Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы заключается в необходимости изучения и понимания опыта политической жизни и мысли современного либерализма. Чтобы правильно подойти к анализу представленной исследовательской темы, необходимо изучить не только текущее положение дел в либерализме, но и оценить историческое развитие отечественного либерализма.
Исторически первой сформулированной политической идеологией была идеология либерализма, зародившаяся в 18, в. с этого времени в европейских городах образовался класс свободных собственников, не принадлежащих к дворянству и духовенству, так называемое третье государство или буржуазия. Он был активной частью общества, недоволен своим финансовым положением и видел свой путь к политическому влиянию.
Само понятие «либерализм» вошло в Европейский социально-политический лексикон в начале XIX века. Первоначально он использовался в Испании, где в 1812 году группа националистических делегатов на собрании Кортесов в Кадисе была названа «либералами». Затем он перешел на английский и французский, а затем на все европейские языки.
Главной ценностью либерализма, как уже следует из названия этой идеологии, является свобода личности. Духовная свобода - это право выбора в религиозных вопросах, свобода слова. Материальная свобода - это право владеть активами, право покупать и продавать в своих интересах. Политическая свобода-это свобода в прямом смысле слова при соблюдении законов, свобода в выражении политической воли. Права и свободы личности имеют приоритет над интересами общества и государства.
Критика либерализма никогда не прекращалась. И это стало особенно жестоким, когда эта идеология воплотилась в той социальной системе, в той социально-экономической манере, которую называли капитализмом. Капитализм обеспечил небывалый экономический рост и, как следствие, среднее богатство в тех странах, где реализовывались идеи либерализма.
Объект - идеология либерализма, история его развития.
Предмет - проявления либерализма в различных сферах общественной жизни, его влияние на современные политические процессы.
Цель – изучить суть либерального политического режима.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие политического режима;
изучить зарождение либерализма и неолиберализма;
изучить сущность и принципы либерализма как политического режима;
изучить либерализм в пореформенной России;
изучить новый либерализм;
изучить либерализм в России в XXI веке.
Структура работы – введение, две главы, в каждой из которых выделены параграфы, заключение и список использованной литературы.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЛИБЕРАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
1.1 Понятие политического режима
Понятие «политический режим» содержит в себе ответы на целый спектр вопросов, к примеру: как работает политическая система, кому принадлежит реальная политическая власть в обществе, какие методы она осуществляла, каковы объемы и гарантии прав и свобод человека, как гражданское общество и государство связаны и взаимодействуют.
Единого подхода к термину «политический режим» в академической и научной литературе не существует. Некоторые авторы отождествляют его с формой государства, правительством и структурой политической системы в целом.
Политический режим - функциональная характеристика власти, система приемов, методов, форм и способов осуществления политической власти в обществе. Эта концепция включает в себя все функциональные особенности политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, которые формируют определенный образ политической власти. В то же время понятие политического режима наряду с понятиями формы правления и формы правления определяют особенности формы государства. Если форма правления показывает, кто правит в государстве, то политический режим показывает, как на практике осуществляется государственное управление.
Режим – это управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти правящего класса. В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые немного отличаются друг от друга.
Политический режим каждой страны не только влияет на политику развития общества, социальной и классовой позиции, но и определяется прежде всего социальной сущностью государства. В рабочем обществе политический режим любого государства каким-то образом был связан с разделением свободных людей и рабов, что определило их положение в политической системе и по отношению к ней государственной власти; при феодализме такой же статус, как и при правых крепостных, вневедомственных отношениях; в демократическом обществе политический режим привел признание равенства всех людей перед законом к признанию неравенства в отношении собственности; в социалистическом обществе это было формальное равенство всех его членов не только в политической, но и социально-экономической и духовной областях.
Характер политического режима определяется набором параметров, таких как:
объем и уровень свободы в обществе;
режим осуществления государственной власти;
характер отношений между государством и обществом;
характер борьбы за политическое руководство (открытое, закрытое, промежуточное);
степень вовлеченности людей в политическую жизнь (отстранение масс от политики или предоставление им возможности влиять на политические решения);
ценности, которые приводят к политическому лидерству (консерватизм, реформизм, революционный);
способы формирования политических институтов;
методы принятия политических решений.
Древний философ Аристотель приводит два критерия, по которым политические режимы можно классифицировать:
в чьих руках власть;
как используется власть.
Любая форма правления, любой устойчивый режим могут существовать в двух разных государствах. Во-первых, режим (независимо от его структурных особенностей) может быть адаптирован к ситуации и способен действовать в интересах широких слоев общества в целом. Во-вторых, режим, правящая элита, даже в условиях демократии, может отстаивать и пытаться реализовать свои интересы. Греческий мыслитель Аристотель выделил три основные формы правления: монархию, аристократию и государственную систему. Он считал их «справедливыми», то есть в основном в интересах общества. Однако наряду с этими формами встречаются и «нерегулярные», возникновение которых связано с вырождением правильных.
На разных исторических этапах развития государства формировались разные политические режимы. А.Б. Венгеров на основе ретроспективных исследований выделяет деспотический, тиранический, тоталитарный и авторитарный режимы; он рассматривает режим «культа личности» и фашистский режим как разновидность тоталитаризма.
Основные типы режимов:
демократический режим - государственная власть гарантирует свободное развитие личности, ее прав и законных интересов.
антидемократический режим-характеризуется авторитаризмом, тоталитаризмом и т.д., характеризуется наличием таких форм, как тоталитаризм, в котором доминирующей идеологией является идеология правящей партии или структуры, захватившей власть.
самодержавие-коллективный тоталитаризм, представленный аристократией или олигархией
индивидуальное самодержавие-проявляется деспотизмом, тиранией, режимом личной власти
фашистский режим-нацизм, сионизм, исламизм.
Одним из видов демократического режима является либерализм. Либерально-конституционное государство государства, основанное на представительной демократии, в котором воля большинства и возможность избранных представителей осуществлять ограниченную власть во имя защиты прав меньшинств и свобод отдельных граждан. Характерным элементом либеральной демократии является Открытое общество, характеризующееся терпимостью, плюрализмом, сосуществованием и конкуренцией социально-политических взглядов.
1.2 Зарождение либерализма и неолиберализма
Истоки либеральной идеологии восходят к XVII-XVIII векам. В произведениях Ж. Локк, С. Монтескье, А. Смит, И. Кант озвучивают идею приоритетов прав и свобод человека, национального суверенитета и гражданского общества.
Первое упоминание самого термина либерализм (от латинского «liberalis» — «свободный») относится к 1811-1812 гг., когда в Испании группа политиков и публицистов определила разработанную Конституцию как «либеральную». Ранние либеральные концепции (традиция вигов в Англии с начала 18 века, идеология «отцов-основателей» американского конституционализма, Орлеаны во Франции в начале 19 века) носили элитарный характер. Их умеренное, осторожное отношение к идеи более широкой демократизации общественной жизни была связана с убеждением, что гражданин может быть только один человек, который сумел выразить, с соответствующим уровнем образования, финансовое положение независимое, лично заинтересован в сохранении принципов свободного общества. Элитарная интерпретация либерализма отражена в ограниченной и цензурированной системе избирательного права.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афанасьев, В. В. Общество и государство / В.В. Афанасьев. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 176 c.
2. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Новый Юрист, 2021. - 624 c.
3. Егоров, А. Н. Очерки историографии российского либерализма конца ХIХ – первой четверти ХХ в. (дореволюционный и советский периоды) / А.Н. Яковенко – М.: 2007. - С. 275
4. Зорькин, В. Д. Цивилизация права и развитие России / В.Д. Зорькин. - М.: Норма, Инфра-М, 2019. - 416 c.
5. Кудрявцев, Ю. А. Политические режимы: Критерии классификации и основные виды //Правоведение. -2002. - № 1 (240). - С. 195-205
6. Лазарев, В. В. Теория права и государства / В.В. Лазарев. - М.: Право и Закон, 2022. - 560 c.
7. Либерализм и социализм. Запад и Россия. К 200-летию со дня рождения А. И. Герцена. - М.: Ленанд, 2013. - 336 c.
8. Малько, А. В. Теория государства и права. В вопросах и ответах / А.В. Малько. - М.: ЮРИСТЪ, 2019. - 272 c.
9. Нерсесян, В. С. Современное право. Теория и методология / В.С. Нерсесян. - М.: Норма, 2019. - 304 c.
10. Петражицкий, Л. И. Теория и политика права. Избранные труды / Л.И. Петражицкий. - М.: Юридическая Книга, 2020. - 124 c.
11. Плискевич, Н. М. Право быть либералом // Общественные науки и современность. - 2008. - № 6. - С. 81-87
12. Поздняков, Э.А. Философия государства и права / Э.А. Поздняков. - М.: Весь Мир, 2019. - 273 c.
13. Самуэль, Г. Либерализм. Опыт изложения принципов и программы современного либерализма / Г. Самуэль. - М.: Либроком, 2010. - 490 c.
14. Тернер Р. Неолиберальная идеология. История, идеи и политика / Р. Тернер – М.: 2008. - С. 22
15. Травин, Д. Либерализм и либералы в российских реформах / Д. Травин. - М.: Дело, 2004. - 848 c.
16. Феофанов, Ю. В. О власти и праве / Ю.В. Феофанов. - М.: Юридическая литература, 2022. - 384 c.
17. Хвостов, В.М. Общая теория права: Элементарный очерк / Изд. стереотип. / В.М. Хвостов. - Москва: Гостехиздат, 2021. - 475 c.
18. Хомский, Н. Прибыль на людях: Неолиберализм и мировой порядок / Пер. с англ. Б.М. Скуратова. – М.: Праксис, 2002, С. 29
19. Яковенко, И. Г. Русский либерализм - историческая справка. Хрестоматия либерализма / И.Г. Яковенко – М.: 2006