Фрагмент для ознакомления
2
Обращение к данной теме обусловлено её актуальностью и тем фактом, что мы являемся современниками серьёзных перемен, которые происходят в стране последние годы и которые находят отражение и в языке, и в средствах массовой информации. В связи с этим важное место отводится проблеме понимания современного газетного текста, его особой прагматической ориентации, а также тех языковых стилеобразующих факторов, которые характеризуют современный газетно- публицистический стиль. Проблема понимания текста занимает одно из наиболее важных мест в современных научных исследованиях. Несмотря на то, что в основе понимания газетного текста лежат те же механизмы, что и в основе любого другого текста, оно все же обладает своими отличительными чертами, обусловленными особенностями газетного языка, представляющего собой как бы столкновение экспрессии и стандарта. " Конструктивно заданное сочленение экспрессии и стандарта, " созидательный взрыв" определяют отстранение газетного языка по сравнению с языком вообще и обуславливают наше общественное восприятие любого газетного текста как газетного"[8; 245] .
Вместе с тем, изучая газетные тексты, анализируя их глубинный содержательный смысл, нельзя забывать о том, что язык - это эффективное средство внедрения в когнитивной систему человека. Язык выступает как социальная сила, как средство формирования взглядов и в этом смысле газетный язык , а значит и газетные тексты представляют собой мощное средство управления поведением людей. Новейшее время отмечено не только появлением новых журналистов и новых читателей, появилась также новая газета и современный газетный текст. Это обусловило необходимость исследования изменений в языке СМИ, в том числе в газетном тексте. Актуальность данной работы заключается в необходимости выявить и систематизировать основные теоретические аспекты и характер использования языковых стандартов в газетном тексте. Важным представляется анализ современного газетного текста с точки зрения его особого языкового стандарта, повышающего эффективность его речевого воздействия. Источниками фактического материала для данной работы служат публикации известных и наиболее читаемых российских изданий - газет "МК" и "Новая газета" и газета "Московский Комсомолец", которая позиционирует себя в качестве источника актуальных новостей и эксклюзивных комментариев относительно наиболее важных событий и трендов. " Новая газета" представляет качественный контент, посвящённый вопросам бизнеса и аналитики. Газета " Известия" - это советская и российская общественно- политическая и деловая ежедневная газета. Объектом исследования является языковой стандарт в газетных текстах. Предмет исследования - это особенности использования языкового стандарта в газетных текстах. Цель исследования - установить языковые стандарты их основные виды и формы, а так же условия их реализации. Задачи исследования состоят в определении понятия языковой стандарт, изучении особенностей языкового стандарта в газетных текстах различного направления, выявлении его особенностей в зависимости от тематической направленности материала.
Важность проблем, которые имеют место в современных медиа, а также определение путей дальнейшего развития газетного текста подтверждается многочисленными научными трудами и исследованиями, которые начиная с 40 - х годов ХХ века регулярно появляются в пространстве лингвистики и языкознания . Среди них особое место занимают труды В. Г. Костомарова, Г. Я. Солганика, Д. Н. Шмелева, В.В. Виноградова и многих других исследователей.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Практическая значимость работы определяется тем, что выводы, полученные в результате изучения проблемы языковых стандартов газетного текста могут быть использованы в учебных и дидактических целях при обучении пониманию газетного текста.
ГЛАВА I. ЯЗЫК И СТИЛЬ ГАЗЕТЫ
1.1. СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ГАЗЕТНОМ ТЕКСТЕ
Как было сказано выше, язык газеты, как разновидности СМИ, отражает все те динамические процессы, которые происходят в обществе. Можно сказать, что язык СМИ оказывает несомненное влияние на развитие современного русского языка в сторону ориентации на живую естественную непринужденную речь: речевая практика печатных изданий говорит о том, что язык газеты зависит от дискурсивных характеристик - типа издания, его концепции, идеологии, учредителей, рекламодателей, спонсоров и т. п. экстралингвистических параметров. В то же самое время сами СМИ испытывают на себе влияние общественных перемен, происходящих в обществе. Из этого взаимного влияния и складывается образ современных Медиа, которые представляется возможным рассматривать с теоретической точки зрения. Очень обобщенно можно сказать о том, что концепция массмедийного языка сложилась как междисциплинарное направление, в основе которого лежат когнитивно- дискурсивные и коммуникативно- прагматические научные методы. В данной работе предпринимается попытка осмыслить газетный текст современных СМИ с теоретической точки зрения. Анализ языка современных СМИ позволяет сделать осторожный вывод о некоторых видимых тенденциях , которые характеризуют направление развития газетного текста. Прежде всего, бросается в глаза коллоквилизация языка газеты, т. е. насыщение языковыми единицами, характерными для разговорной речи и одновременное расширение границ литературного языка, активное использование в СМИ субстандартных языковых единиц, а также креативная деятельность журналистов в сфере словотворчества, которая опирается в том числе и на этический аспект функционирования языка в современных печатных изданиях. Сказанное ни в коем случае не отменяет юрисдикции регламентирующих норм, принятых в журналистике. Речь идёт о так называемой прототипической норме, т. е. ориентированной на наиболее частотный образец коммуникативного поведения. Шкала прототипических оценок учитывает, насколько рассматриваемые речевые действия близки прототипу - лучшему образцу данной категории.
Такой подход позволяет считать, что все члены данной категории могут быть в большей или меньшей степени близки к прототипу. Когнитивный механизм, напротив, базируется на альтернативных " принято/ не принято", "удобно- неудобно". Используя коммуникативную стратегию, можно сделать вывод о том, что речевое взаимодействие может допускать отклонение от стереотипа, мотивированное ситуацией, индивидуальными особенностями журналиста и т. д. Это позволяет говорить о существовании четырёх типов коммуникативной нормы, определяемых ситуацией общения внутри газетного текста и различающихся по степени императивности. Они отражают сложившиеся в обществе представления о допустимых границах видоизменения речевого поведения, нарушение которых ведёт к коммуникативному конфликту. Последовательное разграничение типов коммуникативных норм позволяет выявить детерминирующие их факторы, к числу которых следует отнести следующие: установка на тип общения ( сотрудничество или противостояние), "степень сопротивления " адресата, дистанция между коммуникантами, имидж говорящего, имидж адресата ( в таком контексте мы сталкиваемся с игрой на повышение или понижение) и фактор искренности. Установленные критерии позволяют выявить механизм нарушений коммуникативных норм. Предложенные типы норм имеют ряд важных последствий для развития логико- грамматических категорий языка, проявляясь в его лексических и грамматических единицах. Непрерывное изменение языка наиболее отчётливо обнаруживаются в публицистике. Многие исследователи обращают внимание на пополнение словарного состава русского языка, которое в первую очередь прочитывается в публицистических текстах, как, например, образование русских слов по английскому образцу ( занимаюсь яхтингом), использование жаргонной по своему происхождению лексики ( крутой, отдыхает) или возврат в обиход устаревших слов и понятий, использование цитат и квазицитат, злоупотребление сниженной лексикой и пр.
Все эти тенденции в значительной мере были обусловлены фактором реакции на все советское, это был демонстративный отказ от советского официоза в публицистике, стремление к сближению языка автора и адресата.
Сейчас уже можно констатировать новый этап в развитии современного русского языка - языка XXI века, который характеризуется внедрением новых слов и понятий и размыванием границ между неофициальным, личным сообщением и сообщением официальным, публичным. Следствием этого процесса стало образование новых механизмов словоупотребления, новое отношение к коммуникативным нормам.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Васильева А. Н. Газетно-публицистический стиль речи. М., 1982. 134 с.
2. Виноградов В. В. Итоги обсуждения вопросов стилистики // Вопросы языкознания. 1955. N 1.С. 60-87.
3. Винокур Г. О. Язык газеты. Избранные работы по русскому языку / АН СССР. Отд-ние лит. и ж. М: Учтедгиз, 1959. 492 с.
4 Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 2003, с.75
5. Горшков А. И. Русская стилистика и стилистический анализ произведений словесности. М: Лит. ин-т им. А. М. Горького, 2008. 543 с.
6. Кайда Л. Г. Позиция автора в публицистике. Стилистическая концепция //Язык современной публицистики: сб. ст. М.: Флинт, Наука, 2008. 232 с.
7. Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка. М.: Флинта; Наука, 2008. 464 с.
8. Костомаров В. Г. Русский язык на газетной голосе. М., 1971. 268 с.
9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., - 2004, с. 236
10. Печетова Н. Ю. Стилистический аспект изучения языка средств массовой информации. Язык и межкультурная коммуникация: современное состояние и перспективы: материалы Второй Всерос. науч. интернет-конф. 2010.
11. Солганик Г. Я. Общая характеристика языка современных СМИ в сопоставлении с языком сми предшествующего периода // язык массовой и межличностной коммуникации: сб. ст. под ред. Я. Н. Засурского, Н. И. Клушиной, В. В. Славкина, Г. Я. Сопганика. М.: Медиа-Мир, 2007. С. 15–39.
12. Солганик Г. Я. О структуре и важнейших параметрах публицистической речи (языка СМИ) Язык современной публицистики: сб. ст. М.: Флинт, Наука, 2008, 222 с.
13. Шмелев Д. Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. М.: Наука, 1977. 168 с.
14. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. 424
15. Известия : 2005 - №19
16. МК - Урал: 2006 -№11
17. Новая газета: 2003 -№22
18. Новая газета: 2003 -№25
19. Новая газета: 2006 -№18
20. Новая газета: -№24