
Задачи исследования:
- изучить сущность понятия и функции лидерства в подростковом возрасте;
- исследовать феномен лидерства в психолого-педагогической литературе;
- проанализировать психолого-педагогические особенности формирования лидерских качеств у подростков;
- раскрыть социально-психологические и педагогические механизмы влияния коллектива на развитие лидерских качеств подростков;
- разработать программу по развитию позитивных лидерских качеств подростков в условиях УДО.
Методы исследования - теоретические:
- анализ и синтез педагогической, психологической литературы, изучение нормативно-правовых документов,
- моделирование,
- сравнение и обобщение исследовательских данных
Значимость исследования:
- теоретическая: изучены теоретические вопросы по теме развития лидерских качеств подростков;
- практическая: обобщены педагогические условия успешного развития лидерского потенциала подростков в деятельности детского творческого объединения;
- программа «Компоненты лидерства» будет интересна педагогам дополнительного образования, стимулирующим общественную составляющую личности своих воспитанников.
Структура исследования: введение, 2 главы – теоретическая и практико-ориентированная, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность понятия и функции лидерства, теории лидерства
На протяжении всей истории человечества понятие «лидерство» исследуется педагогами и психологами, а также учеными в области философии, социологии и политологии. Обратимся к этимологическому словарю. Его составители утверждают, что слова «лидер («leader») и лидерство («leadership») имеют англосаксонское происхождение и берут начало от английского глагола «leaden» («путешествовать», «идти»») [9].
Сопоставим определения лидерства. «Лидер – член коллектива, за которым все остальные его участники признают право принимать затрагивающие общественные интересы решения, а также определять векторы деятельности всего коллектива» [9]. «Лидер – член коллектива, который идентифицируется большинством группы с наиболее полным спектром коллективных ценностей; как следствие, обладает наибольшим влиянием в этой группе и выдвигается в процессе коммуникации в ней» [7].
На многоаспектность определения понятия «лидерство» обращают внимание Д. Френсис и М. Вудкок. Ученые акцентируют, что «приняты различные взгляды на лидерство, формирующиеся в зависимости от личных предпочтений, местных традиций, вида достигаемых целей и потенциала взаимодействующих в группе личностей» [6]. То есть схематически лидерство может быть представлено в виде ведущего за собой человека-лидера, формулирующего цель и ориентирующего остальных на ее достижение и ведомой им группы людей.
Обратимся к рассмотрению теорий, представляющих определение лидерства как явления. В Средние века этот вопрос рассматривался в философско-религиозных учениях с позиций того, что «реальное движение имеет только бог, а человек не может действовать по собственной инициативе» [5]. Во времена Гегеля лидерские способности личности представлялись как «ключевой символ ее свободы, дающий человеку возможность действовать для достижения определенной цели» [5]. Просветители, такие как Дидро и Гельвеций, мотивом деятельности считали «любовь к себе и свои личные желания» [5].
Появление ряда теоретических концепций обусловлено спецификой лидерства как общественного явления. До рубежа XIX-XX веков исследования по данной теме имели чисто описательный характер. В ХХ веке различные теории сошлись в определении факторов, от которых зависимо лидерство. Так, теория черт представляет собой ранний способ осмысления лидерства. Ф. Гальтон, ученый-антрополог и психолог из Великобритании, описывает в своих работах феномен врожденного лидерства. Теоретики черт характера были уверены, что человек наделяется лидерскими качествами при рождении. Поэтому теоретики данной научной школы пытались выделить компоненты лидерских черт личности.
Американский психолог Ч. Берд в 1940 г. впервые предложил такой список, который включал 79 атрибутов лидерства [5]. Американский социолог Р. Стогдилл, в свою очередь, описывает «пять основных качеств, характерных для лидеров:
— доминирование, или превосходство над другими,
— интеллект, или интеллектуальные способности,
— ловкость и энергия,
— уверенность в себе,
— знание вопросов» [11].
В то же время Р. Стогдилл справедливо признает, что успешные лидеры проявляют разные черты личности в разных ситуациях. Американский педагог У. Бенине описал «четыре комплекса качеств лидера:
- управление смыслом, или способность донести смысл достигаемой цели так, чтобы последователи поняли и приняли;