Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследуемой темы заключается в том, что сегодняшняя динамично развивающаяся экономика приводит к тому, что фирмы и организации вынуждены постоянно эволюционировать, чтобы оставаться конкурентоспособным и финансово устойчивым.
Продукция или услуга, произведенная фирмой, должна быть оптимальным образом продана: то есть, с учетом всех предпочтений и пожеланий клиентов, и с получением наибольшей выгоды.
Поэтому главная задача любого предпринимателя – идеальным образом совместить желания клиентов и собственные производственные возможности. В этом случае у него будет возможность доказать покупателю неоспоримые преимущества своего товара, или услуги.
Целью работы является исследование анализа и путей повышения качества продукции.
Для достижения этой цели ставились и решались следующие задачи:
- изучить понятие качества и его экономическое содержание;
- рассмотреть методы управления и повышения качества продукции;
- изучить системы показателей качества продукции;
- дать организационно-экономическую характеристику ООО «Олматекс»;
- проанализировать качество продукции в организации;
- предложить пути повышения качества продукции ООО «Олматекс».
Предметом исследования является анализ и пути повышения качества продукции предприятия.
Объектом исследования является открытое акционерное общество «Олматекс».
Теоретической основой исследования послужили научные работы отечественных ученых Никифорова Н.А., Лазарева С.В., Салимовой Т.А., посвященные проблемам повышения качества продукции предприятия.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты исследования могут служить основой для анализа и путей повышения качества продукции предприятия. Полученные практические результаты нашли отражение в методических разработках, докладных и аналитических записках и в настоящее время находятся в стадии внедрения, что подтверждено соответствующим документом.
Методологической основой выполнения курсовой работы явились законодательные, нормативные и методические материалы, монографии и статьи отчетных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме, статистические ежегодники, статистические и экономические обзоры опубликованные в периодической печати.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие качества и его экономическое содержание
Проблема качества продукции во всем мире рассматривается как наиболее важная, поскольку она определяет престиж конкретных производителей и страны в целом на мировом рынке, а также научно-технический потенциал и степень развития экономики.
Проблема повышения качества продукции актуальна для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении эффективности производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность.
Понятие «качество продукции» как экономическая категория и объект экономической науки тесно связано с категорией потребительской стоимости, проявляющейся лишь в процессе использования товара.
В определении качества продукции используются два подхода: технический и экономический.
Технический – рассматривает качество как совокупность свойств продукции.
Экономический – совокупность свойств, которые способны удовлетворять потребности потребителей [4, с. 51].
Качество как экономическая категория является общественной оценкой, характеризующей степень удовлетворенности потребителей в конкретных условиях потребления той совокупностью свойств продукции, которой наделил ее изготовитель для этих условий. В то же время по отношению к предприятию достигнутое качество выпускаемой продукции непосредственно влияет на его конкретные экономические результаты деятельности.
Экономические категории качества проявляются двояко: через прибыль производителя от продажи качественно изготовленного продукта и через его затраты на обеспечение ожидаемого покупателем качества.
При насыщении рынка, когда конкурентная борьба стала особенно жесткой, повышение качества создаваемого продукта и его производства на конкретном предприятии зачастую становится вопросом о самом его существовании в силу того, что качество является главным фактором увеличения выручки от реализации продукции.
Высокое качество прямо снижает издержки за счет увеличения доли продукции, которую можно продать, уменьшения случаев возврата продукции покупателями вследствие появившихся дефектов, а также за счет снижения затрат потребителя на гарантийный ремонт. Качество становится важным элементом затратного механизма производства, непосредственно определяющим его производительность и эффективность [5, с. 150].
Затраты на превентивные действия – это затраты производителя на любые действия по предупреждению появления несоответствий и дефектов, а также внедрение и поддер¬жание системы обеспечения качества.
Затраты на инспекцию – это затраты производителя на организацию обнаружения ошибок и несо¬ответствий (дефектов) в процессе входного, текущего и выходного контроля продукции, приобретение и обслуживание контроль¬но-измерительного и испытательного оборудования, приемочные испытания готовой продукции. Эти затраты для любого произво¬дителя являются неизбежными. В рамках системы управления качеством предприятия эти затраты принято называть затратами на контроль качества.
Издержки на внутренний брак – затраты производителя на устранение выявленных в процессе производства дефектов (внутренних и внешних) с учетом затрат на изготовление качественной продукции взамен забракованной.
Издержки на внешний брак – дополнительные затраты производителя на исправление несоответствий переданного потребителю продукта или оказанных ему услуг по сравнению с тем, что он ему гарантировал.
Относительные доли затрат изменяются в широких пределах в зависимости от различных факторов (например, от организаций различного