Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность нашего исследования заключается в том, что одной из самых важных задач логопедической работы с дошкольниками относится развитие у них связной монологической речи. Дошкольным образовательным организациям, в которых присутствуют группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, принадлежит самая главная роль в их образовании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений. От правильного освоения связной речью зависит успех ребенка в школе и во взрослой жизни.
Развитие связной фразовой речи очень важный аспект в общей системе логопедической работы с детьми дошкольного возраста. Развитие связной речи происходит в практической деятельности детей: логопедические занятия; дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры; прогулки; совместная деятельность педагога и детей и др. Исследования по развитию связной речи дошкольников речи освещены в ряде многих научных работ по логопедии.
Проблемой развития связной речи детей занимались К.Д. Ушинский, В.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.М. Бородич, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко и другие ученые. В работах исследователей подчеркивается, что в системе логопедической работы с детьми дошкольного возраста, развитие связной речи приобретает особую важность из-за структуры дефекта и превращается в серьезную задачу, которая становится основной конечной целью коррекционного процесса, цель которого трудно достичь, так как требуется длительная напряженная работа учителя-логопеда, педагогов, родителей и самого ребенка.
Теоретической основой исследования являются:
теоретические положения о развитии связной речи К.Д. Ушинского;
теоретические положения о структуре дефекта Л.С. Выготского;
теоретические положения о развитии речи детей раннего и дошкольного возраста и об обучении дошкольников родному языку В.И. Тихеевой, Е.А. Флериной;
теоретические положения о развитии связной речи детей дошкольного возраста в условиях педагогического воздействия А.М. Леушиной, В.П. Глухова.
Цель: Изучить теоретические основы изучения связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Рассмотреть определение понятия «связная речь» в психолого-педагогической литературе;
2.Проанализировать становление связной речи у детей в процессе онтогенеза;
3.Ознакомиться с психолого-педагогической характеристикой детей старшего дошкольного возраста;
Объект: Особенности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: Связная речь у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе воспитателя и учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности при решении задачи развития связной речи у детей 5-6 лет.
В своем исследовании мы использовали следующие методы: теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и практики, анализ.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Определение понятия «связная речь» в психолого-педагогической литературе
Речь, будучи основным видом коммуникативной деятельности, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Все функции коммуникации реализуются именно через речь, речевую деятельность. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание [1].
Речь не может существовать без мысли, без внутреннего программирования высказывания. Мысль и слово едины. Мышление нормального развивающегося ребенка неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается. Получается, что связная речь отражает логику мышления ребенка, его умение обдумывать воспринимаемое и умение выразить в правильной форме. Е.И. Тихеева по этому поводу пишет следующее: «Связная речь неотделима от мира мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития» [5].
Вопросами изучения связной речи в теоретических и практических трудах занимались выдающиеся зарубежные и отечественные психологи, педагоги, лингвисты и психолингвисты прошлого и современности. Среди них можно выделить следующих исследователей: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.М. Леушина, Ф.А. Сохин, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя и мн. др. По определению С.Л. Рубинштейна, связной называют такую речь, которая может быть понятна на основе ее собственного предметного содержания. Советский психолог пишет: «Связность – означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя. Связная речь – это такая речь, которая может быть вполне понятна на основе ее собственного предметного содержания» [2].
В своей методике по развитию связной речи М.М. Алексеева и В.И. Яшина отмечают, что термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: во-первых, как процесс, деятельность говорящего; во-вторых, как продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; в-третьих, в качестве названия раздела работы по развитию речи. Синонимичными к определению «связная речь» будут являться термины «высказывание», «текст». Так, например, в лингвистике термином «высказывание» определяются коммуникативные единицы (от отдельного предложения до целого текста), законченные по содержанию и интонации и характеризующиеся определенной грамматической или композиционной структурой [6].
А.А. Леонтьев к существенным характеристикам любого вида развернутых высказываний (описание, повествование и др.) относит связность, последовательность и логико-смысловую организацию сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей. Высказывание, в свою очередь, по мнению Т.А. Ладыженской, – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл. Профессор относит к важнейшей характеристике развернутого высказывания – последовательность изложения. Любое нарушение последовательности всегда негативно отражается на связности текста [17].
Что касаемо термина «текст», то в современной лингвистической литературе для характеристики связной развернутой речи применяется именно это понятие. К основным его признакам можно отнести следующие: тематическое, смысловое и структурное единство, грамматическая связность. И.А. Зимняя считает, что соблюдение связности и последовательности во
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белякова, Л. И. Диагностика речевых нарушений [Текст] / Л. И. Белякова, О. Ю. Филатова // Журнал «Дефектология». — 2017. — №3. — С.53-107.
2. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: Автореф. дис.… канд. пед. наук / Н.В. Елкина. – М., 2004. – 16 с.
3. Кондратенко, И. Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте [Текст]: метод, пособие / И. Ю. Кондратенко. — М.: Айрис- пресс, 2015. — 224 с.
4. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст]: метод. пособие / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: ООО «Центр Гуманитарной литературы «РОН», 2001. – 157с.
5. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебнометодическое пособие [Текст] / А.Н. Корнев. – СПб.: МиМ, 1997. – 28 с.
6. Лебедева, Т.В. К вопросу о закономерностях развития устной речи у детей в онтогенезе / Т.В. Лебедева // Логопед в детском саду. – 2016. – № 3(76). – С. 12 – 20
7. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст]: избранные труды / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2005. – 224 с.
8. Поливара, З.В. Дифференциальная диагностика речевых дисфункций у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / З.В. Поливара. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 140 с.
9. Сагалова, О.П. Особенности работы воспитателя логопедической группы [Электронный ресурс] / О.П. Сагалова // Электронный научнопрактический журнал «Ресурсы, обзоры и новости образования», – 2012. – Вып. 17
10. Смирнова, И.А. Логопедия. Иллюстрированный справочник [Текст] / И.А.Смирнова. – М.: Каро, 2014. – 232 с.
11. Соловьева, Н.В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. Библиотека журнала «Логопед» [Текст] / Н.В. Соловьева. – М.: Сфера, 2009. – 64 с.
12. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для пед. вузов / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001. – (Высшее образование). – 312 с.
13. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
14. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.
15. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии [Текст]: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 2016. — 223 с.