Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На берегах Тигра и Евфрата в древние времена процветало рабство, о чем свидетельствуют множество дошедших до современных историков памятников права: сделок, контрактов, различных купчих и прочих документов.
Древний город Вавилон – это был город с развитым ирригационным земледелием, торговлей и работорговлей, этот город даже упоминается в Библии, как «врата рая».
Одной из известных особенностей древневосточных государств было рабство, и Вавилония не была исключением. Длительное время считалось, что рабство восточных цивилизаций похоже на рабство античных стран, таких как Греция и Рим. Однако ученые нашли в Восточном рабстве некий особый тип рабовладения, они утверждали, что рабы Египта и Междуречья жили совсем в других условиях, не так, как рабы Греции и Рима.
Экономически рабство на Востоке не играло особой роли, так как здесь не было большой потребности в рабах. Поэтому и отсутствует погоня за рабами, присущая для поздней римской республики, так как хозяйственные отношения здесь были совершенно другие. Однако последние исследования свидетельствуют о том, что Восточное рабство также не является абсолютно противоположным античному, хотя оно и имеет свои особенности, но общие критерии и принципы соответствуют рабству древних Греции и Рима.
В древневавилонском царстве долговое рабство было широко распространено, должник свой долг обязан был отрабатывать или лично, или за него должны отрабатывать его дети.
С приходом царя Хаммурапи и принятием Кодекса Хаммурапи (XVIII век до н.э.) продолжительность долговой кабалы была ограничена сроком в три года. Однако кодекс права собственности рабовладельцев ревностно охранял, хотя и давал некоторые льготы свободным небогатым сословиям. Но к рабам этот закон был особенно жесток и непримирим.
Далее, в новоассирийский период (X—VII вв. до н.э.) раннее рабовладельческое общество с его патриархальным рабством приобретает черты и формы античного рабовладения, где долговое рабство уже теряет своё значение как источник рабовладения. Вместо порабощения жителей Вавилонии, начинает процветать рабство за счет завоевательных войн и пиратства и обращения пленников в рабство.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что причины рабства возникают еще в глубокой древности, о чем свидетельствует история образования и развития Вавилонского государства
Цель этой работы - охарактеризовать рабство в Вавилонии в VII – VI вв. до нашей эры.
В ходе работы были решены следующие задачи:
1. Охарактеризовать возникновение и развитие Вавилонского государства;
2. Рассмотреть управление, общественный и государственный строй в Вавилонии;
3. Проанализировать особенности рабства в Вавилонском государстве.
Структура работы состоит из введения, основной части, которая включает две главы, заключения и списка литературы.
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВАВИЛОНСКОГО ГОСУДАРСТВА
1.1. Общественный и государственный строй
Такого города под названием Вавилон во времена шумеров еще не существовало. И только где-то в начале II тысячелетия до н.э. на развалинах Шумеро-Аккадского царства начали возникать новые города, которые возводились по берегам рек, вдоль главных «дорог» того времени, когда шумерская система оросительных каналов была уже существенно разрушена. В этих городах постепенно зарождались и укреплялись самостоятельные царства, которые то возникали, то через какое-то время распадались и вновь создавались. Все эти государства строились по образцу и подобию разрушенного Шумеро-Аккадского царства — с единой властью царя и большим количеством чиновников, которые строго управляли безропотным народом городов .
На заре своей истории Месопотамия превратилась в «страну множества городов», среди которых Вавилон долгое время ничем не выделялся — это было небольшое поселение одного из племен, разговаривающих на аккадском языке, который к тому времени стал основным разговорным языком большей части жителей Междуречья, так как имел письменность, некогда перенятую у шумеров.
Древнейшими жителями Двуречья (Месопотамии), о которых найдены упоминания в письменных памятниках истории, были шумеры на юге и аккадцы на севере. Однако шумеры и аккадцы не являлись первыми жителями Двуречья. Шумеры появились на крайнем юге Двуречья в конце V - начале IV тысячелетия до н.э., и заселили территорию, северная граница которой доходила до современного Багдада. Их прародина так и остается неизвестна до сих пор и все попытки установить родство шумерского языка с каким-либо из известных живых или мертвых языков так и не увенчались успехом. Аккадский язык относится к восточной ветви семитских языков.
Аккадцы заселили Месопотамию с севера и, вероятнее всего, прибыли туда через Сирию.
В древности реки Тигра и Евфрата выглядели иначе, чем в настоящее время, так как обе реки не были соединены в единый канал, а они впадали в лагуну независимыми устьями, и все пространство между ними было занято непроходимыми болотами. Поэтому небольшие человеческие сообщества были отделены друг от друга почти непреодолимыми природными препятствиями. Рыхлая лесистая почва была очень плодородной, но урожай постоянно страдал от наводнений и засухи. Во время наводнения и сильного южного ветра произошли настоящие катастрофические наводнения, которые полностью снесли дома и уничтожили все урожаи и посевы.
Из этого можно сделать вывод, что всемирный потоп не является мифом, выдумкой, он действительно происходил в Месопотамии, где для древнейшего жителя она была целым «миром». Тяжелая жизнь, полная опасностей, тягот и лишений, долгое время заставляла людей держаться за свой род и племя. Но потом люди нашли возможность справиться со стихией: строительство каналов, дамб, плотин предотвратило наводнения, а летом, во время засухи, появилась возможность поливать орошаемые посевные площади. Искусственное орошение позволило собирать несколько урожаев в год и повысить урожайность культур.
Все эти обстоятельства привели к быстрому росту экономики и разложению первобытнообщинной системы и образованию первых государств. Центры сельской общины теперь были окружены каменными стенами, за которыми жители могли прятаться от врагов и успешно обороняться .
Так между Тигром и Евфратом образовались десятки небольших городов-государств (номов), которые еще долго сохраняли черты первобытной демократии. Во главе такого государства стоял правитель, который имел разные титулы в разных общинах: Верховный жрец (ы), строительный жрец (энси), великий человек (Лугал, царь, король).
Власть правителя изначально не была наследственной, так как он был избран народом. Но со временем Лугал, опираясь на свой военный отряд и поддержку племенной знати, концентрирует в своих руках все большую власть, которую он затем передал своим родственникам – и власть становится наследственной, а часть общинных земель сосредотачивается в руках правителя.
Еще в древности произошло объединение месопотамских «номов» с центром в Ниппуре (примерно в середине 3-го тысячелетия до нашей эры). В это время идет борьба отдельных номинальных центров за приоритет над всем двуязычным пространством, где главными претендентами были Ур, Урук, Лагаш и Ульм.
Несколько столетий характеризуются чередованием лидерства между великими государствами - семитским Аккадом на севере и шумерским на юге. В постоянных войнах и набегах победители обогащались, а побежденные города подвергались беспощадным набегам и грабежам. Военные сражения шли с переменным успехом, обозначая то одного, то другого победителя .
Первым, кому кто смог создать «великую державу», включающую всю Месопотамию, был Сарагон Древний, человек совсем незнатного происхождения, но сумевший сделать карьеру на военной службе. Вначале он захватил городок Аккад, а затем покорил всю Южную Месопотамию. И хотя номовая структура была им сохранена, но теперь правители номов стали просто чиновниками, которых назначал царь и которые всецело ему
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баранов Н.И. Происхождение культа царей. – СПБ.: Питер, 2018. - 315 с.
2. Бредунов Л.Г. История древнего мира. – М.: Норма, 2017. - 325 с.
3. Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. М.: Былина, 2020. – 418 с.
4. Батыр К.И. Всеобщая хрестоматия государства и права. М.: Юрист, 2017. – 530 с.
5. Дроздов Ф.Л. Вавилонское государство: история рабства. М.: Юнити, 2019. - 129 с.
6. Егоров А.Б. Вавилон на грани эпох. Проблемы зарождения и формирования рабства. –СПб.: Нева, 2018. - 225 с.
7. Новицкий О.С. Очерк государственных древностей Древнего Востока. В 2-х т. Т.2. – М.: Владос, 2018. - 386 с.
8. Панов Н.К. Очерки социально - политической истории. – М.: Кнорус, 2017. – 230 с.
9. Радугин З.У. Мессопотамия в I-III в. н.э. - М.: БЕК, 2016. – 310 с.
10. Светоний Транквилл Гай. Жизнь двенадцати цезарей / Пер. М.Л. Гаспарова. М.: МГУ, 2017.
11. Свенцицкая И.С. Культ императоров в античном мире // Культура и искусство античного мира. – М.: Приор, 1980. – 195 с.
12. Травкин Т.А. История народов мира. - М.: Юнити, 2016. – 285 с.
13. Омельченко О. А. Всеобщая история государства и права. - М.: Юрист, 2017. – 390 с.
14. Фролов Э.Д. Рабство и его причины. - СПб.: Питер, 2017. – 215 с.
15. Хлыстов Н.М. История древнего мира. - М.: Наука, 2018. – 210 с.
16. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. / Под редакцией К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М.: Юрист, 2020. – 617 с.
17. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М.: Юрист, 2019. – 585 с.
18. Чашкин Д.А. История мировых цивилизаций. М.: Владос, 2019. – 295 с.
19. Чернов А.С. Социально - утопические идеи и миф о «золотом веке» античного мира. Т. 1-2. – СПб.: Нева, 2019. – 215 с.
20. Шатров Н.Н. От общины к государству // Античное право. 2019. С.56.
21. Штаерман Е.М. Социальные основы в истории античного мира. - М.: Академия, 2018. – 290 с.