Фрагмент для ознакомления
2
В последние годы заметно снижается интерес к книге у взрослых и детей. У этого явления различные причины: влияние интернета и телевидения, что ведет к изменению жизненных ценностей и позиции взрослого по отношению к совместной читательской деятельности с детьми, утеря традиций семейного чтения. В 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, в наши дни – около 7%. Это ведет к увеличению количества детей с трудностями овладения чтением. По самым скромным подсчетам, таких детей около 25 % [18]. Проблема сохранения интереса к книге и чтению сегодня очень актуальна. Многие современные дети не любят читать и не тянутся к книге, не воспринимают общение с художественной литературой как необходимость [11, с. 44].
В литературе отражены жизненно важные знания, система ценностей народа, традиций, характеризующие общество [16, с. 251]. Ребенок узнает из книг много новых слов, образных выражений, речь ребенка обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Благодаря литературе легче излагать собственное отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми, в свою очередь, служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
В современном обществе внимание к проблеме развития интереса к детской художественной литературе объясняется тем, что в контексте дошкольного образования больше внимания уделяется приобщению детей к чтению. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г., идет модернизация дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Определяются новые цели, задачи и направления в работе дошкольных образовательных учреждений, и одним из ведущих показателей готовности ребенка к обучению в школе является интерес к чтению.
Не только в школе, но и в дошкольных образовательных учреждениях одной из важнейших является задача пробудить у детей интерес к книге и чтению, развивать и поддерживать его [12]. Общение с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, развивает мышление и речь. Развитие человека как личности возможно только при регулярном чтении художественной литературы. Человек, вступающий в современную информационную среду и стремящийся активно пользоваться ей, должен уметь читать. Не просто складывать буквы слова – речь идет о чтении как, о сложноустроенном процессе. Истинное чтение, – это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». По словам В.А. Сухомлинского, чтение книг – тропинка, по которому умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка [19, с. 341].
Как показал анализ психолого-педагогических трудов таких авторов, как Д.Б. Эльконин, А.К. Запорожец, Л.В. Обухова, дошкольный возраст является оптимальным периодом для развития интереса к чтению художественной литературы. Даже если ребенок пока не умеет читать, а только слушает чтение взрослых, сам выбирает, что будет слушать, понимает и оценивает услышанное произведение, значит, является читателем. Если не заниматься воспитанием дошкольника как читателя, чтение может принести ему вред, закрепить в его сознании неадекватные стереотипы [7].
Все это говорит о том, что проблема развития интереса к детской книге у старших дошкольников очень актуальна.
Объектом исследования является процесс взаимодействия семьи и доу в развития интереса к чтению у детей 4-5 лет.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленный на взаимодействия семьи и доу в развития интереса к чтению у детей 4-5 лет.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать комплекс мероприятий, направленных на взаимодействия семьи и доу в развития интереса к чтению у детей 4-5 лет.
Для достижения цели данной работы были поставлены и решены следующие задачи:
1) Проанализировать понятия взаимодействие в учебно-методической литературе
2) Рассмотреть особенности читательского интереса у детей 4-5 лет
3) Провести диагностику уровня развития интереса к чтению у детей 4-5 лет
4) Разработать комплекс мероприятий направленных на взаимодействие семьи и ДОУ в развитии интереса к чтению у детей 4-5 лет
Методы исследования: теоретические и практические методы, беседа с детьми и их родителями.
Практическая значимость исследования: теоретически обоснованный комплекс мероприятий, способствующий развитию интереса дошкольников к детской книге, может быть использован воспитателями и методистами ДОУ в практике воспитания и обучения.
Проектировочная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад № 123
Структура КР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы взаимодействие семьи и доу в развитии интереса к чтению у детей 4-5 лет
1.1 Анализ понятия взаимодействие в учебно-методической литературе
Область педагогических взаимодействий практически безгранична, поскольку вбирает в себя все то, что касается процессов образования, обучения, воспитания, формирования коллектива (класса, школы), управления образованием, государственной политики образования и т.д. Но приоритет здесь все же отдается сфере человеческих взаимоотношений.
Обратимся к трактовке самого словосочетания «педагогическое взаимодействие».
Слово «взаимодействие», в свою очередь, составлено из двух корней — «взаим-» и «действие». Взаимный, согласно словарю С. И. Ожегова, означает «обоюдный, касающийся обеих сторон». Здесь необходимо сделать следующую оговорку: в педагогическом взаимодействии предполагается участие различных сторон, но это вовсе не означает, что этих сторон может быть только две (как на это указывает определение «обоюдный»). Само педагогическое взаимодействие — явление чрезвычайно разностороннее.[15]
Оно включает в себя: контакт в диаде (два участника, прямо или опосредованно включенные в учебный процесс), триаде (и далее по увеличению количества участников: учитель, ученик, родитель или психолог, завуч и др.), группе как совокупном субъекте, различающемся по составу, по характеру выполняемой деятельности (ученические коллективы, педагогический коллектив, родительский комитет, единый школьный коллектив и т. п.). Кроме того, педагогическое взаимодействие включает в себя сложную взаимосвязь общественных явлений — системы образования, общества, социального заказа и пр. Следовательно, в зависимости от конкретной ситуации количество сторон может быть самым различным, в том числе и выходящим за рамки двусторонних контактов.
Взаимосвязь и взаимодействие. По отношению к взаимосвязи психолого-педагогическое взаимодействие всегда детерминировано определенной целью — передачей знаний и общественного опыта. Нетрудно оказаться связанным с каким-либо явлением, однако чтобы вступить с ним во взаимодействие, необходимо иметь цель, осознавать взаимообусловленность совместной деятельности, планировать достижение предполагаемого результата и т. д. Так, учащиеся и педагоги школы находятся во взаимосвязи (временной, пространственной, функциональной и т.д.), но это вовсе не означает, что они непосредственно взаимодействуют друг с другом.[3]
Взаимоотношения и взаимодействие. Взаимоотношения — это специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность одновременного или отсроченного ответного личностного отношения. Взаимоотношения могут носить как официальный (подчинение, управление и пр.), так и неофициальный
характер (дружба, любовь, вражда и т. д.).
Известно, что учителя, придерживающиеся в поведении либерального стиля, обычно ориентированы на установление доброжелательных отношений с учениками. Таким педагогам бывает нелегко в жестких рамках решения дисциплинарных проблем. В этом случае процесс учебной деятельности устраивает обе стороны, но результаты могут оказаться неудовлетворительными: неважные оценки зконтрольные работы, сбои на вступительных экзаменах, вынужденное обращение за помощью к репетиторам и т. д.[6]
Вот почему по сравнению с взаимоотношениями взаимодействия носят более целенаправленный, продуктивный характер. Это вовсе не означает, что взаимодействия лучше взаимоотношений, поскольку многое зависит от цели контакта. Если предполагается общение с психотерапевтом, то очевидно, что определяющим будет именно характер взаимоотношений; если же необходимо достигнуть определенного конечного результата, то, безусловно, ведущими становятся совместные действия субъектов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азарова Л.И., Курганская Л.М. Чтение как социокультурное явление // Наука. Искусство. Культура. – 2013. – №2. – С.163-168.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
3. Беляева Н.А. Пути повышения интереса к учению. Новосибирск, 1968. 34 с.
4. Бабанский Ю. К. Познавательная активность. — М.: Просвещение, 1999. - 180 с.
5. Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения: сб. статей [Электронный ресурс] – Электронная библиотека ГНПБУ – http://elib.gnpbu.ru/text/davydov_o-ponyatii-razvivayuschego-obucheniya_1995/ (16.04.2022)
6. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы [Текст] / В.К. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2013. – 192 с.
7. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком дошкольником
литературного произведения: Избранные психологические труды: в 2 т. М.:
Педагогика, 1986. Т. 1. С. 64-57
8. Комарова, О. В. Привитие интереса к чтению и формирование читательской самостоятельности путем использования современных технологий [Текст] // Современная практика модернизации образования: Материалы IV городской конференции 23 марта 2015 года. – Дубна: МБУ «Центр развития образования», 2015. – С. 27-41.
9. Короткова, Н. В. Системный подход к обучению чтению на уроках русского языка [Текст] // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – №1 – С.15.
10. Коробейникова, Я. Ю. Формированиечитательской самостоятельности у детей [Электронный ресурс] – https://rae.ru/forum2012/265/1174 (13.12.16)
11. Лурия А. И. Психология. — М.: Психология, 2009. — 280 с.
12. Мали, Л.Д. Творческие работы на уроках литературного чтения в детском саду [Текст] // До и после. – 2013. – №8 – С.53-5
13. Матвеева Е. И. «Учим дошкольников понимать текст» Москва. «ВАКО». 2007
14. Мелентьева Ю.П. Чтение: явление, процесс, деятельность [Текст] / Ю.П. Мелентьева: Отделение историко-филол. наук РАН; Науч. совет РАН «История мировой культуры». – М.: Наука, 2010. – 182 с.
15. Ожегов С.И. СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н. Ю. Шведовой 20-е издание, стереотипное МОСКВА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1989
16. Светловская Н.Н., Пичерол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика. Учебная практика / Н.Н. Светловская. - М.: Академия, 2001.
17. Светловская, Н.Н. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать: Практическое пособие [Текст] / Н.Н. Светловская. – М.: Аркти, 2007. — 54 с.
18. Старикова, А.В. Психологические аспекты чтения Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] – http://gazpromschool.ru/old/teachers/pedsovet/img12_13/pedsovet15_12_2012_sta rikova.pdf (18.04.2022)
19. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа,
1974. 288 с.
20. Чернышева, Л. Н. Взаимосвязь читательской потребности, мотивации и интереса в процессе формирования юного читателя [Текст] // Ценности и смыслы. – 2012. – №3 (19) – С.129-137.
21. Чудинова, В. П. Читатели Российской государственной детской библиотеки / В. П. Чудинова / В. П. Чудинова, Е. А. Колосова, Е. А. Армадерова, Л. Н. Косенко ред.-сост. М. М. Самохина; Рос. Гос. б-ка для молодёжи. - М., 2010.
22. Чудинова В.П. Детское чтение. М.: Ком Книга, 2007. 131 с.
23. Чуковский К.И. От двух до пяти: сочинения в 2 т. М.: Правда, 1990. Т. 1. 271с.
24. Шатрова С.А. Приемы формирования у дошкольника- слушателя навыков будущего самостоятельного читателя // Начальная школа плюс: До и После. 2015. No 11. С. 22-23
25. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И.В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.