Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Сегодня очевидна необходимость поиска механизма формирования у подрастающего поколения сознательного отношения к вопросам личной безопасности в связи с проявлениями разрушительных сил природы, увеличения количества промышленных аварий, социального и экологического неблагополучия, а также отсутствия навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях.
В Письме Минобрнауки РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» указывается, что решение проблем безопасности возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасной жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В этом письме впервые уделено внимание формированию культуры безопасности воспитанников образовательных учреждений. Этот вопрос нашёл своё отражение и в ФГОС от 17.10.2013г. № 1155.
Специалистами разных научных направлений отмечается, что механизмом формирования ответственного отношения человека к своей безопасности должно быть образование (Н.А. Едимская, М.А. Котик, Л.А. Михайлов, С.А. Проскурин, Ю.В. Репин и др.). Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Т.Г. Храмцова и др.). Задача педагогов и родителей, по мнению Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Ю.В. Репин призывает педагогов прививать детям дошкольного возраста нормы безопасного поведения в окружающей обстановке.
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не только оберегать от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения в быту, социуме и природе.
Эта задача ставится в образовательной области социально - коммуникативного развития дошкольников определенного ФГОС ДО. Содержание деятельности, направленной на создание условий безопасности жизнедеятельности, представлено в программе дошкольного образования, которая ставит задачу сформировать социальный опыт, личностные качества ребёнка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях. В рамках решения данной задачи у детей дошкольного возраста формируются представления о значимости безопасного поведения для охраны жизни и здоровья: правилах дорожного движения; безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях; пожарной безопасности; общения с незнакомыми людьми на улице и др.
Таким образом, проблема формирования основ безопасности жизнедеятельности дошкольников является актуальной и недостаточно разработанной. Противоречие между необходимостью формирования знаний и навыков основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста и отсутствием системы методической работы по формированию основ безопасного поведения детей позволило обозначить проблему и определить тему исследования «Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования – теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить эффективность игры формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект – процесс использования игры в формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет – педагогические условия формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективнее при следующих педагогических условиях:
– внедрение комплекса игр по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста;
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
– Изучить особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста в психологопедагогической литературе.
– Проанализировать подходы к организации формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей в дошкольной образовательной организации.
– Провести опытно-поисковую работу по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Методологическую основу исследования составили теории формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста (Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич и др.).
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста, наблюдения, количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость исследования состоит во внедрении в практику дошкольных образовательных организаций педагогических условий, инициирующих процесс формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы определена ее целью и задачами. Работа состоит из введения, 2–х глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Анализ проблемы формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества. Основная цель в формировании основ безопасного поведения дошкольников – подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде - природной, техногенной и социальной.
В определении понятия «безопасность» можно выделить базовые элементы:
– безопасность часто рассматривается как способность объекта, явления, процесса сохранить свою основную характеристику и сущность в условиях целенаправленного, разрушающего воздействия извне или в самом объекте, явлении, процессе;
– безопасность – системная категория, это свойство системы, построенной на принципах устойчивости, саморегуляции, целостности;
– безопасность может рассматриваться, как одно из решающих условий жизнедеятельности личности, общества, а также государства, что позволяет им сохранять материальные и духовные ценности;
– безопасность в абсолютном своем выражении – это полное отсутствие опасностей и угроз в материальной и духовной сферах;
В последние годы проблема формирования основ безопасного поведения становится более актуальной, и это не случайно, потому что, наиболее уязвимой и подверженной различным опасностям категорией, являются дети. Ребенок дошкольного возраста, в силу своих физиологических возможностей, не способен оценить и самостоятельно определить всю меру опасности, но при этом именно дошкольники открыты новому опыту, восприимчивы к воздействиям, позволяющим формировать у детей основы безопасного поведения. Поэтому особая роль в организации педагогического процесса освоения ребенком основ безопасного поведения принадлежит окружающим его взрослым.
В Федеральном государственном образовательном стандарте в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования (Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155) определены основные задачи в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по формированию основ безопасности у дошкольников.
«Формирование основ безопасности» у дошкольников необходимо, осуществлять через решение следующих задач:
- формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
- формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил;
- воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
Содержание деятельности, представлено в программе дошкольного образования, которая ставит задачу сформировать социальный опыт, личностные качества ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях.
Существенный вклад в изучение опыта личности внесли Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др. В педагогической науке накоплен большой материал по организации и обогащению как социального, так и личного опыта ребенка. В работах данных исследователей отмечается, что дошкольный возраст является одним из важных этапов в становлении личностного опыта ребенка. Потому что, именно в этот период начинает складываться опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться и подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде. Однако следует отметить, что исследований по изучению условий, необходимых для формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения, до настоящего времени не проводилось.
Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения им определенных знаний, умений и отсутствием образовательных программ обучения дошкольников основам безопасности жизнедеятельности; жизненными потребностями в необходимости накопления ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников; важностью целенаправленной работы родителей, всех работников дошкольной образовательной организации и недостаточно сформированным практикоориентированным уровнем знаний и умений, которое обеспечивает содержание подготовки педагогов.
Под понятием «основы безопасного поведения» необходимо понимать такой набор стереотипов и действий в изменяющейся обстановке, который позволял бы сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, а также предупреждал физический и психический травматизм, создавая нормальные условия взаимодействия между людьми.
Многие отечественные ученые разрабатывали вопросы безопасности жизнедеятельности в своих исследованиях. Например, в работах психологов
В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, Д.В. Эльконина освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности детей. В научных трудах Н.Н. Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной, Т.К. Храмцовой, К.Ю.Белой отражены вопросы привития.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»// СЗ РФ. – 2012. – № 53. – Ст. 7598.
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. – 25.11.2013. – № 6241 (265).
3. Основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года: Утверждены Президентом РФ от 03 сентября 2011 г. // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2013. – № 1.– С.55–60.
4. Авдеева, Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/ Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб: Детство–пресс, 2015. – 240 с.
5. Анастасова, Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности/ Л.П. Анастасова, И.В. Иванова. – М.: Знание, 2016. – 120 с.
6. Башинова, С.Н. Советы психолога по основам безопасности жизни детей/ С.Н. Башинова, М.Г. Матвеева, Э.Э Ульянова // Детский сад от А до Я. Научно–методический журнал для педагогов и родителей. – 2016. – №4. – С.15–20.
7. Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина. – М.: Знание, 2015. – 124 с.
8. Белая, Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников / Н.Ю. Белая. – М.: Знание, 2016. – 90 с.
9. Болотов, В.Н. О новых актуальных программах по дошкольному образованию / В.Н. Болотов // Дошкольное воспитание. – 2016. – №1.–С. 4–9.
10. Боровлева, А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования / А.В. Боровлева // Управление ДОУ. – 2016. – № 7. – С. 76–83.
11. Васильева, Н. Островок безопасности Н. Васильева // Детский сад от А до Я. – 2016. – № 4. – С.117–121.
12. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. институтов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др. – М.: Просвещение, 2015. – 560 с.
13. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. СПб: Союз, 2016. – 540 с.
14. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский. – М.: Знание, 2016. – 560 с.
15. Григорович, Л. Опасные ситуации в жизни детей / Л. Григорович // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 7. – С.15–20.
16. Гуревич, А.В. Безопасность ребенка в большом городе: Педагогические и социальные технологии/ А.В. Гуревич, Е.В. Хижнякова, Э.С, Анопова. – М.: Знание, 2016. – 340 с.
17. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду /
В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – М.: Детство–Пресс, 2016. – 243 с.
18. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком– дошкольником литературного произведения / А.В. Запорожец // Избр. психологические труды. – М.: Педагогика, 2016. – Т. 1. – 610 с.
19. Иванова, Л.В. Безопасность малыша / Л.В.Иванова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011. – 64с.: ил. – (Советы Доброго Доктора).
20. Истоки: Базисная программа развития ребенка дошкольника/ Под ред. Л.А. Парамоновой, А.Н. Давидчук и др. – М.: Карапуз, 1997. – 190 с.
21. Козлова, С. Нравственное воспитание детей в современном мире / С. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 9. – С.98–104.
22. Козлова С.А. «Я – человек»: Программа приобщения ребенка к социальному миру С.А. Козлова. – М.: Знание, 2016. – 240 с.
23. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью/ С.А. Козлова. – М.: Педагогика, 2015. – 130 с.
24. Мельникова, Н. Один дома/ Н.Мельникова, Л.Захарова, Р. Шакурова //Дошкольное воспитание. – 2016. – №10. – С.44–52.
25. Мошкин, В. Воспитание культуры личной безопасности / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2016. – №8. – С. 13–16
26. Мубаракшина, И. Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности И. Мубаракшина // Детский сад от А до Я. – №4. –2016. – С. 105–111.
27. Программа «Развитие» (основные положения) / Докт. психол. наук, науч. рук. Л.А. Венгер, докт. психол. наук О.М. Дьяченко и др. – М.: Новая школа, 2016. – 64 с.
28. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2–е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика–Синтез, 2015.– 208 с.
29. Программа «Детство». – М.: Знание, 2015. – 120 с.
30. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С. Якобсон, Е. Соловьева, Т. Гризик, В. Гербова. – М.: Просвещение, 2016. – 80 с.
31. Сантаева Т. Безопасность детей и взрослых / Т. Сантаева // Управление ДОУ. – 2016. – № 3. – С. 44–47.
32. Стёркина Р. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста/ Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 5. – С.15–20.
33. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание.– 2016. – №4. – С.25–30.
34. Храмцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста Т.Г. Храмцова.– М.: Педагогическое общество России, 2016. – 80 с.
35. Худик, В. Организация условий безопасности жизнедеятельности дошкольников / В. Худик, И. Тельнюк // Детский сад от А до Я. – 2016. – № 4. – С. 60–62
36. Шорыгина, Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности / Т.А.Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64с.
37. Шорыгина, Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5–8 лет / Т.А.Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80с.