Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Обучение русскому языку играет важную роль в становлении личности обучающегося, так как способствует его социально-культурному развитию. В совершенствовании обучения русскому языку, в «вооружении» школьников надежными знаниями по предмету, в развитии их речевых умений и навыков наряду с урочной деятельностью огромное значение имеет внеурочная работа по русскому языку. Образовательная деятельность обучающихся не ограничивается лишь их присутствием на уроках и выполнением предметных домашних заданий. Грамотно организованная и систематическая внеурочная работа открывает возможность, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные обучающимися на уроках, с другой – шире раскрывать богатства русского языка. Таким образом, внеурочная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени обучающихся.
Внеурочная работа по русскому языку, как и по любой другой школьной дисциплине, является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и представляет собой «обязательный элемент нормально организованной работы школы». Необходимость проведения внеклассных образовательных занятий постоянно подчеркивается в педагогической и методической литературе. В опыте передовых школ внеклассная работа рассматривается как мощное дополнительное средство формирования у школьников интереса к предмету, как средство расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми на уроках, что является актуальностью данного исследования.
Интерес к такой работе активизируется с помощью занимательности. Занимательность внеучебной деятельности связана с формой ее организации, а точнее, выбором методов и приемов работы, использование ТСО и наглядности, включение интересных заданий, разнообразных лингвистических игр, с привлечением интересной информации. Внеурочная работа помогает формированию творческих способностей обучающихся. Некоторые виды внеурочной работы позволяют детям глубже понять роль русского языка в жизни человека и общества. Практически все виды внеурочной работы способствуют воспитанию у обучающихся культуры чувств. Главным образом это так называемые интеллектуальные чувства (чувство справедливости, долга, ответственности, сопереживания и вытекающими из этих чувств удовольствие или неудовольствие, радость или грусть, гордость или огорчение и т.д.).
Цель исследования – изучение особенностей и возможностей внеурочной деятельности в процессе обучения русскому языку.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить понятие и изменение форм внеурочной деятельности в образовательном процессе;
• Рассмотреть цели, содержание, методы, формы внеурочной деятельности по русскому языку;
• Определить специфику форм внеурочной деятельности по русскому языку;
• Проанализировать опыт внеурочной деятельности по русскому языку в условиях школы.
Объект исследования: внеурочная деятельность по русскому языку.
Предмет исследования: эффективные методы и приемы организации внеурочной деятельности по русскому языку.
Структура исследования: работа состоит из введения, четырех подпунктов, заключения и списка использованной литературы.
1. Понятие и трансформация форм внеурочной деятельности в образовательном процессе
В современной методике обучения в общеобразовательной школе большое внимание уделяется внеурочной деятельности.
Следует заметить, что у исследователей отсутствует единство в определении таких часто используемых понятий как «внеклассная деятельность», «внеурочная деятельность» и «внеучебная деятельность».
В случае смещения акцентов данной деятельности в большей степени на воспитание и отсутствие учебных задач речь идет о «внеучебной деятельности».
Учитывая то обстоятельство, что в настоящее время вместо терминов «внеклассная деятельность» и «внеучебная деятельность» чаще употребляется термин «внеурочная деятельность», я в своем исследовании буду руководствоваться именно им.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается «образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы» .
Введение внеурочной деятельности в Федеральный государственный образовательный стандарт является инновационным для школьного образования.
Согласно ФГОС внеурочная деятельность в основной школе должна быть организована в настоящее время не столько по конкретным предметам, сколько по направлениям развития личности (общекультурное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное» .
При этом наблюдается заметное смещение акцентов с узкой предметной области на более широкие вопросы развития и воспитания личности в целом, иными словами, особое внимание уделяется развивающим и воспитательным задачам.
Становление понятия «внеурочная деятельность» обусловлено логикой развития российского общества, процессами, происходящими в образовательной практике, следовательно, в разное время в зависимости от идеологических и культурных потребностей общества смысл и содержание этого термина изменялись. В настоящее время оно закреплено нормативно .
В теории и практике отечественного образования изначально доминировали термины «внешкольная», «внеклассная», «внеучебная», «внеурочная» работа. Выделяются следующие этапы развития данных видов деятельности: дореволюционный (до 1917 г.), советский (1917–2010 гг.) и современный (с 2010 г.).
Обратимся к характеристике отдельных этапов.
Возникновение феномена «внешкольной работы» в российском образовании (до 1917 г.). Анализ педагогической литературы позволил установить, что «внешкольное образование» как явление впервые появляется в педагогической литературе в конце ХIХ в. Можно констатировать, что данный феномен был описан и в научно-педагогической литературе. Внешкольное образование было тогда представлено как система просветительских учреждений, организаций и мероприятий «просветительского характера для народных масс» .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамов Я. В. Хроника народного образования // Русская школа. 1903. № 2. С. 15–16
2. Байбородова, Л.В. Организация внеурочной воспитательной работы в сельской школе в Условиях реализации Федерального общеобразовательного стандарта второго поколения: учебно-методическое пособие. – Ярославль : Департамент образования Ярославской области, 2011
3. Барышников, Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А.В. Кислякова, А.В. Щербакова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2014
4. Березина В.А. Дополнительное образование в России. - М.: Диалог культур, 2007. - 511 с.
5. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград: Перемена, 2001
6. Бучнева Г.А. Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе / Г. А. Бучнева // Молодой ученый. – 2017. – № 14 (148). – С. 702-705
7. Голокова Т.М. Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе в рамках внедрения ФГОС / Т.М. Голокова. – Электронный ресурс: https://clck.ru/aqx4H
8. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение. - 2011. - 223 с.
9. Жижина Е.И. Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе как средство развития коммуникативной компетенции учащихся / Е.И. Жижина. – Электронный ресурс: https://clck.ru/aqx5R
10. Кларин, М. В. Технология дискуссии в образовательном процессе/М.В. Кларин // Народное образование. 2015. №5 (1448). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-diskussii-v-obrazovatelnom-protsesse
11. Корягина, О. П. Проблема подросткового возраста / О. П. Корягина. – 2003. – С. 14‒19
12. Лобанов В. В., Ревякина В. И. Педагогика доктора Пирусского: новаторские опыты оздоровительно-образовательной работы в Сибири конца XIX – начала XX в. / Томский гос. пед. ун-т. Томск: Изд-во ТГПУ, 2013
13. Муштавинская, И.В., Князева, И.В. Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций и методических объединений учителей «Технологии внеурочной деятельности школы в условиях реализации ФГОС общего образования» [Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург. – 2017. – 71 с. // СПб АППО. – URL: // https://docviewer.yandex.ru/view/0
14. Найн А.Я. Проблемы управления профессиональной подготовкой кадров в условиях рыночных отношений.- Челябинск: Транспорт, 1991
15. Панов, Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку : пособие для учителей / Б. Т. Панов. – Москва : Просвещение, 1980
16. Прилепина И.А. Методика и технологии организации урочной и внеурочной деятельности по русскому языку и литературе / И.А. Прилепина. –. Электронный ресурс: https://clck.ru/aqx6j
17. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В. А. Горского. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2014
18. Семенова, Н. П. Потенциал внеаудиторной деятельности студентов в духовно-нравственном становлении личности / Н. П. Семенова // Совет ректоров. – 2016. – № 1. – С. 46-54
19. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе / А. В. Текучев. – 2-е изд. ‒ Москва : Просвещение, 1970
20. Фадеева Т.В. Инновационные формы внеурочной деятельности по русскому языку и литературе / Т.В. Фадеева. – Электронный ресурс: https://clck.ru/aqx8n
21. Хуртова, Т. В. Интеллектуальный марафон в школе. 5–11 классы : конкурсы, турниры, акции, фестивали / Т. В. Хуртова. ‒ Волгоград : Учитель, 2007.
22. Шацкий С. Т. Что такое клуб? // Собр. соч.: в 2 т. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1980. Т. 1
23. Янилкина Н.М. Внеурочная деятельность по русскому языку, её роль и место в учебновоспитательном процессе / Н.М. Янилкина. – Электронный ресурс: https://clck.ru/aqx9U