Фрагмент для ознакомления
2
Современная образовательная ситуация характеризуется рядом глобальных противоречий. Максимальная устремлённость в будущее сталкивается со стереотипами мышления и действий. Без преувеличения можно говорить о том, что гармоничное развитие личности было и остаётся главнейшей задачи в образовании. Сегодня важно развитие индивидуального потенциала каждого человека. Одним из направлений в развитии мировой и отечественной общественно-педагогической мысли являлась педагогическая психология, или как её называли раньше – педология. Разработанные П.П. Блонским идеи явили собой одну из первых попыток в отечественной науке отойти от логики формального мышления. В этом заключается актуальность работы.
Цель работы: дать характеристику идеям П.П. Блонского в вопросах обучения и воспитания с позиции его психолого-педагогического наследия.
Объект исследования – психолого-педагогическое наследие П.П.Блонского.
Предмет исследования – процесс становления и развития педагогических проблем школьной педагогической психологии в наследии П.П. Блонского и возможности их разрешения в современных условиях.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть истоки формирования взглядов П.П. Блонского на проблемы воспитания и обучения.
2.Выявить проблемы школьного образования с позиции взглядов П.П. Блонского и рассмотреть возможности их решения.
3. Предложить использование опыта П.П. Блонского при решении проблемы усвоения знаний современных школьников.
4. Предложить использование идеи П.П. Блонского об организации социального воспитания в современной образовательной среде.
В работе использован методы историко-педагогических исследований и метод сравнительного анализа.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, списка использованных источников.
Глава 1: Теоретические основы изучения педагогического наследия П.П. Блонского
1.1. Истоки формирования взглядов П.П. Блонского на проблемы воспитания и обучения
Проблема целостного образовательного процесса в современных условиях приобретает особую актуальность. Это связано с потребностью формирования и развития социально ответственной и творческой личности обучающегося. Многообразие факторов и условий делают
образовательную деятельность весьма сложным и противоречивым процессом [6].
В этом плане опыт крупного ученого П.П. Блонского представляет собой ценнейший источник психолого-педагогических и философских идей. Различным аспектам изучения педагогического наследия П.П. Блонского посвящено большое количество исследований. Среди них работы Н.Н. Медовой, Т.С. Просветовой, и др. Педагогическая психология или педология, к основателям которой принадлежал П.П. Блонский, берет свое начало в XIX веке. С этого времени, на Западе, а затем и в России, это направление научной мысли приобретает значение исторической тенденции [22].
Современная отечественная теория и практика обучения и воспитания пересматривают подходы к изучению ребенка. Всё чаще можно встретить работы, посвящённые целостному образовательному процессу, в котором, как утверждают исследователи, невозможно отделить обучение от воспитания, а сам учебно-воспитательный процесс часто позиционируют как обучающее воспитание. Если говорить о современной образовательной среде, которая в полном объёме должна соответствовать требованиям ФГОС, актуальных для любой образовательной ступени, то можно вести речь о том, что сегодня в образовательном процессе предъявляются требования как к обучению субъектов, так и к их воспитанию. Судить об этом мы можем по тому образовательному результату, который предъявляют современные образовательные стандарты. Речь идёт о предметных и метапредметных образовательных результатах, которые прописаны в ФГОС как универсальные учебные действия обучающихся. Если вспомнить о традиционной образовательной модели, то в ней требования предъявлялись лишь к так называемым ЗУНам, то есть, предметным знаниям, умениям и навыкам.
Современный ФГОС предъявляет требования к предметным и метапредметным образовательным результатам. Иногда можно услышать, что требования к предметным образовательным результатам предъявляет урочная деятельность детей и педагогов. Метапредметные результаты по большей части формируются в результате в рамках внеурочной деятельности. Это не совсем так поскольку предметные и метапредметные результаты неотделимы друг от друга. Современную образовательную модель, которая реализуется в рамках системно-деятельностного подхода нет возможности сравнивать с традиционной образовательной моделью, поскольку в рамках традиционной образовательной модели проверялись лишь ЗУНы по различным предметам. Традиционную образовательную модель часто называют знаниевой и педагог был в ней чаще всего транслятором. Нельзя говорить о том, что процесс воспитания не осуществлялся в традиционной образовательной системе, но как таковой проверке на выходе воспитание никогда не подвергалось. П.П. Блонский образовательный процесс всегда рассматривал как целостный. Это значит, что он не отделял обучение от воспитания. Нельзя здесь также не вспомнить о так называемой триединой образовательной цели, где речь идёт об обучении, воспитании и развитии ребёнка [5].
П.П. Блонский рассматривал ребенка как самостоятельную личность и склонялся к обеспечению качественной квалифицированной подготовки педагогов, способных воспитать такую личность. Образование, понимаемое им как освоение опыта и знаний, накопленных человечеством, и воспитание, трактуемое как формирование определенных отношений человека к миру и к самому себе, складываются в самостоятельную науку – философию образования и воспитания, которая использует идеи П.П Блонского [3]. Борясь с имевшимся в старой школе отрывом теории от практики, авторы программ того времени, в числе которых был и П.П. Блонский, встали на путь пересмотра содержания образования. Был предложен переход от предметного построения учебного плана школ к комплексному усвоению знаний, что приводило к определенному нарушению систематического изучения отдельных учебных предметов [10].
Концепция нового содержания образования получила свое воплощение в школьных программах 1922-1927 гг. Автором многих из них, в частности программы для первой ступени обучения и методических руководств для работы в первом классе, являлся П. П. Блонский. Психологию он объявляет наукой о поведении. Это приводит ученого к изучению психики как продукта общественной истории человека. Он активно занимается изучением истоков психического развития. Эволюцию человека П.П. Блонский раскрывал как процесс естественного развития, связанный с постепенным развитием мозга, органов чувств и конечностей, протекающий по биологическим законам [6].
Современники П.П. Блонского признавали его знатоком советской
психологии, поскольку он являлся автором генетической теории памяти и его
научный труд «Память и мышление», написанный в 1935 году, выдвинул
идею существования четырех видов памяти - моторной, аффективной,
образной, вербальной. Ссылаясь на философию, ученый выделил память как явление, которое проявляется по – разному, на всех уровнях биологического развития человека. Он утверждал, что память сохраняет, и забывает моменты собственного опыта человека через движения, чувства, образы и мышление. Анализируя виды памяти, П.П. Блонский критиковал взгляды З. Фрейда, который утверждал, что лучшему запоминанию событий способствуют приятные переживания и забываются неприятные [16] .
П.П. Блонский же утверждал, что вытесняя неприятные события, память бы способствовала торможению процесса приспособления. Он продолжал развивать взгляды К.Д. Ушинского и открыл много нового в изучении социальной жизни детей и их становление в определённых педагогических условиях. Мировоззренческие взгляды П.П. Блонского в дореволюционный период склонялись к пропаганде трудового воспитания и политехнического образования. Ученый полагал, что полноценное развитие ребенка может происходить только путем соединения производительного труда с физическим развитием, умственным образованием и политехническим воспитанием [1].
П.П. Блонский настаивал на необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка в образовательном и воспитательном процессе. Он считал необходимым оказание помощи детям в самообразовании и самоуправлении в школе как выражению их самодеятельности. Следующим этапом мировоззренческих взглядов П.П. Блонского была педология – течение в психологии и педагогике, обусловленное проникновением эволюционных идей развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Научные исследования П.П. Блонского в области педологии заключались в идеи о необходимости дифференцированного обучения детей. Здесь необходимо отметить, что термин дифференцированный подход к обучению актуален в образовании до сегодняшних дней. И тем не менее, далеко не все педагоги готовы дать полный и исчерпывающий ответ по поводу того, что именно имеется в виду под дифференцированным подходом в обучении детей. Чаще всего дифференцированный подход чаще всего подменяют индивидуальным подходом в обучении, но эти термины не однозначны. В традиционной образовательной модели понятия личностный и дифференцированный подход как нормативные никогда не выделялись. Лишь при переходе на системно-деятельностный подход педагоги стали говорить о личностно-ориентированном и личностно-деятельностном подходе к учебно-воспитательному процессу. П.П. Блонский уделял огромное внимание изучению психических свойств, таких как память, речь и мышление и всегда настаивал на том, что при обучении детей необходимо все эти свойства учитывать, поскольку у разных школьников они по разному развиты и функционируют. Педология как наука была направлена на комплексное изучение ребенка на разных стадиях детства, в зависимости от условий [20].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахмедьянова, А.Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно -
нравственного воспитания школьников [Текст] / А.Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - No 3. - С. 38 - 42.
2. Блонский, П.П. Задачи и методы новой народной школы [Текст] / П.П. Блонский // в 2 т. /под ред. А.В. Петровского. - Москва: Педагогика, 1979. - Т. 1. - С. 39-85.
3. Блонский, П.П. Педология: Кн. для преподават. и студ. высш. пед.
учеб. заведений [Текст] / Под ред. В.А. Сластенина. - Москва : ВЛАДОС, 1999. - 288с.
4. Бобылева, О.А. Ценности социального воспитания в наследии
отечественных педагогов начала 20 века [Текст] / О.А. Бобылева // Серия: Гуманитарные и социальные науки. -2011. - No 2. - С. 204-210.
5. Вклад П.П. Блонского и С.Т. Шацкого в становление советской педагогики [Информационный ресурс] / https://infopedia.su/25x12ad4.html (дата обращения: 10.04.22).
6. Гурова, С.И. Философская антропология П.П. Блонского [Текст] / С.И. Гурова // Вестник МГТУ. - 2008. - No4. - с. 595-60.
7. Иванцова, А.А. Современный учитель и творческое наследие П.П.
Блонского и С.Т. Шацкого [Текст] / А.А. Иванцова // Вестник Московского
государственного лингвистического университета. -2007. -No 531.- С. 125-134.
8. Каршинова, Л.В. Духовное и нравственное развитие и воспитание
личности в образовательном пространстве [Текст] / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. -2010. - No 6. - С.48 -52.
9. Кетова, Т.В. Классные часы духовно - нравственной
направленности [Текст] / Т. В. Кетова // Начальная школа. - 2011. -No 9. -С. 76 - 78.
10. Костькин, Д.А. Развитие теории нравственного воспитания в
отечественной педагогике в 1920 - 1950 годы [Текст] / Д.А. Костькин // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2011. -No 24. -С. 671-675.
11. Костькин, Д.А. Теория нравственного воспитания в отечественной
педагогике советского периода (1920 - 1950-е годы) как объект историко-
педагогического исследования[Текст] / Д.А. Костькин // Науковедение. -2014. -No 3 - С. 143.
12. Медова, Н.Н. Актуальность педагогических идей 20-30-х гг. 20 в. в
контексте современного реформирования образования [Текст] / Н.Н. Медова // Педагогическое образование в России. - 2011. - No1. - С. 51-53.
13. Очерки о П.П. Блонском [Информационный ресурс] /https://shchedrovitskiy.com/wp-content/uploads/blonsky-pavel-petrovich.pdf?ysclid=l1ti6f8nlc (дата обращения: 10.04.22).
14. Педагогические взгляды и деятельность П.П. Блонского [Информационный ресурс] / https://poisk-ru.ru/s20946t5.html (дата обращения: 10.04.22).
15. Педагогическая деятельность Блонского П. П. [Информационный ресурс] / https://uchitel76.ru/pedagogicheskaya-deyatelnost-blonskogo-p-p/ (дата обращения: 10.04.22).
16. П. П. Блонский как педагог и психолог [Информационный ресурс] /
http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000044/st002.shtml (дата обращения: 10.04.22).
17. П.П. Блонский и его вклад в педагогическую науку [Информационный ресурс] / http://childpsy.ru/dissertations/18354/ (дата обращения: 10.04.22).
18. Приводнова, Е.В. История гражданского воспитания в России [Текст] / Е.В. Приводнова, В.И. Купцов // Серия 20: Педагогическое образование. - 2015. - No 4. -С. 59-69.
19. Ферцер, В.Ю. Народно - гуманистические основы социализации
личности в отечественной педагогике во второй половине 19 - начале 20 века
[Текст] / В.Ю. Ферцер, Н.К. Кутякова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. -2013. -No 3. -С. 191-194.
20. Хоронько, Л.Я. Культурно - исторические предпосылки
становления гражданского образования в России [Текст] / Л.Я. Хоронько //
Образование. Наука. - 2015. - No 5. -С. 5560.
21. Ценюга, С.Н. Развитие основополагающих идей педагогической
диагностики в отечественном образовании (1917-1936 гг.) [Текст] / С.Н. Ценюга, Ю.С. Ценюга // Гуманитарный вектор. - 2009. - No3. - с.48 - 55.
22. Шалабанова, А.А. Теоретические основы социального воспитания в РСФСР в 20-е гг. ХХ в. / А.А. Шалабанова // Научно - методический
электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 4166-4170. - URL:
http://e-koncept.ru/2015/85834.htm (дата обращения: 10.04.22)
23. Шенгоф, Ю.В. Основные тенденции развития отечественной
педагогической теории формирования личности в коллективе в 20-30-е годы
20 века [Текст] / Ю.В. Шенгоф // Наука в современном обществе. -2014. - No 6. - С.50-52.
24. Яременко, Н.А. Воспитание толерантности и межнационального
сотрудничества в условиях современного образовательного пространства [Текст] /Н.А. Яременко // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2015. - No 3. - С. 45-49