Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Повышение качества выпускаемой продукции / услуги расценивается в настоящее время, как решающее условие их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции / услуги во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения ее национального богатства. Качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия.
Одной из основных задач производства продовольственных товаров является не только обеспечение конечного потребителя необходимым количеством продукции, товаров, работ и услуг, но и предоставление их с соответствующим качеством. Обеспечение качества – совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция удовлетворяет определенным требованиям качества.
Все вышеперечисленное обосновывает актуальность и значимость выбранной темы исследования.
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по повышению качества продукции ОАО «Новосибирский жировой комбинат».
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты повышения качества продукции;
охарактеризовать деятельность ОАО «Новосибирский жировой комбинат»;
проанализировать качество продукции предприятия ОАО «Новосибирский жировой комбинат»;
разработать рекомендации по повышению качества выпускаемой продукции.
Предмет исследования – качество выпускаемой продукции.
Объектом исследования является ОАО «Новосибирский жировой комбинат».
Методологической и теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам управления качеством услуг, теории управления, стратегического менеджмента, маркетинга. Источником информации явились материалы Госкомстата РФ, законодательные и нормативно-правовые акты РФ, отраслевые нормативные документы, бухгалтерская, финансовая и иная отчетность исследуемого предприятия.
Методы исследования. В ходе исследования были использованы диалектический метод познания предмета исследования, общенаучные методы исследования - комплексный и системный подходы, обобщение, сравнение и анализ.
Структура курсовой работы предопределена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретические основы оценки качества продукции
1.1. Сущность и принципы оценки качества объектов
Основным условием обеспечения конкурентоспособности любого предприятия является качество выпускаемой продукции. В современной конкурентной борьбе выживет только тот, кто обеспечит высокое качество по низкой цене.
Опыт передовых предприятий пищевой промышленности показывает, что качества можно добиться лишь совместными усилиями всего коллектива при активной позиции руководства и при использовании всех современных методов и инструментов менеджмента качества. Многие предприятия пищевой промышленности не уделяют вопросам управления качеством должного внимания, а применяемые методы и системы не дают ожидаемого эффекта. Причинами этого является формальный подход к созданию системы менеджмента качества, низкая квалификация персонала в области управления качеством и, как следствие, попытки решить проблемы качества методом проб и ошибок, силами лишь службы качества.
Понятие «качество» не однозначно, оно описывалось многими философами и теоретиками в области управления качеством. За время создания и развития науки о качестве у разных ученых и исследователей сложилось свое мнение о том, что такое качество.
Немецкое Общество качества дает следующее определение: «качество есть совокупность свойств и признаков изделий или процессов, которые обусловливают степень их пригодности для использования по назначению» [20, с. 57]. Джозеф Джуран, ведущий американский специалист по системам качества, считает, что «качество - это пригодность к использованию» [18, с. 16].
Стандартами также установлены определения качества. Так ГОСТ ИСО Р 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» определяет «Качество продукции и услуг организации определяется способностью удовлетворять потребителей и преднамеренным или непреднамеренным влиянием на соответствующие заинтересованные стороны. Качество продукции и услуг включает не только выполнение функций в соответствии с назначением и их характеристики, но также воспринимаемую ценность и выгоду для потребителя» [3].
Ниже приведены термины, сформулированные в Международном стандарте ИСО Р 9000-2015 [3].
Менеджмент – скоординированная деятельность по руководству (установлению направлений деятельности) и управлению организацией. Менеджмент качества может включать разработку политики в области качества, целей в области качества и процессов для достижения этих целей в области качества посредством планирования качества, обеспечения качеств, управления качеством и улучшения качества [3].
Планирование качества – часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества [3].
Управление качеством — часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (вместе с «ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции») [Электронный ресурс]: Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. ГОСТ Р ИСО 22000-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 23.07.2019 N 416-ст) [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь [Текст] (утв. Приказом Росстандарта от 28.09.2015 N 1390-ст). - М.: Стандартинформ, 2015.
4. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Требования [Текст] (утв. Приказом Росстандарта от 28.09.2015 N 1391-ст) (вместе с «Разъяснением новой структуры, терминологии и понятий», «Другими международными стандартами в области менеджмента качества и на системы менеджмента качества, разработанными ИСО/ТК 176»). - М.: Стандартинформ, 2015.
5. ГОСТ Р ISO 53893-2010. Руководящие принципы и требования в интегрированных системах менеджмента [Текст]. – Москва: Стандартинформ, 2010.Байдаков А.Н., Черникова Л.И. Управление качеством [Электронный ресурс]: Учебное пособие. - Москва: Издательство СтГау «Агрус», 2017. - 136 с.
6. Барановская И.А. Качество как объект управления / И.А. Барановская, М.Ю. Симбирёв // Качество в производственных и социально-экономических системах: сб. науч. тр. 6 Междунар. науч.-техн. конф.: в 2 т. Т.1 / отв. ред. Е.В. Павлов. – Курск, 2018. – С. 77-81.
7. Бузырев, В. В. Управление качеством в строительстве : учебное пособие для вузов / В. В. Бузырев, М. Н. Юденко ; под общей редакцией М. Н. Юденко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 198 с.
8. Быстрицкая А.Ю. Анализ системы управления качеством предприятия методом К. Исикавы // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития: сб. науч. ст. 8 всерос. науч.-пакт. конф. с междунар. участием. – Курск, 2018. – С. 115-117.
9. Вавилин, Я. А. Менеджмент безопасности продукции : учебное пособие для вузов / Я. А. Вавилин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 105 с.
10. Варжапетян, А Менеджмент качества. Принятие решений о качестве, управляемом заказчиком. 2-е изд. / А Варжапетян, и др. — М.: Вузовская книга, 2017. — 360 c.
11. Воронцова А.А. Анализ системы управления качеством, соответствующей требованиям стандарта GMP, на предприятии фармацевтической промышленности / А.А. Воронцова, О.А. Травина // Евразийский Союз Ученых. – 2017. – №12-1 (45). – С. 35-38.
12. Васин, С. Г. Управление качеством. Всеобщий подход : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. Г. Васин. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 404 с.
13. Вдовин, С.М. Система менеджмента качества организации: Учебное пособие / С.М. Вдовин, Т.А. Салимова, Л.И. Бирюкова. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 299 c.
14. Губарев, А.В. Информационное обеспечение системы менеджмента качества / А.В. Губарев. — М.: ГЛТ, 2018. — 132 c.
15. Заика, И.Т. Документирование системы менеджмента качества: Учебное пособие / И.Т. Заика, Н.И. Гительсон… — М.: КноРус, 2017. — 186 c.
16. Зекунов, А. Г. Управление качеством : учебник для бакалавров / А. Г. Зекунов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 475 с.
17. Ким А.В. Качество как объект управления // Scientific perspectives 2018: сб. материалов XXXV Междунар. науч.-практ. конф. – Астрахань, 2018. – С. 88-89.
18. Ковалев, А.И. Менеджмент качества функционирования предприятий / А.И. Ковалев, А.С. Зенкин, А.И. Химичева. — М.: ПП Цюпак, 2018. — 520 c.
19. Критический анализ развития системы управления качеством на предприятии с учетом критериев социально-экономической эффективности / В.А. Криулин, Л.А. Афанасьева, Э.В. Сукманов [и др.] // Экономика и предпринимательство. – Москва, 2018. – № 9 (98). – С. 949-953.
20. Логанина, В.И. Разработка системы менеджмента качества на предприятиях. Практическое руководство. / В.И. Логанина. — М.: КДУ, 2018. — 148 c.
21. Менеджмент качества. Практикум : учебное пособие для вузов / А. В. Рыжакова [и др.] ; под общей редакцией А. В. Рыжаковой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 205 с.
22. Сергеев, А. Г. Управление качеством образования. Документирование систем менеджмента качества : учебное пособие для вузов / А. Г. Сергеев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 158 с.